04 май, 11:13
Авантюрная попытка Mittal Steel произвести враждебное поглощение Arcelor оказалась безуспешной: на ежегодном собрании, состоявшемся 28 апреля, акционеры люксембургской группы одобрили защитные действия правления и переизбрали его на новый срок в том же составе. Теперь, несмотря на то, что Лакшми Миттал пока еще не сложил оружия, исход борьбы уже предрешен.
Утверждения Лакшми Миттала, что подавляющее большинство инвесторов Arcelor приветствуют объединение этой корпорации с его группой Mittal Steel, оказались безосновательными. Правда, некоторые акционеры, контролирующие совместно около 25% корпорации, подвергли критике действия правления, которое сумело вывести недавнее приобретение Arcelor — канадскую компанию Dofasco — за пределы досягаемости Миттала (остроумная юридическая уловка не позволяет продать эту компанию в течение пяти лет, даже если Mittal Steel сумеет поглотить Arcelor): основные упреки сводились к тому, что это было сделано без предварительной консультации с акционерами. Однако руководители корпорации грамотно разыграли свои карты и завоевали доверие инвесторов.
Для начала председатель правления Йозеф Кинш (Joseph Kinsch) сумел — в кулуарных переговорах — убедить большинство критиков в целесообразности этого шага с Dofasco. Он объяснил, что канадская компания представляет для Arcelor актив, крайне важный в стратегическом отношении, независимо от того, останется корпорация самостоятельной или войдет в состав Mittal Steel. По словам Кинша, этот шаг был специфической реакцией на специфическую проблему: “Совет директоров должен был принять срочные меры, чтобы избежать серьезной потери в стоимости группы, что было бы крайне неблагоприятно для ее акционеров”. При этом Кинш заверил инвесторов, что менеджмент не предпринимал до сих пор — и не предпримет в будущем — ни одного действия, единственной целью которого была бы защита от враждебного поглощения. Он заявил, что все решения совета директоров направлены только на повышение стоимости корпорации и роста прибылей акционеров.
Это заявление прозвучало убедительно, поскольку оно полностью подтверждается финансовым результатом группы за 2005 год: оборот Arcelor составил 32,6 млрд. евро, операционная прибыль — 5,6 млрд. евро (годовой прирост составил 26%), а чистая прибыль — 3,8 млрд. евро. При этом чистая прибыль на акцию составила 6,26 евро (прирост — 49%). По словам Кинша, эти блестящие достижения связаны с тем, что группа, во-первых, сократила объемы выпуска продукции, чтобы удержать цены на высоком уровне в условиях прошлогоднего ухудшения рыночной конъюнктуры, а, во-вторых, за 2002-2004 годы предприняла успешные меры для сокращения затрат и реорганизации своей структуры. В результате, синергию в объеме 700 млн. евро, которая должна была воспоследовать за образованием Arcelor из французской группы Usinor, испанской Aceralia и люксембургской Arbed , удалось полностью реализовать на год раньше намеченного срока.
Затем президент Arcelor Ги Долле изложил инвесторам утвержденный 27 февраля план развития корпорации на 2006-2008 годы, который предусматривает стабилизацию EBITDA (доходы без вычета подоходного налога и амортизации) на уровне 7 млрд. евро в год, а потока наличности — на уровне 4,4 млрд. евро в год. Предполагается также, что за этот период будет достигнута экономия в сумме 2,2 млрд. евро за счет повышения эффективности и дальнейшей реализации синергии. Кроме того, план предусматривает систематическое распределение избытка наличных среди акционеров: 3 апреля правление приняло решение о выплатах инвесторам суммы 5 млрд. евро и утвердило политику ежегодного повышения дивидендов на 30%, начиная от уровня 2005 финансового года, когда они были увеличены на 80%, до 1,85 евро за акцию. Под аплодисменты акционеров, Ги Долле заявил: “Успехи нашей группы проистекают из бизнес-модели, которая обеспечит еще большие успехи в будущем”. И добавил: “Лучший проект для Arcelor — это Arcelor”.
Разумеется, после этих сообщений объяснение позиции руководства относительно предложения об объединении с Mittal Steel было воспринято благосклонно подавляющим большинством акционеров — 75% проголосовали за переизбрание всех 18 директоров и председателя Йозефа Кинша на новый срок. Таким образом, ожидавшийся многими бунт акционеров не состоялся.
Не последнюю роль в таком исходе сыграл тот факт, что на заседаниях правления Mittal Steel 98,3% голосов контролирует Лакшми Миттал, которому принадлежит 87% капитала группы, поскольку у него имеются личные и коммерческие связи с большинством независимых директоров. Правда, он утверждал, что если акционеры Arcelor примут его предложение, то он готов “размыть” контроль своей семьи над корпорацией. Однако буквально на следующий день его сын и — по совместительству — финансовый директор Mittal Steel Адитья Миттал опроверг это заявление.
Кинш заявил: “Корпоративное руководство Mittal Steel нельзя считать ни открытым, ни прозрачным, поэтому было бы фатальной ошибкой принять предложение, в котором 75% оплаты за Arcelor предполагается осуществить акциями этой группы”. С его точки зрения, это чревато серьезным финансовым риском для инвесторов Arcelor. При этом он не забыл упомянуть о действительной независимости совета директоров Arcelor — “ни один из ов правления не имеет родственных уз или финансовых связей с ключевыми персонами компании”. По словам Кинша, стратегия Arcelor радикально отличается от принятой на вооружение в Mittal Steel, и эти две группы просто несовместимы. Он объяснил, что “в этой войне Arcelor пока использовала отнюдь не все оружие из своего арсенала”, и что “агрессора” поджидает еще ряд неприятных сюрпризов, о которых пока говорить преждевременно.
При этом Йозеф Кинш и Ги Долле заявили, что правление открыто для переговоров и готово рассмотреть улучшенное предложение Лакшми Миттала, то есть, включающее оплату акций Arcelor только наличными и — по достойной цене. Хотя сразу после собрания Долле отказался назвать цену, которую правление может счесть приемлемой, 2 мая он сообщил в своем интервью газете Le Figaro, что она не может быть меньшей, чем 5-6 ожидаемых EBITDA (напомним: 7 млрд. евро). По словам Долле, “с учетом рыночных аналитических показателей акций сталелитейных компаний (в настоящее время — 5-6) и задолженности Arcelor , справедливая цена находится в диапазоне 33,7-40,7 млрд. евро”, что изрядно отличается от предложенных Mittal Steel 20,5 млрд.
Правда, Лакшми Миттал неоднократно заявлял, что не собирается менять свое предложение. Это и понятно: ему просто никто не одолжит подобную сумму для оплаты сделки наличными. С другой стороны, понятно, что если предложение не будет улучшено, сделка, скорее всего, не состоится. Официальное предложение от Mittal Steel, которое должно было быть представлено правлению Arcelor в середине апреля, будет обнародовано — по словам Миттала — в середине мая. К тому же сроку регулятивные органы примут решение относительно этой сделки, и если ей будет дан “зеленый свет”, у инвесторов Arcelor будет 35 дней, в течение которых они должны будут принять окончательное решение и продать — или не продать — Mittal Steel свои акции.
В своем субботнем интервью газете The New York Times Лакшми Миттал заявил, что уверен в успехе своих начинаний. На вопрос, какой запасной план есть у его группы на случай, если акционеры Arcelor откажутся от сделки, он ответил: “Этого просто не может случиться. Мы уверены, объединение находится в основном русле промышленной логики, и акционеры Arcelor примут правильное решение”. И добавил: “Все оказалось гораздо труднее, чем мы предполагали. Мы сообщали руководству Arcelor, что готовы договориться о дружественном слиянии, но они не пошли на переговоры, хотя они тоже убеждены, что отрасли необходима консолидация”.
Это и понятно: “промышленная логика” такого объединения четко просматривается только для Mittal Steel, которой остро необходимы поток наличности этой корпорации, ее технологии и специалисты, которые могли бы произвести модернизацию заводов Миттала в США и странах Центральной и Восточной Европы. У Arcelor же такая логика отсутствует полностью — группа уже завершила интеграцию своих активов, и выходит на оперативный простор, имея великолепную технологическую базу и большой запас финансовой прочности. Понятно, что ее менеджмент будет бороться за самостоятельность до победного конца. И можно не сомневаться, что у него действительно имеется достаточно “домашних заготовок”, чтобы воспрепятствовать враждебному поглощению. Кстати, отказываясь комментировать слухи относительно планов владельца НМЛК Владимира Лисина приобрести 20% акций Arcelor, Ги Долле сообщил корреспондентам о своей встрече с российским предпринимателем, которая произошла в пасхальный уик-энд, и о полученном от него подарке — Лисин преподнес ему праздничный кулич и пасхальные яйца...
Виктор РЫЧИК, «УкрРудПром»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/52535.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM