19 май, 16:58
Согласно партхе (столетний индийский метод деловой бухгалтерии) перед закатом солнца необходимо подсчитать все расходы за истекший день. 55-летний Лакшми Миттал верен этой традиции, также как и йоге, которой ежедневно уделяет полтора часа, перед тем как проплыть стометровку в закрытом бассейне. Поэтому ежедневно его менеджеры и бухгалтеры чахнут над златом своего босса, пересчитывая все до рупии и цента, за глаза называя патрона занудой и сумасшедшим…Сегодня империя Миттала — мировой лидер в производстве стали. На ее заводах трудится около 200 тысяч человек. И почти каждый из них знает, что хозяин неспроста любит скрупулезный подсчет. В глухой деревушке засушливого штата Раджастан на западе Индии, где он родился, не было даже электричества и родители каждый раз давали сыну на ночь ответственное задание — пересчитать свечи…
Род марвари издавна называли «индийскими евреями». Селение марвари находится на самом краю Индии, возле одной из многочисленных пустынь, которая расположена практически на границе с Пакистаном. Жизнь «евреев» протекала бедно и бесперспективно. Особенно много проблем появилось после провозглашения независимости Индии, когда последняя распалась на нынешнюю Индию и часть Пакистана. Торговля металлоломом в индийском порту Карачи — вот с чего начиналась империя семьи Митталов. А ее фундамент полвека назад закладывал отец Лакшми — Мохан Лал. После принятия независимости семейство долгое время переезжало из города в город. В одном из них и родился Лакшми Нарендра, будущее «третье место „Форбса“».
Жизнь пошла своим чередом, когда семейство осело в Калькутте. Там отец Лакшми вместе со своими приятелями выкупил полностью убыточный, практически разваливающийся на части сталепрокатный завод. Не мало времени ушло на то, чтобы привести завод в надлежащее состояние, но все же со временем глава семьи наладил выпуск стальной продукции для строительства. Эта схема — скупать запущенные, но перспективные предприятия и делать из их «конфетки» и стала основой для будущего миллиардера.
К коммерческой структуре правительство относилось с недоверием, но госструктуры такого же плана требовали больше денег, а результата не давали. Заминки за Митталом не было. Узнав о предрасположенности правительства, он создал свое предприятие под названием «Ispat» (что в переводе с индусского означает «железо») и пустил все свои оборотные ресурсы на постройку плавильного завода недалеко от Калькутты. Империя разрасталась. Вскоре, закончив строительство первого завода, Миттал принялся за еще два. Приблизительно в это время ему срочно понадобились надежные люди для контроля поставок. Именно этим человеком и стал Лакшми. К тому времени Миттал младший закончил в Калькутте престижный колледж и поступил в местный университет. Но в 19 лет ему пришлось закончить учебу, чтобы помогать отцу в бизнесе.
Но даже после того как поставками занялся сын, проблемы не исчезли. Возня с правительством, первые лица которого менялись раз в три дня, существенно осложняли работу Миттала-старшего.
Как известно, сегодня сталелитейные заводы группы Mittal Steel работают в 12 странах. А вот в Индии их нет, хотя первые компании Митталов были созданы в 70 годах в Калькутте и Бангалоре. Это произошло после того как индийское правительство установило жесткий контроль над производством стали в стране. В результате этого Миттал-отец обратил внимание на Индонезию, где приобрел очередное детище за 15 миллионов.
В 25 лет Лакшми Миттал стал директором этого завода, который специализировался на производстве железных проволочных изделий. Обладая неплохим умом и интуицией, индийский бизнесмен первым додумался, казалось бы, до элементарного — использовать в качестве исходного продукта не лом (как все), а так называемое восстановленное железо (оно было намного дешевле). Вот уж действительно, все гениально и просто. С этого и началась сольная карьера младшего Миттала. Он заключил договора на поставку этого самого железа из Тринидада, который привлек ценами и более лояльным сотрудничеством. После нескольких лет совместной работы Миттал-младший купил всю «контору» своих поставщиков из Тринидада. Затем была Мексика, Канада, Германия, Казахстан, США, Польша, Румыния и, наконец, Украина.
Основная идея «творчества» Миттала состоит в том, что он скупает неприбыльные или малоприбыльные предприятия и полностью делает их «апгрейд». Он присылает свой менеджерский состав, в случае необходимости обновляет все техническое обеспечение, в общем, переделывает комбинат «под себя».
В последнее время Лакшми потянуло на покупку гигантов сталепрокатного рынка, «нулевые» предприятия его уже не интересуют. Говорят, что на аукционе по продаже «Никопольского ферросплавного» обязательно появится либо сам Лакшми, либо его представитель. Будет ли «ЛНМ» принимать участие в торгах, не знает никто, но довольно много людей ждет, когда Лакшми, наконец-то, споткнется.
Известно, что у господина Миттала довольно часто возникали проблемы с социальной стороной работы его комбинатов. То тут, то там вспыхивали бунты, забастовки. Причина проста: шахтеры и рабочие хотят, чтобы уровень их труда оплачивался пропорционально рыночной стоимости. Допустим, в Караганде одна тонна угля стоит 13 долларов, а Миттал продает эту же тонну за цену, немного превышающую 100 долларов.
В той же Караганде около девяти лет назад Лакшми решил преподнести металлургам и шахтерам «Миттал Стил Темиртау» подарок, сделав каждого из рабочих «совладельцем предприятия». Всего было выпущено 347 миллионов акций, коллективу досталось 712 тысяч. Дальше — еще веселее и циничнее. Дивиденды, по теории, должны выходить как «тринадцатая зарплата», в итоге за год один рабочий получал 100 тенге. Можно сказать, что етами рабочие обеспечены…
Польские организации профсоюзов требуют приоткрыть завесу над продажей Митталу своих предприятий. Удивительно, но продажа «Кривостали» — одна из довольно немногих покупок Миттала, которая прошла абсолютно открыто. Как и за сколько продан «Испат-Кармет» в Казахстане – неизвестно никому. Одна из особенностей Миттала в том, что он не покупает предприятия в стране, в которой не знает никого из высших эшелонов власти. В той же Польше заявляют, что покупка их заводов была осуществлена при прямой помощи Анджея Шараварски, бывшего замминистра экономики. Европейцы настроены еще более воинственно: в 2001 году, незадолго до выборов в Великобритании, Лакшми пожертвовал партии лейбористов 125 тысяч фунтов в обмен на помощь Тони Блэра в покупке одного из Румынских заводов.
Невыплата зарплаты – лишь часть социальной проблемы. В Польше владельцы уволили уборщиц, «разрешили» металлургам мыться один раз в неделю вместо семи. Люди покупают себе унитазы, так как для нужд есть «дыра в земле».
На данный момент Миттал располагает такими же доходами, как и весь бюджет Республики Казахстан, но располагает ими совершенно не так, как хотелось бы его подчиненным низшей планки.
Светская жизнь Миттала покрыта мраком. Известно, что он переехал из престижного лондонского района Хемпстед еще в более престижный Кенсингтон, ку у владельца «Формулы 1» Барни Экслестона особняк за 128 миллионов долларов. Это абсолютный рекорд на мировом рынке жилья. В этом доме, к которому приценивался сам Роман Абрамович, мрамор такой же как в «Тадж Махале». Кроме того, в этом помещении двенадцать спален, гигантский бассейн, парикмахерский салон, бальный зал — список можно продолжать довольно долго.
Удивительная экономность миллиардера по отношению к рабочим кажется еще более странной на фоне его «аттракционов невиданной щедрости». Чего только стоит свадьба его дочери, которую летом 2004 года Лакшми выдал замуж за лондонского банкира индийского происхождения Амита Бхатия. Для этого он снял на ночь парк Тюильри в Лувре и построил замок в парке Сен-Клу. Обручение молодоженов состоялось в Версале. Семейное торжество вылилось в пятидневный банкет-тур по историческим местам Франции, включая замок Николя Фуке, министра финансов при дворе Людовика 14. В празднестве приняла участие тысяча гостей со всего света, получивших приглашения в каемочке из настоящего серебра. По оценкам индийской прессы отец потратил на свадьбу дочери более 60 миллионов долларов.
Лакшми Миттал — самобытный магнат, который «делает себя» каждый день. Очень умный человек, который сам изобрел секрет своего успеха не только в менеджменте, но и в технической стороне дела, как минимум, придумав использовать особый вышеуказанный вид железа. Аналогов магнату нет нигде: ни в Украине, ни в России, ни в целом мире. Впрочем, Митталу льстит, когда говорят, что он похож на Билла тса.
Из последних слухов, активно обсуждается следующая покупка Миттала. Говорят, это будет предприятие в Турции либо Румынии.
Справка ElcomartNews. Главные бизнес-приобритения Миттала:
1993 год — сталелитейный завод Sidbec (Канада);
1994 год — компания Hamburger Stahlwerke (Германия);
1995 год — Карагандинский металлургический комбинат (Казахстан);
1998 год — металлургическая компания Inland Steel (США).
За кадром остались «мелочи» типа комбинатов Irish Steel (Ирландия), Nova Huta (Чехия), Polski Huti Stali (Польша), Petrotub (Румыния), BH Steel (Босния), Balkan Steel (Македония), Alfasid (Алжир), Iscor (ЮАР), «Кривосталь» (Украина).
В январе 2006 года Миттал повел атаку на главного конта Mittal Steel и второго в мире производителя стали — компанию Arcelor, предложив за неё 22,8 миллиарда долларов.
Наталия Погосова,
корреспондент
ELCOMART News
(e-news)
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/54124.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM