Консолидация металлургической отрасли будет продолжаться еще много лет

29 июн, 13:52

Волна слияния металлургических компаний пока не затронула Россию

История вокруг европейской компании Arcelor , руководство которой сначала предложило объединение с российской "Северсталью", но потом выбрало сделку с британо-голландской Mittal Steel, лишь иллюстрирует главную тенденцию в мировой черной металлургии - ее глобализацию, в чем эта отрасль отстала от других на несколько десятилетий.

Исторически так сложилось, что производство стали в мире очень сильно фрагментировано. Сталелитейные заводы почти всегда располагались в непосредственной и от потребителей их продукции.

«Рынок стали является традиционным, - говорит глава Союза металлургических предприятий Германии Дитер Амелинг. - Он существует уже более 150 лет. Традиционно сталелитейное производство развивалось в рамках национальной промышленности, интернационализация этой отрасли началась только в последнее время. Это связано с глобализацией деятельности многих крупных концернов - например, в автомобильной промышленности, которая является одним из главных потребителей стали. Интернационализация и глобализация сталелитейного производства – неотвратимы».

Металлургические заводы, как правило, были одними из крупнейших работодателей в своих регионах и источниками налоговых доходов местной казны. Со всеми вытекающими последствиями, уже - не экономическими.

«Сталелитейная промышленность долгое время была субсидируемой и как бы охраняемой от влияния внешнего мира, - поясняет сотрудник исследовательского института Cato из Вашингтона Дэн Гризволд. - И компаниям вовсе не надо было "выживать" в контной борьбе. В странах Европы черную металлургию напрямую субсидировали правительства. В США, хотя и нет прямых правительственных субсидий, их роль выполняют гарантии по займам. Кроме того, власти штатов и городов предоставляют металлургическим предприятиям налоговые льготы, помогают деньгами при покупке новых участков земли. Все это поддерживает на плаву целый ряд заводов, которые должны были закрыться еще много лет назад».

Волна слияний металлургических компаний началась еще в 90-е годы. Немецкие Thyssen и Krupp объединились в ThyssenKrupp . В результате слияния British Steel и голландской Hoogovens возникла компания Corus - та самая, к которой теперь проявляет интерес российская Evraz Holding , 41 процент акций которой, в свою очередь, только что купил Роман Абрамович. В США в результате консолидации отрасли в последние годы теперь доминируют четыре крупнейших компании, одна из которых принадлежит Mittal Steel .

Та же Arcelor возникла всего пять лет назад в результате объединения трех компаний - люксембургской Arbed , французской Usinor и испанской Aceralia . На вопрос, могло бы произойти такое объединение в России, аналитик по металлургии московской инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов отвечает:

«Безусловно, создание подобного крупного объединения было бы экономически целесообразно. В недавнем прошлом, во времена СССР существовал объединенный металлургический комплекс, который показывал вполне неплохие результаты работы. В сегодняшних условиях создание подобного крупного холдинга также вполне целесообразно, и даже имеются конкретные компании, которые в этих процессах были бы заинтересованы, - это практически все крупные металлурги, которые, помимо объединения сортаментных позиций, получают в объединенной компании еще доступ к уже существующим рынкам сбыта, что улучшает в целом их контоспособность».

В начале 2006 года компания Mittal Steel впервые предложила купить Arcelor , имея в виду создание эффективного суперока на этом рынке. В 2005 году Mittal произвела почти столько же стали, сколько все российские компании, вместе взятые, и в полтора раза опередила Arcelor .

«Arcelor производит, в первую очередь, высококачественную листовую сталь для автомобильной индустрии, в то время как основа выпуска Mittal Steel - менее технологичная продукция - например, сталь для строительных конструкций, - говорит руководитель отдела Рейнско-Вестфальского института мировой экономики Роланд Дёрн. - Таким образом на мировом рынке они друг друга как бы дополняют. На европейском рынке Mittal Steel почти не представлена, зато доминирующие позиции занимает компания Arcelor».

Российские металлургические компании на европейском рынке также практически не представлены. Отсюда - и такой интерес к сделке с Arcelor . Но если она все же не состоится, этот интерес, скорее, сохранится в отношении именно европейских компаний или из других регионов мира? В том числе - Азии?

«Скорее всего, это будут европейские компании, - отвечает на этот вопрос Дмитрий Парфенов, - по той простой причине, что Китай законодательно регламентирует участие иностранных участников в своих активах металлургических, то есть снижает их долю примерно до 25 процентов, не более. А японцы вообще очень жестко противостоят попыткам поглощения их собственных металлургов зарубежными производителями, поэтому остаются какие-то развивающиеся страны Ближнего Востока, европейские государства и США. Соответственно, европейцы выглядят для нас наиболее привлекательными и легко поглотимыми».

У Mittal Steel - десятки заводов во многих странах Азии, Восточной Европы, Северной и Южной Америки. Arcelor - крупнейшая компания Западной Европы. Но даже если их объединение состоится, консолидация этой отрасли будет продолжаться еще много лет.

«Сталелитейная промышленность мира находится лишь на начальной стадии консолидации, - говорит Дитер Амелинг. - Судите сами. На долю пяти самых крупных производителей стали в мире приходится 19 процентов мирового производства, в то время как на долю пяти крупнейших алюминиевых компаний приходится 47 процентов. Пять самых крупных автомобильных компаний производят две трети всех автомобилей в мире. А всего три ведущих горнодобывающих компании поставляют мировой металлургии 70 процентов всей необходимой ей железной руды! Но в самой металлургии - все пока иначе...»

В 2005 году во всем мире произвели 1 миллиард 132 миллиона тонн стали. На долю Mittal Steel и Arcelor - двух ведущих производителей, даже вместе взятых - пришлось 110 миллионов тонн, то есть всего 10 процентов мирового производства. Зато треть всей стали мира - 350 миллионов тонн - произвели металлургические компании Китая - вдвое больше, чем во всей Европе, втрое больше, чем в США или Японии, и в пять с лишним раз больше, чем в России. В Китае консолидация этой отрасли только начинается.

Сер Сенинский, Радио "Свобода"

Инф. Мetaltorg

 


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/57770.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM