Китайская металлургическая агрессия

09 июн, 11:40

Давно ожидаемое замедление китайского роста порадовало бы металлургов всего прочего мира, если бы не тревожные тенденции в его внешней металлоторговле. Украинские метпредприятия пострадали от нового китайского статуса страны-экспортера первыми. Сегодня металлопродукция наших комбинатов на рынке Китая близка к исчезновению. За 4 месяца текущего года отечественный металлоэкспорт в Поднебесную упал на 70%, и в общем объеме нашего экспорта занимает меньше 2%.

В нынешнем году Китай выплавит около 392 млн. т черновой стали, что на 40 млн. т (11,3%) превышает показатель 2005 г. В 2000-2004 гг. китайское производство нерафинированной стали увеличивалось примерно на 21-22% ежегодно, а в минувшем году прирост составил рекордные 28%. Общий объем производства стали в КНР за 2006 г. составит 440 млн. т, чугуна – 370 млн. т.

Ряд экспертов отмечают, что отечественные металлурги сами виноваты в столь быстрой утрате самого емкого в мире рынка. «Зацепиться» за него можно было, наладив конструктивные отношения с китайским правительством, отраслевыми ассоциациями и крупнейшими государственным металлотрейдерами, начиная с Minmetals.

Сами китайцы предлагали нашим металлургам договоренности о некоем контролируемом экспорте, когда из Украины в КНР идут согласованные партии наиболее востребованного сортамента, сбыт которых берет на себя китайская сторона. По сути, это добровольная квота, зато она гарантировала бы стабильное присутствие на рынке КНР, который не всегда является самым выгодным, зато уж точно надолго останется самым емким. Украинские метпредприятия и экспортеры не пожелали работать в режиме «согласовывания», и вот итог – за 2005 г. поставки металла из Украины в Китай упал на 2,1 млн. т - до всего 742 тыс. т, поступления упали вдвое: с $578 до $298 млн.

К слову, российские металлурги, поставляющие в КНР свыше 7 млн. т стали в год, опасаются, что уже в ближайшее время этот объем может сократиться на четверть, а «лишняя» продукция появится на рынке РФ, существенно обострив там концию.

Объективно украинскому металлу, по качеству сравнимому с китайским, сложно конкурировать на их рынке, учитывая длинное транспортное плечо. В 2005 г. недорогой китайский металл вытеснил наш со своего рынка, в 2006 г. начал выдавливать его вообще из региона. Во всяком случае, в сегменте относительно простой металлопродукции с невысокой степенью обработки, китайский экспорт занимает «украинские ниши» в Индии, Корее, Тайване, Таиланде, Малайзии. За минувший год металлоэкспорт из Украины в Азию снизился на 28%, до 5,05 млн. т, при этом поставки в КНР упали на 1,3 млн. т, в Южную Корею и Тайвань – суммарно на 1 млн. т.

Динамика сокращения металлоимпорта в Китай, млн. т:

-

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006*

Готовая сталь

15,95

17,22

24,41

37,17

29,3

25,6

18-20

Полуфабрикат

4,75

8,22

4,67

5,93

3,86

1,3

0,5

* прогноз

Начиная с января 2006 г. Китай – уверенный нетто-экспортер. По итогам I квартала экспорт готовой стали из Китая составил 6,5 млн. т, импорт – 4,6 млн. т, то есть профицит уже приближается к 2 млн. т. Напомним, что по итогам 2005 г. дефицит (превышение импорта над экспортом) составлял 5 млн т.

За январь-март текущего года стальной китайский экспорт увеличивается не только в направлении развивающихся Индии и Вьетнама, потребление в которых растет быстрее, чем производство. Еще недавно казавшийся невероятным экспорт стали из Китая в Японию и Корею сегодня становится таким же важным фактором азиатской внешней торговли, как и поставки в обратном направлении. Разумеется, пока китайский экспорт – это преимущественно плоский прокат с невысокой степенью обработки, катанка, полуфабрикат.

В январе-марте также вырос экспорт в ЕС – на 61%, до 965 тыс. т, и в США – на 60%, до 831 тыс. т. О важности присутствия на этих рынках говорить излишне, но заметим, что Китай наращивает поставки не за счет полуфабриката, а плоского проката. Данных по товарной структуре за квартал пока нет, но в минувшем году КНР увеличила поставки стали высокого передела на 44%, в том числе, в Корею – на 62%, в Тайвань – на 46%, в Японию – на 37%, в США – на 22%. Итак, китайский экспорт динамично укрепляет свои позиции в регионе, в том числе, за счет вытеснения украинского.

В минувшем году Китай очень быстро сменил статус крупного импортера стали из Японии и Кореи на статус ведущего экспортера в эти страны, до сих пор лидирующие в азиатской металлоторговле. По данным министерства финансов Японии в 2005 г., импорт чугуна и стали из Китая по сравнению с 2004 г. вырос на 45% - до 2,5 млн. т. Китайский экспорт в Страну восходящего солнца догоняет показатели Южной Кореи, которая долгие годы доминировала в качестве основного поставщика в Японию. В 2005 г. корейский металлоэкспорт в Японию также вырос, но не так сильно – на 21%, до 2,8 млн. т.

Корея также ощущает горячее дыхание китайских экспортеров на своем рынке. Импорт стали из Китая в Южную Корею вырос на 56,4% в прошлом году до 6,78 млн т. В это же время ввоз корейской металлопродукции в КНР за 2005 г. сократился на 6% до 4,7 млн т. И если Япония сохраняет существенный перевес в металлоторговле с Китаем, то Корея, как видим, его уже потеряла – ее импорт превысил экспорт на 2 млн т. Для такого ярко выраженного экспортера стали как Корея это существенная цифра.

При этом если посмотреть на товарную структуру поставок, заметен рост именно готовой продукции. За 2005 г. китайцы почти на 90% нарастили отгрузки в Корею плоского проката, в том числе, экспорт х/к листов и проката вырос на 302%, г/к проката – на 62%, а импорт длинной продукции из Китая в Южную Корею поднялся на 57%. Хотя за I квартал 2006 г. китайские поставки в страну несколько снизились (на 4,7%, до 1,8 млн. т), что объясняется общим спадом рынка в регионе и мире, все равно позиции КНР на этом рынке уже вряд ли кому-либо удастся пошатнуть. В это же время, в прошлом году сама Корея сократила экспорт в КНР плоской продукции на 8%, сумев нарастить поставки лишь длинномерного проката.

Динамика увеличения металлоэкспорта из Китая, млн. т:

-

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006*

Готовая сталь

6,2

4,76

5,39

6,87

14,23

20,5

25-30

Полуфабрикат

4,34

2,7

1,34

1,49

6,06

7,0

3,6

* прогноз

В Японии китайская сталь вовсю конкурирует в недорогом сегменте с продукцией местных производителей. Здесь неплохо освоились Anshan Steel и Baosteel, пробуют свои силы и другие ведущие китайские производители. Металлурги Индии собирают «фронт» против растущего импорта из Китая, требуя у правительства принятия мер по защите национальной метпромышленности. Скорее всего, пока они приниматься не будут, поскольку политические и экономические отношения двух стран заметно потеплели, китайцы очень заинтересованы в индийском железорудном сырье, а Индия, в свою очередь, не против покупать китайское оборудование и технологии для металлургии. К тому же емкость индийского рынка, который превращается в самый быстрорастущий в мире, расширяется так быстро, что он уверенно поглощает как внутреннюю, так и экспортную продукцию.

В любом случае, растущее давление китайской металлопродукции на сопредельные рынки является фактом. Казалось бы, азиатским соседям-контам Китая пора задуматься о введении торговых ограничений против агрессии китайской металлопродукции. Однако, об этом пока ничего не слышно, никакой паники в регионе не наблюдается. Все ждут, что основное контное преимущество китайской стали – ее дешевизна – исчезнет уже в нынешнем году. Издержки китайских металлургов заметно выросли уже в минувшем году, что привело к росту себестоимости продукции на 15%, прибыль 66 крупных и средних меткомбинатов снизилась по сравнению с 2004 г. на 11%.

Не блестящими оказались и итоги I квартала нынешнего года, в течение которого, напомним, цены и спрос на мировых рынках были слабыми. В январе-марте 2006 чистая прибыль метпредприятий КНР сократилась на 75% по сравнению с тем же периодом 2005 г. Прибыль лидера китайской стальной индустрии – Baosteel Group – сократилась на 55%, компания Wuhan потеряла 85%, Jinan – 81%, Maanshan – 71%, Tangshan – 68%, Beijing Shougang – 65%.

Во II квартале мировые цены стали подниматься, и имеют тенденцию к росту до сих пор, однако большой вопрос, сможет ли этот фактор компенсировать грядущее почти 20% повышение стоимости железорудного сырья. Напомним, что Китай оставался последней страной, сопротивляющейся глобальному повышению цен на руду, и, по последним данным, все еще не подписал соглашения о ценах с CVRD, Rio Tinto и BHP. Даже если предположить, что китайцам удастся добиться уступок в переговорах о ценах, все равно будет повышение в 10 или 12%.

Цены на кокс в регионе также поступательно растут, хотя и не такими темпами, как ЖРС. Кроме того, себестоимость китайской продукции повышается из-за удоания нефти, электроэнергии и транспорта. Добавим сюда растущие расценки на фрахт, цены на лом и цветные металлы. В совокупности эти факторы обеспечивают более высокие издержки, компенсировать которые можно лишь новым повышением стоимости китайской металлопродукции. Таким образом, соседним Корее и Японии – странам высокозатратного производства – легче будет конкурировать с китайской сталью, имея перед ней преимущество в качестве.

Трудно ошибиться, предположив, что металлурги многих стран, наблюдая за нынешней борьбой китайцев по цене на ЖРС, «болеют» против них. Каждая новая победа Китая – это поражение всего остального металлургического мира. КНР уже скоро будет выпускать столько же металла, сколько все остальные страны, вместе взятые, и это только «цветочки». Дополнительно следует отметить изменения, происходящие в структуре китайского сталепроизводства. Страна переходит от количественного роста к качественному, в нынешнем и следующем году запускаются десятки производств металла высокого передела. Стимулирование закрытия неэффективных и мелких производств, одновременно с укрупнением отрасли, также будет способствовать росту контоспособности китайской стали.

Соответствующие изменения набирают силу и в структуре экспорта. Растут объемы экспорта готового стального проката, вывоз полуфабрикатов резко упал. В I квартале 2006 г. вывоз полуфабрикатов из Китая сократился на 70%, примерно до 900 тыс. т, в то время как объем поставок готового проката вырос на 25%, до 6,47 млн. т. Правительство КНР готовит новые меры регулирования, с тем чтобы снизить общие объемы экспорта стали из страны, а вывоз заготовки и слябов сократить до минимума.

Пекин хочет добиться того, чтобы китайские метпредприятия больше заняты были насыщением внутреннего рынка, вытесняя с него импорт, а на внешних рынках конкурировали в сегменте стали высоких переделов. «Задачу партии» металлурги КНР выполняют неплохо – имея в виду, что китайский экспорт активно закрепляется на ключевых и самых выгодных рынках Северной Америки, ЕС, Японии и Кореи. Туда идет, прежде всего, китайский плоский прокат – т.е., продукция, которая будет конкурировать с украинским экспортом. При этом, имея огромный политический вес и соответствующие экономические рычаги, КНР имеет в торговле с этими странами преференции, чего не скажешь об Украине. Например, США сняли целый ряд торговых барьеров по ввозу китайской стали на свой рынок – снижены антидемпинговые пошлины по г/к прокату, освобождены от налогов китайский пруток и трубы. ЕС пока также предпочитает договариваться с Китаем «по-хорошему», без санкций.

Конечно, либеральное отношение к китайскому экспорту закончится, когда он станет слишком агрессивным. Правда, скорее всего, к этому времени китайские металлурги закрепятся со своей продукцией на новых рынках – на Ближнем Востоке, в Африке. Пока еще тоненький ручеек китайского металлоэкспорта в эти регионы за I квартал 2006 г., кстати, уже расширился на 47% и 200% соответственно. А ведь это последний рубеж украинского экспорта, регионы, в которых наши металлурги чувствовали себя более-менее уверенно. Аналитики отрасли до сих пор не могут определиться – существует ли в действительности «китайская угроза», или же КНР и остальной мир найдут формулу взаимного развития, благодаря которой возможность поступательного развития будет и у тех, и у других. Пока Китай и его стальная индустрия развиваются по внутренним законам, часто опрокидывая внешние прогнозы и даже законы рынка.

Для украинской металлургии китайская угроза, агрессия – не словесный штамп, а сегодняшняя и завтрашняя реальность. Наши экспортные позиции подрывают именно китайские конты, и тенденция эта еще не исчерпала себя.

Георгий Карпенко, UGMK


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/56266.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM