Обзор отечественного рынка безьных напитков

22 май, 16:07

Отечественный рынок безьных напитков в 2005 году увеличился на 25%. В прошлом году формирование украинского рынка безьной продукции продолжалось под влиянием таких факторов как: расширение крупными компаниями географии дистрибуции, увеличение инвестиций в новые технологии и др. По словам экспертов, на данный момент наблюдается постепенное вытеснение и поглощение крупными компаниями мелких компаний.

При этом минеральная вода, соки и безьные напитки конкурируют между собой. Согласно данным Госкомстата Украины, газированные напитки в 2005 г. занимали наибольшую долю на рынке— 48%, далее следовали упакованная вода — 35% и соки — 17%. Совокупные объемы производства безьных напитков в Украине в 2005 г., по оперативным данным официальной статистики, составили около 162,7 млн дал, что почти на 21% превышает аналогичный показатель 2004 г. Более ины общенационального выпуска приходится на ТОР-6 компаний.

Всего в 2005 году из Украины было экспортировано около 2,08 млн дал газированных безьных напитков, что в количественном выражении несколько ниже показателя предыдущего года — на 7,6%. Наибольшую долю в экспорте занимала продукция компании «Кока-Кола». Импортные поставки составили 0,56 млн дал, что в натуральном выражении более чем в 3 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года. Почти 89% импорта приходится на продукцию компании «Кока-Кола». Основные вкусовые предпочтения отечественных потребителей не изменились: наибольшим спросом пользуются напитки лимонадной и цитрусовой группы, а также вкус колы.

Что касается упаковки, в производстве газированных безьных напитков наиболее популярна ПЭТ-тара форматом 1,5 л. Использование стеклянной упаковки отечественные продуценты считают целесообразным только при наличии сильного бренда и в HoReCa.

Все большую значимость в дистрибуции безьных напитков приобретает сетевая розница, и все меньшую — рынки и мелкооптовые торговцы. Также изменения затронули и географию продаж. В продвижении безьных напитков производители делают акцент на функциональность и полезность ингредиентов. Наиболее эффективным коммуникативным каналом для производителей «безки», работающих или планирующих работать в общенациональных масштабах по-прежнему является телевидение. В дальнейшем эксперты прогнозируют снижение темпов роста рынка до 10-7%. Продолжится консолидация рынка, конция усилится. Крупные производители будут инвестировать средства в новые технологии.

Украинский рынок упакованных вод находится на стадии активного роста — темпы составляют в среднем порядка 20-25% в год. В 2005 г. уровень потребления упакованных вод на душу населения составил порядка 26 литров. По данным ведущих операторов, сегодня на «минеральном» рынке насчитывается около 650 торговых марок.

В 2005 г. совокупные объемы производства вод, включая минеральные, по оперативным данным официальной статистики, составили около 140,5 млн дал, что на 31,5% превышает аналогичный показатель 2004 г. Безусловный лидер украинского рынка упакованных вод — холдинг «ИДС» + «Нова». В региональном разрезе наибольшие объемы вод, включая минеральные, были произведены в Львовской и Полтавской областях.

Всего в Украину импортировалась продукция из тринадцати стран. При этом на первом месте оказалась Грузия за счет поставок воды ТМ «Боржоми» производства компании «GG&MW-Грузия».

Отечественный рынок воды в кулерах находится в стадии активного развития. «Сегодня, на наш взгляд, только около 80% крупных фирм и корпораций являются заказчиками бутилированной воды,— говорит Наталья Андреева, директор компании „Здоровая вода“.— В сегменте малого и среднего бизнеса — порядка 50-60%, а в частном секторе — 7-10%».

Столичный рынок характеризуется высокой концией, в частности, сегодня усиливается борьба за юридического клиента. Основным инструментом является демпинг. Говоря о проблемах рынка, операторы отмечают недобросовестную концию, выраженную в ценовом демпинге и др.

Украинский рынок упакованных вод еще далек от насыщения и в течение ближайших нескольких лет будет демонстрировать рост на уровне 15-20% ежегодно. При этом наиболее динамично продолжит развиваться сегмент негазированной воды. Что касается рынка HOD, в ближайшее время он будет развиваться в Киеве и городах-«миллионниках».

Следует отметить, что 2005 год заставил многих производителей усомниться в перспективности рынка слабоьных напитков, еще до недавнего времени кажущейся безусловной. Лидерами вкусов слабоьных напитков являются кола, тоник, «лимон», «апельсин», «ананас». Неизменно пользуются популярностью такие фруктовые вкусы, как «персик», «питахайя», «грейпфрут», «лайм», «манго» и др.

Одной из важных тенденций слабоьного рынка стало сокращение доли низкого ценового сегмента. Так, по данным компании MEMRB, средняя стоимость 1 л слабоьного напитка в 2004 г. составляла 8,03 грн., а в 2005 г. этот показатель был равен 9,38 грн.

Что касается упаковки слабоградусных напитков — более 97% этого напитка реализуется в бутылках емкостью 0,32-0,375 л. Остался без изменений и основной материал для слабоьной тары — стекло.

По данным официальной статистики, объем украинского производства слабоьных напитков в прошлом году оказался на 8% ниже показателей 2004 г. Крупнейшими производителями являются: компания «Оболонь», ООО «Алкотрейд», «Союз-Виктан».

Учитывая, что потребности в слабоьных напитках удовлетворяются силами отечественных продуцентов, вышеназванные лидеры отрасли возглавляют и рейтинги продаж этого напитка. Созданию такой ситуации в немалой мере поспособствовал уход с рынка многих компаний, в результате провала слабоградусных «проектов».

Одним из способов развить «слабоьное» направление является экспорт. Сегодня слабоьная продукция многих украинских компаний, таких как «Новые продукты», «ИмиджХолдинг» и др. успешно реализуется на рынках России, Израиля и т.д.

Один из наиболее ощутимых ударов по слабоьной отрасли был нанесен в 2005 г. государством — произошло приравнивание «слабоки» по количеству градусов к крепким ьным напиткам. Тем самым на эту категорию распространился запрет телевизионной рекламы в дневное время, а, по мнению многих операторов, прямая реклама является самым эффективным способом воздействия на потребителя.

Рассматривая вопросы продвижения, следует обратить внимание на изменение структуры розничных продаж слабоакогольных коктейлей. Планомерно возрастает роль современных форматов торговли.

В преддверии летнего сезона-2006 операторы с большой остоностью прогнозируют ситуацию на слабоьном рынке. Ничего не предвещает появления на рынке новых оков, а существующие готовятся к выводу новинок.

По материалам Food&Drinks

Наталия Погосова,

корреспондент

ELCOMART News

(e-news)








Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/54237.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM