17 июл, 12:28
Аудиторский бизнес в Украине быстро растет, при этом оставаясь непрозрачным. Активный приход иностранных клиентов изменит структуру рынка и качество услуг аудиторов, а также подтолкнет отечественный бизнес к переходу на международные стандарты финансовой отчетности
Большинство людей, включая чиновников и предпринимателей, вкладывают в понятие «аудит» различное значение. В классическом понимании, аудит — инструмент повышения доверия к финансовой информации. Это не средство формирования финансовой отчетности и тем более не способ минимизации налогообложения. Он призван защитить общество от недостоверной финансовой информации. Однако, по мнению президента Украинской ассоциации сертифицированных бухгалтеров и аудиторов Вадима Линника, украинские потребители аудиторских услуг к такому восприятию аудита еще не готовы. Поэтому в большинстве случаев аудиторы подстраиваются под условия рынка.
Большинство предоставляемых украинскими аудиторскими компаниями услуг далеко от аудита. Причина кроется в Законе «Об аудиторской деятельности», принятом еще в 1993 году. Он давно устарел и полноценно не только не регулирует этот сегмент рынка финансовых услуг, но еще и вносит ицу в определения и подходы. По мнению экспертов, законодательство нужно менять, необходимо четко определить, что такое аудит и сопутствующие ему услуги, то есть очертить весь комплекс услуг, который регулируется стандартами Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Согласно этим стандартам, в задачу аудитора не входит раскрытие информации и ее подготовка — аудиторы не могут подменять бухгалтеров и финансовых директоров.
Широкий аудит
Согласно официальным данным Аудиторской палаты Украины (АПУ), на 1 апреля в стране работало 2277 субъектов аудиторской деятельности. По мнению генерального директора аудиторской компании «ЭКСПЕРТ» (украинского партнера сети RSM International)Дмитрия Алексеенко, условно можно выделить три основные категории аудиторов: компании «большой четверки», компании «реального сектора» и все остальные.
Деятельность «большой четверки», в которую входят компании PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst&Young и KPMG, нет смысла сравнивать с отечественными аудиторами. В каждой из них работают около двухсот сотрудников — стоимость их услуг колеблется от 50 до 500 долларов в час, что в несколько раз выше тарифов отечественных аудиторов. По разным оценкам, доля рынка, которую занимают компании «большой четверки» в Украине, составляет от 50 до 75%. Западные фирмы, работающие у нас в стране, для прохождения аудита практически всегда отдают предпочтение этим компаниям. Зачастую выбор обусловлен тем, услугами какой фирмы пользуется материнская структура — это необходимо для обеспечения единых подходов к аудиту. Однако бывают случаи, когда отечественные аудиторы готовят отчетность украинского представительства, а кто-либо из «четверки» ее подтверждает. Хотя в целом для отечественных аудиторов этот рынок пока закрыт.
В число компаний, относящихся к группе «реального сектора», входят универсальные аудиторские фирмы. В них работает больше двадцати человек, а ежегодная выручка превышает миллион гривен. Как правило, тарифы таких компаний — примерно 200 долларов в день на одного сотрудника.
Все остальные компании, а их более 80%, имеют либо меньшее количество работников, либо меньший размер доходов, у них нет известного бренда, а значит, и широкой клиентской базы. Стоимость услуг их сотрудников — 50–100 долларов в день, но если поторговаться, выйдет еще дешевле.
Согласно нашим исследованиям, для потребителей качественных аудиторских услуг наибольший интерес представляют компании «реального сектора». Обычно они выбирают три-четыре направления деятельности: аудит, международные стандарты финансовой отчетности, налоговый консалтинг, оценку, правовую поддержку, ведение бухгалтерского учета. По мнению Дмитрия Алексеенко, услуги по бухучету сейчас имеют низкую рентабельность, поскольку у отечественного потребителя еще не сформировалось понимание того, что его ведение аудиторской компанией должно быть гораздо дое, чем оплата услуг штатного бухгалтера.
Всего несколько украинских аудиторских компаний специализируются только на аудите, но и они не брезгуют оказанием дополнительных услуг. Большинство аудиторских фирм идут по пути предоставления широкого спектра услуг: от ведения бухгалтерского учета до консалтинга, автоматизации, бюджетирования, вопросов бизнес-проектов, разработки и внедрения программного обеспечения, автоматизации налогового учета и т. д. Аудит далеко не всегда оказывается самой востребованной услугой, поскольку клиент всt чаще хочет получить от аудиторской компании целый комплекс услуг. Исполнителю выгоден такой клиент, и он отрабатывает все заказы в комплексе. Однако широкий спектр услуг приводит к ухудшению их качества.
Неустоявшийся и перенасыщенный
Многие украинские компании предпочитают устанавливать на определенные виды услуг фиксированные тарифы. Как отмечает Вадим Линник, если аудиторская компания заработала себе имя, то есть существует на рынке десять-пятнадцать лет, в среднем ее тарифы составляют около 150 долларов в день на одного специалиста. Диапазон цен широкий: в Киеве — это 50–200 долларов в день, в регионах поменьше. Почасовая работа специалиста оценивается от 10 долларов (ассистент) до 40–50 долларов. Специалисты из «большой четверки» стоят дое.
Однако неофициальная форма оплаты услуг аудиторов постепенно себя изживает. Если фирма достигла в этом бизнесе успехов, она строит прозрачную для собственников структуру и в большинстве случаев заинтересована показывать всю выручку. Но серые формы оплаты — за консультации частным аудиторам — будут всегда.
Стоимость аудита — это всегда предмет торга. Есть базовые тарифы, ниже которых аудиторам работать неинтересно. Стоимость услуг профессионалов зависит от задач, которые ставятся перед ними, меры ответственности, категории клиента, срочности выполнения работы, глубины проверки и других факторов. По мнению Дмитрия Алексеенко, требования крупного клиента в полной мере могут удовлетворить не более двадцати работающих на украинском рынке компаний.
Судить об истинной емкости рынка аудита сложно, поскольку сами компании на контакт идут весьма неохотно, а Аудиторская палата предоставляет данные по объему оказанных услуг (выполненных работ) с большим опозданием: на сайте АПУ имеются данные только за 2003 год, когда объем рынка аудиторских услуг составлял 281,2 млн гривен. За два последних года емкость этого рынка выросла минимум вдвое.
По мнению специалистов, рынок аудита все еще не систематизирован и вместе с тем перенасыщен: ощущается острая контная борьба за клиента, которая ведется практически в каждом сегменте. Аудитора выбирают как семейного доктора, которому можно доверить самое сокровенное — здоровье бизнеса. Отсутствие независимого ресурса, который содержал бы всю информацию об аудиторских фирмах, затрудняет выбор для клиента. Очень редко аудиторы привлекаются на основе открытых тендеров. Как правило, 90–95% крупных государственных предприятий выбирают аудиторов на основании знакомства. При этом сплошь и рядом существует практика откатов, то есть возврат менеджерам, пригласившим специалистов, значительной суммы гонорара. Официально это представляется как агентские вознаграждения.
Борьба за 5–10% крупнейших отечественных потребителей аудиторских услуг очень жесткая. Смена аудитора на большом предприятии — целое событие, часто связанное со сменой собственника. Поэтому утечка любой информации, от цены до перечня выполненных работ, чревата потерей клиента.
Крупные зарубежные потребители аудиторских услуг разобраны транснациональными аудиторскими корпорациями. Отдельных серьезных зарубежных клиентов безуспешно пытаются перехватить три-пять отечественных аудиторских компаний, получивших статус ов международных объединений аудиторов. Большинство из них даже поменялj названия (например, «БДО Баланс-Аудит», АК «Фактор-Рtдль-Аудит», аудиторская компания Grant Thornton Ukraine — бывшая АФ «Зовнішінформаудит»), чтобы их ассоциировали с этими объединениями.
Есть несколько участников аудиторского рынка, которые без достаточных процедурных оснований штампуют аудиторские заключения по 50–100 гривен. Такие компании состоят из одного-трех человек, но за год выдают на-гора несколько сотен аудиторских заключений. Правда, невысокая стоимость такой штамповки не может вывести их на серьезные обороты. Кроме того, на рынке существуют компании, которые одновременно с подготовкой электронной версии годового отчета акционерного общества перед Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, параллельно подтверждают балансы по цене 200–600 гривен за услугу. Поскольку никто не жалуется, формальных оснований у АПУ для прекращения их деятельности нет.
Надо вскрывать
По мнению «Эксперта», основная проблема отечественных аудиторов заключается в информационной закрытости рынка. Как можно требовать от его операторов раскрывать информацию о себе, если сама Аудиторская палата не только несвоевременно предоставляет официальные данные по рынку аудита, но и не проводит никаких серьезных исследований? Контроля над качеством услуг аудиторов нет, украинский бизнес не понимает, зачем он нужен, молодежь часто рассматривает работу в аудиторской компании как инструмент профессионального проникновения на этот рынок, после чего покидает фирму — на рынке высокая текучесть кадров.
По мнению Вадима Линника, стоимость услуг аудиторов занижена, но пока нет факторов, способных сделать их дое. Аудит — это сфера трудовых затрат, так что если считать все налоги и отчисления, они составят 60–70% дохода. Поэтому аудиторские фирмы изыскивают различные способы снижения налогового бремени, например, прибегая к частному предпринимательству. Зачастую это оказывает серьезное влияние на отношения и прозрачность внутри аудиторской компании.
Проблемой системного характера является сертификация аудиторов. Речь идет о сертификатах серии «Б», предоставляющих право проводить проверку финансовой отчетности в отечественных банках. Тесты на сертификацию должна принимать АПУ, а выдавать сертификаты — Комитет по вопросам сертификации аудиторов банков Национального банка Украины. Однако начиная с 2001 года НБУ не выдает сертификаты, а лишь с периодичностью в два-три года продлевает их действие. В октябре 2004-го Нацбанк продлил срок действия таких сертификатов до начала 2007 года. В результате 69 аудиторских фирм, список которых размещен на сайте НБУ, монополизировали этот вид услуг.
Тормозит развитие рынка и медленный переход субъектов предпринимательства на международные стандарты финансовой отчетности. Однако приход иностранных компаний в украинскую экономику стимулирует этот процесс и является главной причиной увеличения востребованности аудиторских услуг. Крупные компании и дальше будет интересовать аудит в чистом виде: достоверность финансовой отчетности, ее правильность и объективность. Средний бизнес и частных предпринимателей все больше начнут волновать вопросы налогообложения, получения консультаций и других сопутствующих услуг.
Учитывая евроинтеграционные устремления Украины, а также опыт восточноевропейских государств и России, вскоре в нашей стране произойдет всплеск интереса к ведению учета по международным стандартам. С этого года международные стандарты финансовой отчетности требуют от компаний, акции которых входят в листинг международных фондовых бирж, иметь системы внутреннего контроля и менеджмента. Услуги по налаживанию таких систем у клиентов некоторые отечественные аудиторские фирмы уже успешно освоили.
Шаг к прозрачности
Специалисты «Эксперта» в течение четырех месяцев исследовали рынок аудиторских услуг. Детальную информацию о своей деятельности предоставили всего одиннадцать аудиторских фирм. Полный пакет финансовых отчетов, подтверждающих основные данные анкетирования, представили лишь пятеро.
Из «большой четверки» в исследовании участвовала только компания PricewaterhouseCoopers. Другой ее представитель — компания Deloitte&Touche — обосновала свой отказ конфиденциальным характером необходимой информации. Многие специалисты отечественных фирм спрашивали, участвует ли в исследовании кто-либо из «большой четверки». Это означает, что рынок ориентируется на четыре ведущие мировые компании и соизмеряет с ними свои шаги по раскрытию информации.
Фирмы, раскрывшие информацию о своей деятельности, сделали шаг к открытости и показали, что готовы конкурировать на открытом рынке. Полный отчет о проведенном исследовании смотрите на сайте рейтингового центра информационной группы «Эксперт Украина» (expertra). Владимир Духненко
Владимир Духненко, Оксана Дуброва, Еxpert
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/59613.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM