04 июл, 11:22
Геннадий Семенов, руководитель юридического отдела Международного ипотечного банка Мы очень доим клиентами, поэтому всегда стараемся пойти им навстречу. Естественно, что в течение 10-15 лет клиент может сменить работу на более низкооплачиваемую и наоборот, в семье появятся дети или произойдет событие, требующее существенных затрат. Очевидно, что у заемщика всегда могут возникнуть временные финансовые трудности. Главное — выяснить, это временная проблема, например, связанная с потерей работы, или просто нежелание заемщика платить по кредиту. Только после тщательного анализа причины мы можем принять адекватные меры. И пытаемся вернуть заемщика в банк. ...
В банке разработан пошаговый порядок работы с проблемными заемщиками. Так, если задержка платежа составляет три дня, менеджер звонит ему домой, только через неделю — на мобильный телефон, а через десять дней отправляет уведомление. На каждом этапе выясняется причина неплатежа и возможные сроки погашения кредита. Возможность отчуждения заложенного имущества банком предусмотрена законом и, безусловно, мы также имеем возможность ее использовать. Но мы предпочитаем использовать договорные способы: обсуждение с заемщиком путей продажи его имущества по наивысшей цене или заложенной квартиры с покупкой новой, более дешевой, чтобы разницы хватило для погашения кредита.
Чаще всего заемщик не доводит дело до продажи квартиры и находит деньги. Срок отчуждения квартиры зависит от ситуации, но пока у нас не было случаев продажи. Мы заинтересованы, чтобы клиент остался с нами. Уступки банка могут быть разными. Например, если мы понимаем, что в данный момент сумма выплат для человека неподъемна, можем увеличить сроки кредитования или сделать отсрочку платежа. Можем закончить дело мировым соглашением.
Игорь Мамонов, начальник отдела проектов санации и реструктуризации предприятий Укрсоцбанка
В каждом отдельном случае банк использует индивидуальную схему кредитования. Но если ссуда при всех уступках не выплачивается, естественно, финучреждение применяет санкции — вплоть до принудительной продажи залогового имущества. И это нормальная практика, все штрафные санкции оговариваются в договорах с клиентом.
Допустим, клиент потерял работу, но он не прячется, не обманывает, а приходит и объясняет ситуацию, ставит в известность о выходе на новую работу. В таком случае банк может на какое-то время дать отсрочку. Другой вариант — внесение дополнительного залога. Можно найти поручителя, который либо внесет в залог свое имущество, либо, к примеру, положит определенную сумму на депозит. Но это все в том случае, когда заемщик действительно уверен в возобновлении своей платежеспособности.
Если же наступил момент, когда он просто не в состоянии погашать кредит, тогда лучший вариант — по договоренности с финучреждением продать купленное в кредит жилье, вернуть остаток долга банку, а остальные деньги оставить себе. Иначе если срок неуплаты кредита растет, увеличиваются и всевозможные проценты.
За границей банки имеют огромные ресурсы, и они сами ищут, кому предоставить кредит. В Украине же, где ресурсы финучреждений сильно ограничены, и клиенты ради кредита иногда влезают в кабальные условия. Чтобы избежать разбирательств, прежде чем брать кредит в банке, нужно трезво оценить свои возможности и просчитать риски, связанные с потерей работы и т. д. Но даже если у клиента ухудшилась финансовая ситуация, ему можно порекомендовать сохранять с банком доверительные отношения: не бояться прийти, объяснить все обстоятельства. Увиливание от уплаты только усугубляет его положение.
Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА, газета «ДЕЛО»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/58194.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM