22 май, 17:21
Хотя спрос на услуги агентств, специализирующихся на продаже билетов, постоянно растет, для многих из них уже в обозримом будущем могут наступить тяжелые времена. В этом году ряд авиакомпаний резко уменьшили размеры комиссионных, а железнодоники и автобусные перевозчики по-прежнему не жалуют посредников. В новых условиях смогут выжить только крупнейшие продавцы, остальные будут вынуждены свернуть бизнес либо довольствоваться скромным статусом субагентов лидеров рынка.
Киевляне устали от очередей
Столичным агентствам, специализирующимся на продаже и доставке билетов, наконец-то удалось приучить киевлян к данной услуге. В последнее время все больше путешествующих предпочитают обращаться не в кассы транспортного оператора, а именно к посредникам, констатируют в компаниях. По оценкам менеджера агентства «Білетів світ» Наталии Прокопович, за год данный сегмент в столице увеличился как минимум на 15–20%. Председатель совета директоров ООО «Пилот» Михаил Кураченко считает, что клиентская база специализированных компаний растет на 30–40% в год. Отчасти столь высокую динамику обеспечивают развитие туризма и всплеск деловой активности в стране. Но не последнюю роль сыграл также факт перераспределения пассажирских потоков между кассами и специализированными агентствами. «Заказчиков привлекает прежде всего сервис: если, к примеру, в кассе авиакомпании они могут приобрести только билеты данного перевозчика, то агентство предлагает наиболее оптимальный как по времени, так и по цене маршрут. Кроме того, клиент имеет возможность тут же забронировать отель, взять напрокат авто и пр. Итоговая стоимость билета при этом будет практически той же, что и при покупке через кассу», — рассказывает директор компании «Скай тревел BTI Ukraine» Валерия Луйк. Учитывая сервисные предпочтения потенциальных клиентов, агентства постоянно расширяют перечень услуг.
К уже традиционным консультациям по формированию маршрута, доставке билетов, бронированию отелей, аренде авто в последнее время прибавились экскурсионное сопровождение, разработка пакетов по организации выездных тренингов, конференций и пр. В дальнейшем этот список будет только расширяться, так как качество услуг является основным методом контной борьбы на рынке, — прогнозируют эксперты.
На сегодняшний день в столице работают не менее 10 билетных компаний: «Білетів світ», «Аттис-авиа», «Скай тревел BTI Ukraine», «Украинское авиационное транспортное агентство», BWL и пр. Кроме того, крупными продавцами являются многие туристические агентства, такие как «Гамалия», «Пилот», «Кий авиа», «Загорье». Доля билетного бизнеса в некоторых из них достигает 50% общего оборота.
Наталия Прокопович отмечает, что туристические компании обеспечивают билетами основную часть отдыхающих, тогда как клиентская база узкоспециализированных агентств на 70% состоит из командировочных.
Продавцы уходят в небо
Практически все фирмы предлагают полный комплекс транспортных услуг, продавая как авиа, так и железнодоные и автобусные билеты. Однако, по словам Валерии Луйк, наиболее объемным сегментом является авиа. С ней согласен и Михаил Кураченко, по информации которого в прошлом году в Украине было продано порядка 900 тыс. билетов на международные и 400 тыс. билетов на внутренние рейсы. На Киев приходится не менее 50% этих объемов. Исходя из того, что средняя стоимость международного билета составляет $500, а внутреннего — $80, эксперты определяют емкость авиационного сегмента в $450 млн в год. Цифры по железнодоным и автобусным перевозкам специалисты определить затрудняются, указывая при этом, что они как минимум в 10 раз меньше вышеназванных. «Агентствам не удается найти общий язык с «Укрзалізницей», представители которой еще недавно называли посредников перекупщиками. Мы до сегодняшнего дня не можем полноценно бронировать билеты по внутренним маршрутам, хотя на иностранных железнодоных магистралях это не проблема», — отмечает Валерия Луйк. Ее слова подтверждает и директор компании «Аттис-авиа» Оксана Литвин, рассказывая, что, хотя железнодоники и готовы платить агентствам по 1–2 грн. за каждый проданный билет, список тех, кто удостоился права работать с ними, крайне узок.
В самой «Укрзалізниці» полагают, что сеть их собственных касс вполне в состоянии удовлетворить запросы пассажиров.
Продажи автобусных билетов по внутренним направлениям тормозят большое количество разрозненных перевозчиков и отсутствие централизованной базы данных.
Таким образом, констатируют аналитики, в ближайшее время реализация авиабилетов останется приоритетным направлением деятельности специализированных агентств, хотя они продолжат развивать железнодоный и автобусный сегменты, что, учитывая растущий спрос, является весьма перспективным.
Перевозчики меняют правила
Впрочем, последние события на рынке могут существенно подкорректировать планы продавцов. С начала этого года ряд авиакомпаний пересмотрели условия сотрудничества с посредниками. Если ранее им выплачивали комиссионные в размере 7–10% от стоимости билета, то сейчас выплаты снижены до 1% либо совсем аннулированы. Агентствам предлагают зарабатывать на введенном в текущем году так называемом сервисном сборе за обслуживание клиента, составляющем порядка $40–60. Фактически эту сумму пассажиры платят за покупку билета вне зависимости от места, где она была совершена (кассы авиакомпании или агентство-посредник).
Первыми на новую схему перешли крупнейшие международные перевозчики — Luftganza, KLM, Air France и пр. Коммерческий директор KLM Елена Довгань отметила, что снижение размера комиссионных является закономерным — по такому же принципу авиакомпании работают с посредниками во всем мире.
Но представители агентств полагают, что транспортникам попросту стало накладно погашать растущие выплаты. Новая схема больнее всего ударит по тем, кто делал ставку на обслуживание бизнесменов. Ведь, к примеру, если ранее за продажу билета стоимостью $1 тыс. посредник получал $70–100, то сейчас — стандартные $40–60. Данная тенденция уже поспособствовала перераспределению продаж билетов авиакомпаний. «Небольшие авиакомпании, которые пока работают по старой схеме, оказались в выыше, так как агентства предлагают, прежде всего, их билеты», — рассказывает Михаил Кураченко. Он считает, что неизбежны изменения и в самом сегменте продаж. «Зачастую клиенту очень непросто объяснить, почему он должен оставлять в фирме дополнительно $40–60. Покупатели воспринимают новую таксу именно как наценку агентства, хотя тот же сервисный сбор с них возьмут и в кассе авиакомпании», — поясняет г-н Кураченко. Как следствие, посредники могут ощутить отток заказчиков уже в обозримом будущем. Учитывая достаточно жесткую концию на рынке, для некоторых компаний этот факт может оказаться роковым. «Скорее всего, данный бизнес будет укрупняться. Небольшие агентства либо объединятся, либо станут работать в качестве субагентов крупных продавцов», — считает и Валерия Луйк. «Этот процесс ускорится из-за намерения некоторых авиакомпаний отказаться от сервисного сбора в своих кассах, что поставит агентства в крайне невыгодное положение. А постепенный переход на электронные билеты и вовсе нивелирует преимущества посредников, к примеру в вопросах той же доставки. В связи с последними тенденциями им придется кардинально реформировать свой бизнес, в частности делать ставку на развитие электронного тиккетинга (продажа билетов через интернет). Те, кто вовремя этого не сделают, рискуют потерять бизнес», — резюмирует Оксана Литвин.
Людмила Ксенз, «Деловая столица»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/54264.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM