14 июл, 11:45
Директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев советует гражданам Украины ничего не читать на политические темы до вторника. Именно к этому дню, по его мнению, у политиков пройдет стресс.
— Почему затягивается процесс переговоров между конфликтующими политическими силами?
— Любой политический процесс состоит не только из меркантильных и прагматичных расчетов, но и символических составляющих. Президент рад бы договориться с Партией регионов, однако ему важны символические составляющие альянса. Виктор Ющенко не может допустить союза его демократических сил с сине-красными силами. Как не может президент представить себе коалицию с политическим поражением НУ. Кроме того, он бы очень хотел, чтобы будущая власть была относительно нейтральна. Уже сейчас понятно, что у будущей власти не будет яркого вождя. Если мы исключим Александра Мороза, который уже не вождь, то лидеров — не остается.
— А чем спикер в лице Мороза — не вождь?
— С момента, когда он ограничился личными амбициями, он перестал быть лидером. Премьер же у такой коалиции «компромисса» будет относительно неконфликтным.
— Насколько велик шанс у НУ навязать ПР свою кандидатуру премьера?
— Такой шанс Ющенко уже потерял. Этот шанс был у НУ в прошлый четверг и пятницу. Еще тогда ПР, поддерживая Мороза, заявляла о готовности идти на компромисс. «Наша Украина», находясь в традиционной неврастенической ситуации, этого не услышала. Для того чтобы получить рациональный ответ, каким же будет выход, ждите следующего вторника.
— Почему именно вторника?
— Последствия неврастенического приступа — 70 дней. У политиков сейчас стресс, упрощенный подход к проблемам, они часто не контролируют семантические формы. Озвученная ими реакция на те или иные события, кажется им адекватной. Хотя таковой не является.
— Решение экс-лидера СПУ Александра Мороза стать спикером ВР тот случай?
— Тот самый. Мороз — это вообще классический случай психологической неврастении и неудовлетворенных амбиций. Многие, кто сталкивался с ним в последние три месяца, подчеркивали, что у Мороза появилась проблема гипертрофированной амбиции. Мало того, что он ведет себя иррационально, он искренне считает, что он — единственный в государстве, кто способен «рулить»… Так что в ближайшие несколько дней предлагаю ничего не слушать и ничего не читать на политическую тематику.
— А дальше?
— Уже со вторника, по моему прогнозу, в том или ином виде начнется популяризироваться формула национального пакта, компромисса, примирения, которая позволит сторонам объяснить, почему они начали двигаться навстречу друг другу. Президент поддержит такую формулу, назвав ее своим проектом. В сухом остатке на первом этапе мы можем получить коалицию компромисса, в которой будут участвовать Партия регионов и Социалисты. Я не исключаю, что часть «нашеукраинцев» в заявительном порядке тоже будут присутствовать в альянсе.
— Чьи амбиции пострадают на этот раз?
— Жертвами могут стать коммунисты.
— Как вы относитесь к идее создания «широкой коалиции»?
— Широкая коалиция — уже метафора. Она была актуальна, когда речь шла о возможности учреждения нового альянса несколькими участниками парламента. Кроме того, после создания «антикризисной» коалиции, вопрос о создании широкой коалиции нужно снимать. Я не думаю, что возможен вариант, когда к антикризисной коалиции подключится вся НУ. Обсуждаемые сейчас модели возможного альянса, так или иначе, пораженческие.
— Насколько вероятен альтернативный альянсу с ПР вариант — Виктор Ющенко распустит парламент?
— Длительное время я очень толерантно относился к позиции президента и разделял его енность по части тактики ведения переговоров: нехорошо во время переговоров использовать инструменты шантажа, предательства и всевозможных подтасовок. Но недавно я с удивлением услышал, что сам Президент начал «ать в колпачки», угая распустить парламент. Одно дело, когда в такой стилистике свою позицию озвучивает рядовой политик, другое дело — гарант Конституции. Кроме того, президенту может не нравиться созданная коалиция, но он не имеет права с ней бороться. Как политик — да, Ющенко может распустить парламент, однако президент понимает, что политическое поражение будет еще больше, нежели присоединение к антикризисной коалиции.
— Поражение «НУ»?
— Я думаю, на этих выборах (в случае перевыборов) возникнет вопрос о состоятельности блока НУ, как блока и его целостности. Низкий результат будет означать крайне слабое влияние блока в обществе, а попытка соорудить новую конструкцию альянса, которую месяц назад предлагала лидер БЮТ Юлия Тимошенко, будет означать, что «Наша Украина» не состоялась вообще. Команда президента будет распилена, что создаст условия для дальнейшей делигитимации президента как национального лидера. Это исторический и политический риск. Я думаю, что не только Ющенко, но и большинство региональных политических элит уже поняли, что этот парламент — не долгожитель. Ну невозможно в этом бермудском треугольнике с хроническими катастрофами кораблей как-то плавать.
— А когда парламент-то распускать?
— Вопрос технологический. Сейчас проывают две силы — БЮТ и «НУ». Вряд ли политическая архитектура изменится, а тупик будет очень глубоким. И второе: если парламент — не долгожитель, и мы рассматриваем это как новый политический цикл, связанный с бушующей архитектурой власти, то следует рассматривать будущие парламентские выборы в прямой связи с выборами президентскими. Многие уже считают, что Виктор Ющенко не способен пойти на второй срок по ряду причин: политических, электых, психологических. Тем не менее сам он так не думает. Гарантия успеха Ющенко на следующих выборах — поддержка его персоналии восточными элитами. Ющенко нужно вновь завоевать мечту украинского политика: стать меньшим из зол.
— Каким образом?
— Нужно таким образом выстроить сюжет парламентской кампании, предшествующей кампании президентской, чтобы большинство политических сил, конкурируя между собой, признали Ющенко — фигурой компромисса. В эту у умел ать Леонид Кучма. Теперь учится ать и Ющенко. Отсюда вывод: президент может шантажировать парламент роспуском, но ему это не выгодно.
— Если и этот сценарий не удастся, насколько, по-Вашему, возможен вариант президентских довыборов?
— Пока что оснований как для роспуска парламента, так и для досрочных президентских выборов — недостаточно. Все рассуждения о процедуре импичмента президента и различных технологиях увольнения депутатов — скорее, страшилки, которые используются с целью повлиять на Виктора Ющенко, а не в качестве реальных угроз. Этот парламент не в состоянии даже 226 голосов насобирать.
Автор: Светлана КРЮКОВА, газета "Экономические известия"
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/59465.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM