Украинцы объелись бананами. Рынок экзотических фруктов оказался на пороге нового передела

22 май, 14:41

Прошлогоднее снижение ввозных пошлин на экзотические фрукты не прошло бесследно — за год их импорт вырос в разы. Этот факт грозит изменить структуру продаж в сегменте: уже сейчас прежние лидеры — бананы и цитрусовые — теряют свои позиции. Поставщики получили армию новых контов, привлеченных новыми возможностями, что уже в скором времени может привести к очередному переделу «экзотического» рынка.

Экзотика бьет рекорды

Импорт экзотических фруктов в Украину растет небывалыми темпами. По данным Госкомстата, в 2005 г. общие поставки диковинных плодов увеличились в два-три раза, а по отдельным группам динамика вообще побила все мыслимые рекорды. Так, папайи, ананасов и хурмы было ввезено в 50 раз, а киви — в 77 раз больше, чем в 2004 г. Если в начале века в страну поставляли менее 550 т киви, то в прошлом сезоне эта цифра превысила 10 тыс. т. Как следствие, фрукту удалось прорваться в список традиционных лидеров продаж заморских витаминов, среди которых до недавнего времени фигурировали бананы, апельсины, мандарины и лимоны, и занять пятую позицию по объемам импорта экзотики.

Одну из главных причин подобной победной поступи импортных фруктов эксперты усматривают в снижении ввозных пошлин в марте прошлого года. К примеру, если ранее при пересечении границы килограмм того же киви доал на 1,2 евро, то сейчас ставка составляет 0%, что не преминуло сказаться на розничных ценах, которые упали на 20–30%. «Импортеры изыскали дополнительную возможность снизить цены и за счет поставок в Украину так называемого второго класса киви (продолговатой формы), который не пользуется популярностью во всем мире, но нашел своих почитателей у нас», — добавляет менеджер по продажам харьковской «Аркадии» Кристина Капельницкая. Коммерческий директор запоской компании «Фруктовый дом» Сер Тихвинский добавляет, что свою роль сыграл и традиционный интерес украинцев к киви, который является, пожалуй, наиболее привычным из всего списка экзотических плодов.

По данным Проекта аграрного маркетинга, рекордный импорт экзотики уже сказался на структуре продаж импортных фруктов. Если ранее порядка 95% занимали бананы и цитрусовые, то за прошлый год эта цифра снизилась до 55%. Доля экзотических плодов, наоборот, выросла с 5 до 45%. Аналитики утверждают, что продавцы бананов и цитрусовых бьют тревогу, отмечая резкое снижение объемов реализации своего товара. Однако в компаниях этого не подтверждают. «Перераспределение действительно происходит, но о катастрофическом падении продаж традиционных лидеров говорить не приходится, так как весь рынок экзотики за год увеличился в объемах в 2–2,5 раза. То есть реализация растет по всем группам товара, а по бананам и цитрусовым, возможно, чуть более медленными темпами, чем прогнозировалось ранее», — уверяет г-н Тихвинский. «За прошлый год мы увеличили поставки, в том числе бананов и цитрусовых, на 80%, так что о снижении спроса речь не идет», — говорит г-жа Капельницкая. Схожего мнения придерживается и менеджер по продажам компании «Триада Систем» Олег Мыльников. «Позиции традиционных лидеров продаж среди импортных фруктов остаются стабильными. Экзотика пока не пользуется массовым спросом — магазины заказывают такой товар скорее для витрины, чем в надежде на большие продажи», — отмечает он.

Фруктовые войны

Впрочем, у импортеров все же есть повод для паники. Упрощение правил работы сыграло со стаилами злую шутку. Не секрет, что ранее большая часть экзотических фруктов попадала в страну по серым схемам, а значит, позволить себе содержать «окно» на границе могли преимущественно крупные фирмы. Сейчас же бизнес стал общедоступным. Как следствие, количество желающих заработать на витаминах выросло в 7–10 раз и на сегодняшний день превышает сотню. Причем зачастую речь идет не о появлении контов из ниоткуда, а о перепрофилировании бывших дилеров крупных импортеров. То есть, по сути, последние не только приобрели массу контов, но и потеряли традиционные каналы сбыта. «Рынок заполонили маленькие компании и частники. Они ввозят сравнительно небольшие объемы, которые, тем не менее, в общей сложности оказывают достаточно существенное влияние на отрасль», — говорит Сер Тихвинский. По его словам, импортерам все сложнее отследить ситуацию и спрогнозировать спрос, так как никто не может сказать, в каких объемах и какую позицию завезут «малыши». В итоге рынок то оказывается перенасыщенным отдельными фруктами, то испытывает дефицит. Ситуацию усугубляет тот факт, что товар является скоропортящимся, и если поставщик «не ул», ему приходится резко снижать цены, а то и нести убытки. Ужесточение конции заставило импортеров умерить аппетиты и привело к резкому падению рентабельности бизнеса. «За год эта цифра снизилась в четыре-пять раз, и сейчас некоторые компании работают с рентабельностью не более 2%», — отмечают во «Фруктовом доме».

Специалисты считают, что сегодня идет активный передел, казалось бы, уже давно поделенного сегмента, и не исключают, что список работающих здесь компаний будет постоянно корректироваться. Впрочем, несмотря на это, импортеры по-прежнему считают свой бизнес перспективным. В компаниях ожидают дальнейшего роста емкости рынка, динамика которого в этом году, по предварительным прогнозам, может превысить 50%. Столь бурное увеличение обеспечивает все больший круг потенциальных потребителей, к которому, помимо жителей городов-миллионников, в последнее время добавились и представители глубинки, чему способствует как повышение их благосостояния, так и активное строительство в небольших городах торговых сетей.

Инф. Деловая столица










Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/54208.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM