26 июн, 10:04
Огромные накопленные долги в сфере поставок электроэнергии тормозят дальнейшее развитие отрасли. Частный капитал ждет сигнала от правительства и парламента о возобновлении приватизации облэнерго и продолжении реформ в отрасли
На прошлой неделе жителям большинства многоэтажных домов Луганска прекратили подачу воды. Коммунальное предприятие «Лугансквода» было отключено от электроэнергии, поскольку задолжало энергетикам свыше 80 млн гривен. Уровень текущих платежей за электричество для этого предприятия не превышает 33%. «Мы вели переговоры с ”Луганскводой”, но все бесполезно. Мы так долго протягивали руку помощи водоканалу, что скоро сами протянем ноги», — рассказал генеральный директор компании «Луганское энергетическое объединение» Руслан Арсирий. Компания предупредила жителей города о возможных веерных отключениях света.
В долговой яме
Ситуация в Луганске типична для всех регионов Украины. Областные центры часто остаются без воды и света. Областные энергоснабжающие компании (облэнерго) не получают надлежащую оплату от коммунальных предприятий за потребленную электроэнергию. На фоне стремительно растущих цен на энергоносители следующий отопительный сезон обещает быть самым сложным за все годы независимости. На последнем заседании правительства, состоявшемся 15 июня, энергетикам разрешили отключать водоканалы, если те не платят за энергоресурсы. С начала года водоканалы страны нарастили долг за электроэнергию на 117 млн гривен, а общая сумма долга уже превысила два миллиарда. «Премьер дал команду разработать график отключения водоканалов», — сообщил исполняющий обязанности министра топлива и энергетики Иван Плачков. Хуже всего дела с расчетами за электричество обстоят в Днепропетровской, Киевской, Луганской, Кировоградской и Черкасской областях, а также в Киеве.
Неплатежи за энергоресурсы ускоряют деградацию электроэнергетики. Больше всего проблем у предприятий, контролирующих локальные сети, ответственные за подачу электричества конечным потребителям. За шесть месяцев этого года задолженность энергоснабжающих компаний перед оптовым энергорынком Украины выросла еще на 300 млн гривен, превысив 16,2 млрд. Распределительные электрические сети, а таких в Украине более одного миллиона километров, приходят в негодность. Почти нормой стали аварийные отключения во многих регионах. Требуют немедленной замены почти 150 тысяч километров линий электропередачи, необходимо модернизировать трансформаторные подстанции, которых в стране около 200 тысяч единиц. Денег на все это нет.
Большая часть оборотных средств энергоснабжающих и энергопоставляющих компаний зависла в виде кредиторской и дебиторской задолженности. Пробуксовка в решении долговых проблем и торможение приватизации оставляют призрачные шансы на продолжение реформ в отрасли.
Механизм есть, реализации — нет
В августе истекает срок погашения долгов, предусмотренный Законом «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса», принятым еще летом 2005 года. Внедрение этого закона позволит решить проблему долгов в энергетике на сумму 17 млрд гривен. Расчистка долгов создаст предпосылки для роста привлекательности энергетических компаний для потенциальных инвесторов. Это, в свою очередь, создаст предпосылки для возобновления начатой в середине 90-х годов приватизации облэнерго. В начале года правительство приняло все необходимые постановления для запуска проекта по ликвидации долгов. Для проведения взаимных расчетов в феврале создана Межведомственная комиссия по погашению задолженности предприятий ТЭК. Координатором процесса выступает госпредприятие «Энергорынок» — при нем создан расчетный центр, который с 1 марта этого года начал принимать информацию от всех участников рынка об объемах и структуре дебиторской и кредиторской задолженности. В реестр должников вошли 440 предприятий ТЭК, включая и предприятия тепло-коммунального сектора. После проведения сверки долгов был отработан механизм расчетов, согласованный со всеми министерствами и ведомствами. Он запрещает проводить взаимозачеты: все деньги по долговым обязательствам должны проходить через банковские счета согласно алгоритму, разработанному для погашения взаимной задолженности предприятий ТЭК. Законом также предусмотрено, что будут осуществлены определенные списания безнадежных долговых обязательств. Снижение уровня общей задолженности и реструктуризация остатков позволят оградить энергетиков от постоянных претензий кредиторов, судебные иски которых дестабилизируют работу отрасли. Расчистка долгов оптового энергорынка нормализует финансовое положение предприятий энергетики, исключив возможность их принудительного банкротства и теневых схем приватизации.
В общей сложности через «Энергорынок» будут проведены прямые расчеты на сумму шесть-восемь миллиардов гривен. Предполагается, что предприятия должны полностью избавиться от имеющейся задолженности: долги частично будут погашать путем проведения взаиморасчетов, а оставшуюся сумму (9–11 млрд гривен) реструктуризируют. Однако к настоящему времени, меньше чем за два месяца до завершения срока действия закона о реструктуризации долгов, проведены взаиморасчеты на сумму всего лишь 133 млн гривен, что и вызвало гнев и.о. премьер-министра Юрия Еханурова, возложившего всю ответственность за этот провал на Министерство топлива и энергетики и его главу Ивана Плачкова. «Минтопэнерго продолжает ать в разные ы, вместо того чтобы осуществлять жесткую государственную политику», — сказал руководитель правительства. По всей видимости, срок действия закона будет продлен. Хотя многое зависит от работоспособности парламента нового созыва.
На пороге нового передела
В успешном завершении начатой расчистки долгов заинтересованы все участники энергобизнеса, но больше всех на этом настаивают владельцы акций энергетических предприятий. Из существующих в Украине 27 распределяющих компаний, специализирующихся на поставках энергии потребителям и сборе оплаты за нее, значительные пакеты акций 13 компаний принадлежат нескольким конкурирующим бизнес-группам. По мнению аналитиков, в ближайшее время стоит ожидать ужесточения борьбы за энергетические активы: привлекательность облэнерго существенно вырастет, если проблема долгов в отрасли действительно найдет свое решение. С другой стороны, существуют негативные ожидания в отношении роста текущей задолженности. Причина — резкое подоание энергоносителей, в частности газа. Именно с этим можно связать факт переговоров компании словацкой VS Energy International и чешской CEZ Group о продаже энергетических активов.
Предполагается, что сделка будет завершена к началу осени этого года. За акции облэнерго словаки рассчитывают получить 490–540 млн гривен, то есть в несколько раз больше, чем цена их покупки. Примечательно, что консультантом CEZ выступает Credit Suisse First Boston. В 2001 году эта компания консультировала правительство Виктора Ющенко в ходе подготовки к конкурсу по продаже шести облэнерго с целью привлечения стратегических инвесторов. В результате пакеты четырех облэнерго достались тогда словацкой VS Energy, за которой стоят российские инвесторы во главе с депутатом российской Госдумы Александром Бабаковым (так называемая лужниковская группа). Объявленная продажа почти трети украинских облэнерго оживила интерес как украинских, так и зарубежных оков фондового рынка.
Украинские энергопоставляющие компании интересны не только чехам. Так, американская компания AES Corporation неоднократно заявляла о намерении расширить свое присутствие в нашей энергетике, где ей пока принадлежит только «Киевоблэнерго» и «Ровнооблэнерго». Ранее на акции украинских облэнерго претендовало и РАО «ЕЭС России». Однако тогда у компании Анатолия Чубайса так ничего и не вышло. Ныне же инициативу Чубайса перехватил уенец Украины — российский олигарх Виктор Вексельберг, владеющий российским ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС). «Мы надеемся через год-полтора выйти за пределы российского рынка. Мы смотрим и на Казахстан, и на Украину», — заявил Вексельберг. В сферу интересов бизнесмена попали как облэнерго, так и облгаз.
Пока что основная борьба за энергораспределяющие компании ведется между местными бизнесменами. Еще один уенец Украины с российским паспортом, бизнесмен Константин Григоришин, ведет борьбу со своими бывшими компаньонами — главой киевской бизнес-группы Григорием Суркисом и бывшим главой президентской администрации Виктором Медведчуком. Последние полностью отстранили бывшего партнера от управления совместным бизнесом. После оранжевой революции часть спорных активов у этой группы приобрел лидер ФПГ «Приват» Игорь Коломойский. Григоришину приписывают серию неудавшихся силовых захватов ряда облэнерго в начале 2006 года. А разбирательства в судах по этому поводу в Великобритании и на Кипре с компаниями, связанными с «Приватом», могут закончиться не ранее следующего года.
С целью защитить интересы государства, которое тоже владеет частью акций в облэнерго, в феврале 2006 года Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) наложила запрет на заключение договоров купли-продажи ценных бумаг спорных облэнерго сроком на шесть месяцев. Это коснулось ОАО «Полтава-», «Сумы-», «Чернигов-», «Львов-», «Прикарпатье-» и «Луганскоблэнерго». Согласно решению ГКЦБФР, регистраторам запрещено вносить информацию в реестры о переходе прав собственности, а депозитарию — осуществлять передачу ценных бумаг. Запрет на продажу связан с наличием двойных реестров акций этих обществ (когда два различных регистратора ведут два реестра одного предприятия).
На фоне происходящих баталий интересен факт появления на рынке нового, причем очень сильного отечественного ока, не скрывающего планов расширения за счет приобретения энергетических активов. Это «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК), входящая в империю Рината Ахметова. В начале июня этого года должность заместителя генерального директора ДТЭК занял англичанин Гарри Левзли, который до прихода в ДТЭК работал вице-президентом американской AES Corporation — крупнейшей в мире независимой энергетической компании. В последние два года Левзли руководил бизнесом AES в Украине. Опыт работы на приватизированных генерирующих, энергоснабжающих и угледобывающих предприятиях Левзли приобрел в России, Казахстане, Грузии, Венгрии и Великобритании. Этот опыт для ДТЭК может быть совсем не лишним. Среди возможных приобретений ДТЭК могут оказаться украинские активы AES. По некоторым данным, донецкая System Capital Management сегодня ближе всех к их покупке. Не исключено, что ДТЭК также приценивается к активам группы Александра Бабакова. На первый взгляд весьма странным может показаться усиливающийся интерес к физически и мо устаревшим распределительным сетям Украины, на воздение которых до 2030 года понадобится свыше 35 млрд гривен. Однако потенциальных собственников облэнерго привлекает то, что монополисту (а энергетика — это естественная монополия) нет необходимости искать сбыт своей всегда востребованной продукции. А значит, всегда будут востребованными и энергоснабженцы, то есть облэнерго. И хотя доходы в энергетике не слишком высоки ввиду нормативного регулирования цен, облэнерго обеспечивает стабильность денежных поступлений его владельцу.
Существует еще один аспект, побуждающий бороться за энергетические активы. Владение облэнерго предоставляет возможность для денежных махинаций. До предела изношенные энергетические сети позволяют скрывать теневые обороты посредством механизма списания так называемых коммерческих потерь в линиях электропередачи. С помощью финансовых инструментов НКРЭ пытается снизить воровство электроэнергии, но люфт для маневров здесь все еще большой. Деньги за электроэнергию, списываемую на так называемые коммерческие потери, в этой схеме не учитываются. Бизнес на учтенных потерях заложен в прибылях заводов, потребляющих электроэнергию бесплатно. Годовой оборот этого бизнеса составляет несколько миллиардов гривен. В среднем уровень потерь электроэнергии при транспортировке по сетям не превышает десяти процентов, но в некоторых компаниях они могут достигать 40%. Преуспевают «Черновцыоблэнерго», за ним идут «Донецкоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Винницаоблэнерго» и другие. Способ вымывания средств настолько прозрачен, что в его существование иногда просто сложно поверить. Ни один из собеседников «Эксперта» не опроверг отождествление понятий «коммерческие потери» и «воровство» электроэнергии.
Частники работают лучше
Доходы энергетиков из года в год растут синхронно с ростом цен на энергоносители. В 2005 году выручка от реализации продукции превысила 24 млрд гривен. Все платежи потребителей приходят на счета облэнерго, затем перечисляются на единый счет ГП «Энергорынок» и наконец распределяются между всеми участниками энергобизнеса. Но отсутствие государственных инвестиций угает полным крахом построенной в советские времена системы. Частые аварии в сетях, отключение целых регионов от энергопитания вынудили власть прибегнуть к поиску средств на реабилитацию сетей за счет потребителей.
В 2000 году НКРЭ внедрила систему сбора средств за счет надбавки к тарифу для каждой энергораспределительной компании, а собранные деньги направляют на выполнение инвестиционных программ. В среднем за год облэнерго собирали от 7 до 20 млн гривен. Реализация программ осуществлялась под жестким контролем Нацкомиссии. Деньги шли на борьбу с потерями энергии, организацию учета потребления, а высвободившиеся средства — за счет сокращения потерь — опять направлялись на обновление оборудования локальных сетей. Кроме инвестиционных программ, для облэнерго была внедрена система временных надбавок (3–4%) для борьбы с коммерческими потерями. Компании отчитывались перед НКРЭ, на что потрачены собранные средства. Такая программа надбавок продолжалась три года. Сейчас акцент делается на инвестирование в сети за счет повышения ставок тарифа, а значит, увеличения доходов облэнерго. Если облэнерго не справляются со сбором средств с потребителей, НКРЭ лишает компании значительной части доходов от услуг по передаче и поставке электроэнергии. На прошлой неделе такие санкции были применены к самым злостным должникам — Луганскому энергетическому объединению (общий долг энергорынку — 1,66 млрд гривен) и «Донецкоблэнерго» (2,4 млрд гривен).
Для приватизированных облэнерго, в частности,тех, что принадлежат AES и VS Energy, действовала другая система инвестирования в модернизацию. Компании вкладывали в инвестпроекты собственные или кредитные средства. А в ответ на это НКРЭ утверждала тариф, обеспечивающий компании 17% нормы прибыли. При этом Нацкомиссия жестко контролировала расход средств на выполнение инвестиционных программ, требуя направлять их на реабилитацию электросетей.
В общей сложности ежегодные суммы инвестиций в модернизацию местных распределительных сетей составляли 1–1,2 млрд гривен (а всего за пять лет — около шести миллионов гривен). Конечно, потребности в деньгах гораздо выше, но и за счет этих сумм кое-что удалось сделать. Самым большим достижением за прошедшие пять лет энергетики называют увеличение сбора средств за потребленную энергию до 96,5% (в 2000 году собирали 8–10%). Резко снижены потери (и технологические, и коммерческие) в сетях — со средних 20–30% в 2000 году до 13% в 2005 году. Несмотря на острые корпоративные конфликты, лидерами по модернизации распределительных сетей стали семь облэнерго первой волны приватизации (1997 год), осуществленной при участии бизнесов Константина Григоришина и Григория Суркиса под покровительством Виктора Медведчука. Стоимость этих компаний, как утверждают специалисты, существенно выше той, которая была на момент их разгосударствления. Остальные облэнерго, включая те, что принадлежат россиянам, тоже существенно выросли в цене. Это хороший сигнал для тех инвесторов, которые предпочитают вкладывать средства в рискованные, но растущие рынки. Украинская энергетика как раз таковым и является. Сегодня у правительства нет иного выхода, кроме как работать над созданием контоспособного, прозрачного рынка электроэнергии и продолжить начатую девять лет назад приватизацию. В противном случае энергетика может не дожить до прихода серьезных инвесторов
Наталка Прудка, Эксперт
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/57417.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM