10 июл, 11:34
К традиционному влиянию мирового рынка, повышающему цены на нефтепродукты в Украине, присоединится парламент
Розничные цены на А-95 и дизтопливо в Украине с начала года выросли в среднем на 11 и 13% соответственно. В опте динамика еще выше: высокооктановый бензин подоал приблизительно на 20%, солярка — на 15%. На период отпусков безрадостная для отечественных автолюбителей тенденция сохранится. А намерения украинского парламента до конца года могут спровоцировать очередной всплеск подоания.
Внешние тенденции
26 июня вступило в силу постановление правительства РФ об увеличении вывозных таможенных пошлин на экспорт светлых нефтепродуктов (дизельное топливо и автомобильные бензины) на 6,53%, до $146,9/т и темных нефтепродуктов (различные масла и мазуты) на 6,59%, до $79,2/т. А с 1 августа экспортная пошлина на российскую нефть побьет новый рекорд и составит $216,4/т. Их увеличение, естественно, отразится на цене нефтепродуктов в Украине, но прогнозы отечественных участников рынка различны. В ОАО «Концерн «Галнафтогаз» говорят, что рост ставок на нефтепродукты незначительно повлияет на стоимость топлива, поскольку отечественные НПЗ активно конкурируют с импортом в цене, а вот влияние повышения пошлины на нефть на стоимость горючего будет более значимым. «При нынешней ситуации к концу июля — началу августа вполне вероятен рост цен на уровне 5–10 коп./л. В этом вопросе все зависит от стоимости нефти на мировом рынке. Сейчас в связи с последними событиями на Ближнем Востоке цены на нефть сильно заполитизированы. Также на стоимость влияют прогнозы на сезон циклонов в США и сезонный рост потребления нефтепродуктов в Украине. На основании этого можно ожидать очередного повышения цен на нефть», — сообщил пресс-секретарь «Галнафтогаза» Олесь Пограничный.
В «ТНК-ВР Украина» не видят существенных причин для подоания, отмечая, что после открытия границ для импорта, российские экспортные ставки не влияют на стоимость нефтепродуктов в крупном украинском опте. «Цены здесь диктует мировой рынок, а он сейчас стабилен. Также существенно снизилось влияние цены импортируемой из РФ нефти на стоимость топлива в Украине: за январь–июнь Urals подоала в среднем на 25%, а нефтепродукты всего на 7–8%. Наш рынок стабилен и насыщен, поэтому мы считаем, что увеличение экспортной пошлины на нефтепродукты не приведет к сокращению импорта топлива и его удоанию, — утверждают в украинском офисе ТНК-ВР. — Когда мы говорим о розничных ценах, нужно принять во внимание, что после открытия границ для импорта крупнооптовые цены снизились, а розничные нет. То есть маржа от производителей нефтепродуктов перетекла к продавцам. Сегодня маржа украинских розничников значительно выше, чем в развитых европейских странах, — владельцы местных станций зарабатывают на продаже нефтепродуктов на 30–40% больше, чем американцы или европейцы. Поэтому колебания в оптовом сегменте (а они действительно ожидаются после очередного увеличения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты) необязательно выльются в розничный сегмент — запас прочности, сформировавшийся в рознице, позволяет компенсировать ценовые колебания и сводить их к незначительным 2–3%-ным изменениям». Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «Лукойл-Украина» Владимир Емелин отмечает, что повышение ставок на нефтепродукты не отразится на стоимости горючего, так как импорт нефтепродуктов из РФ невысок — россиянам элементарно невыгодно завозить топливо в Украину, потому что сегодня цены на нашем рынке значительно ниже котировок Platts, определяющих стоимость импортного топлива и влияющих на формирование крупнооптовой цены в Украине. В итоге нефтяникам из РФ выгоднее везти продукт на экспорт в дальнее зарубежье. «Топливо будет доать, но в соответствии с общим повышением цены на мировом рынке», — заключили в «Лукойл-Украина».
Отечественная реформа
Куда более значимую лепту в изменение цен на бензин и солярку, а также перераспределение долей операторов на рынке нашей страны в ближайшем будущем могут внести парламентарии. Депутаты намерены принять изменения в Таможенный тариф Украины и Закон «О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)» в течение трех месяцев. В частности, реформы предусматривают введение пошлин на нефтепродукты, которые должны стимулировать повышение объемов переработки нефти на НПЗ и увеличить производство нефтепродуктов.
Прогнозировать размер нынешних ставок и причины, на основании которых чиновники вновь заговорили о заградительных пошлинах, сложно. Тем не менее можно предположить, что одним из оснований послужило двукратное снижение налоговых отчислений в госбюджет: по итогам 2005 г. отрицательное сальдо между приростом импорта и падением производства светлых нефтепродуктов составило немногим больше 1млн т, при этом во втором полугодии 2005 г. по сравнению с первым налоговые поступления от украинских НПЗ сократились на 55% (с 1,3 млрд грн. до 0,5 млрд ). В свою очередь, вычисляя возможные размеры ставок, можно принять во внимание расчеты Минэкономики. По данным ведомства, акциз на импорт горючего на уровне 20–25 евро/т должен стимулировать работу отечественных НПЗ.
Стоит напомнить, что в мае 2005 г. правительство Юлии Тимошенко приняло нулевую ставку ввозной пошлины на бензин и солярку (вместо 15 и 40 евро/т соответственно). Это позволило стабилизировать рынок за счет увеличения доли импорта (с 5–7 до 25–30%). В то же время отмена заградительных пошлин значительно снизила прибыль отечественных нефтяных компаний, которые наперебой напоминали украинским чиновникам «о необходимости защиты собственного товаропроизводителя». В принципе основания для опасений в хозяев НПЗ есть: по сравнению с 2004 г. объемы импорта светлых нефтепродуктов в 2005 г. выросли в 1,7 раза, при этом объемы переработки внутри страны в прошлом году сократились в среднем на 17,8%, производство бензина — на 13,2%, солярки — на 16,4%. Сокращение объемов переработки нефти и производства светлых нефтепродуктов в первом квартале 2006 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.) стало еще более значительным: переработка нефти снизилась на 31%, производство бензина — на 26%, дизеля — на 30%.
Средний ежегодный объем потребления нефтепродуктов в Украине составляет около 25 млн т. На сегодняшний день объемы импорта, занимающего основные позиции по бензину А-95 и дизтоплива, выросли в четыре-пять раз, до 25 и 65% (от общего объема потребления в стране) соответственно. В случае принятия пошлины на уровне 25 евро/т импортное топливо подоает ориентировочно на 6–10 коп./л, что спровоцирует снижение объемов его поставок и позволит местным производителям поднять ценовую планку. По мнению экспертов, доля импортируемого топлива может уменьшаться до уровня 100%-ной загрузки производственных мощностей отечественных НПЗ. Если учесть, что сегодня Лисичанский и Кременчугский заводы используют около 60% существующих мощностей, перерабатывая ежемесячно порядка 450 тыс. т сырья, Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ с трудом осиливают по 100 тыс. т в месяц (эти четыре предприятия загружены примерно на 50%), а Одесский и Херсонский стоят на реконструкции, можно предположить, что в случае принятия пошлин наиболее выгодные позиции получит ТНК-ВР и «Татнефть». «Сейчас кем-то лоббируется вопрос введения заградительной пошлины. Уже подготовлен проект в Верховную Раду о возврате отчислений $25 с тонны в Пенсионный фонд. Скорее всего, после этого объемы импорта значительно сократятся, и мы перестанем ввозить качественный товар румынского и болгарского производства, соответствующий европейским стандартам EURO-2,3,4, — сообщил Владимир Емелин. — Пошлину необходимо вводить, но на те продукты, которые выпускают украинские товаропроизводители».
В «ТНК-ВР Украина» пояснили, что не ведают кулуарными договоренностями, при этом отмечают, что поддерживают внедрение дифференцированной ставки импортной пошлины на нефтепродукты в зависимости от мировых цен и экспортной пошлины на российское сырье.
Инф. Деловая столица
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/58857.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM