11 авг, 10:07
Высокопоставленные экс-сотрудники СБУ утверждают, что иностранные спецслужбы активно влияют на украинский парламент и правительство. Экс-председатель Главного управления военной разведки Министерства обороны и экс-зампредседателя СБУ Александр Скипальский заявляет, что 90% влияния на украинский парламент осуществляется через российские спецслужбы. «Пока многие об этом не говорят. Но я знаю даже некоторых генералов, которые утверждают, что возникновение независимой Украины — это очередная ошибка разведки», — сказал он....
Сотрудники СБУ говорят, что при отборе кадров для вербовки важен психологический фактор. «Некоторые из нынешних вице-премьеров вспоминают, что их бабушка была актрисой императорского театра, — говорит экс-сотрудник СБУ. — Их ориентация подсознательно носит промосковский путь. А вбросить эту идею или закрепить ее — это очень легко делается». Агентурная сеть имеет весьма разветвленную сеть. «О фамилиях я не могу говорить. Единственное, что могу сказать — о беззубости Украины в сфере разведки», — говорит Скипальский.
Все под контролем
Глава СБУ Игорь Дрижчаный отрицает такие заявления. «СБУ не грозит ни развал, ни ослабление, а ее офицеры не нуждаются в защите политиков», — сказал он. Правда, признает, что «информационно-аналитическая деятельность СБУ требует усиления». Экс-заместитель главы СБУ Александр Скибинецкий говорит, что особенно плачевно техническое обеспечение спецслужб. «В 1993-1994 годах из моего управления уволилась 1/6 часть сотрудников», — рассказывает он. По его словам, в срочном порядке пришлось доукомплектовывать состав аппарата контрразведки, в результате чего 37% личного состава составляли лейтенанты с опытом работы до трех лет.
Американский метод — исподтишка
Полковник СБУ в отставке Александр Маначинский, напротив, уверен, что влияние на украинский политикум имеют американские спецслужбы. По его мнению, основные каналы американской агентурной сети — неправительственные организации и фонды. «В начале 90-х едва ли не каждый чиновник пытался зарекомендовать себя перед иностранцами как человек сведущий, знающий свое дело и который мог бы дать побольше информации», — говорит Маначинский. По его словам, американская Rand Corporation (содействует научной, образовательной и благотворительной деятельности в интересах нацбезопасности США. — «ДЕЛО») в начале 1990-х платила по $10 за прослушанный курс лекций, а Фонд Джона и Кэтрин Макартуров (частная организация, осуществляющая программу финансовой поддержки проектов на территории бывшего СССР. — «ДЕЛО») предоставляет стипендии в размере $600 в месяц. Сотрудники спецслужб говорят, что эти аналитические работы доставляются американской агентуре, которая в свою очередь использует ее для работы внутри Украины.
Одна из форм вербовки и сбора информации — проведение опросов обычными коммерческими компаниями. «Однажды, когда я работал в научно-исследовательском институте, мне одна из фирм подсунула опросник. Когда я его прочитал, понял — там абсолютно четко изложен перечень задач, которые должен был решить нормальный шпион», — говорит полковник в отставке. В опроснике, в частности, спрашивалось: каковы взгляды тех или иных политиков на ядерное разоружение, кто является сторонником удержания стратегических наступательных вооружений, в чем слабость позиций политиков. «Эти же вопросы забрасывались, как правило, чиновникам высоких рангов», — сказал Маначинский. По его словам, предлагая гранты, иностранная агентура с 90-х годов начала бесплатно получать информацию, «за которую раньше приходилось перелезать через колючую проволоку, взлетать на ранцевом вертолете или тратить большую сумму денег». Кроме того, экс-сотрудники спецслужб рассказывают, что представители международных организаций и фондов «под прикрытием предоставления экспертной помощи по гармонизации украинского законодательства» зачастую просто лоббируют принятие Верховной Радой решений, которые выгодны для продвижения бизнеса мощных корпораций иностранных государств.
Лабиринты спецопераций
Военные эксперты говорят, что скандалы и кризисы власти в Украине также были организованы при помощи иностранных спецслужб. По словам Скипальского, дело Гонгадзе — это «многоходовая сцецоперация» с целью «компрометации внешнеполитического курса Украины через компрометацию президента Кучмы». «После переизбрания на второй срок он как раз начал активно действовать по сближению с Западом. И тогда возник кассетный скандал, «Кольчуги» и другие операции», — сказал Скипальский.
Эксперты считают, что политический скандал, связанный с заявлениями Александра Зинченко, который обвинил в коррупции «окружение президента Ющенко» — Петра Порошенко, Александра Третьякова и Николая Мартыненко — также был инициирован спецслужбами. «Учитывая психологическое состояние Зинченко, ему «подсказали». Иностранные государства заинтересованы в дестабилизации ситуации в Украине — ведь такая страна больше поддается иностранному влиянию», — считает Скипальский. Экс-глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности Георгий Крючков также отмечает сильное влияние иностранных разведок на политику Украины. «Различные разведки Запада и Востока оказывают влияние. Это факт. Гранты — основной механизм», — говорит он. «Я думаю, что российское влияние значительно уступает западному. Они думают, что хохлы никуда не денутся, и так под контролем», — говорит Крючков.
Нынешний глава СБУ Игорь Дрижчаный уверен, что его ведомство контролирует ситуацию. «За последний год контрразведкой было пресечено 56 попыток привлечения граждан Украины к сотрудничеству со спецслужбами других государств», — сказал Дрижчаный. Помимо этого, СБУ рассекретила девятерых иностранных разведчиков и воспрепятствовала шести операциям по передаче за границу информации, которая является государственной тайной.
Автор: Мирослава СКИБИНСКАЯ, газета «ДЕЛО»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/62418.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM