О бедном магнате замолвите слово

28 апр, 11:07

В последние недели PR-война против Mittal Steel заметно обострилась. Все чаще звучат тезисы о превращении Украины в сырьевой придаток этой корпорации, обвинения в невыполнении инвестиционных и социальных обязательств, в драконовских методах сокращения издержек… Однако никто не пытается войти в финансовое положение нового собственника “Кривостали”. Весьма непростое в настоящее время...

Владелец Mittal Steel Лакшми Миттал оказался в трудной ситуации — у его корпорации возник изрядный дефицит наличных денег, и его планы дальнейшей экспансии оказались под угрозой. Поэтому сейчас ему просто не до того, чтобы всерьез заниматься своими обязательствами на уже купленном заводе. Сейчас перед Mittal Steel стоит гораздо более важная задача: фактически, если эта группа не сумеет произвести поглощение Arcelor, ей крайне трудно будет справиться со всеми последствиями, к которым привела используемая Митталом стратегия расширений. На протяжении тридцати лет Миттал создавал свою сталелитейную империю, скупая предприятия-банкроты в странах третьего мира, где наличие сырья, энергии и дешевого труда обеспечивало возможности быстрого извлечения прибылей. Индонезия, Тринидад и Тобаго, Южная Африка, Казахстан, Румыния, Польша… Во всех этих странах бизнесмену легко удавалось договориться с коррумпированными чиновниками, которые отдавали ему заводы за бесценок и закрывали глаза на отношение к социальным и инвестиционным обязательствам.

Однако позднее эта практика себя исчерпала. Все началось с Чехии, где Миттал собирался приобрести комплект крупнейших сталелитейных предприятий страны за 150 млн. долларов. Однако из-за конции с местной компанией Trinecke Zelezarny ему пришлось выложить более 800 млн. долларов, что серьезно нарушило исходные планы, а последовавшие за этим социальные волнения и смена правительства не давала возможности использовать в полной мере отработанные в других странах методы сокращения издержек. Тем временем, начались акции протеста на польских заводах группы, а также в Казахстане и Румынии: рабочие требовали выполнения социальных обязательств, принятых корпорацией в процессе приватизации. Корпорации следовало бы пойти хоть на некоторые уступки, но это требовало затрат, к чему Миттал был совершенно не готов — группе предстояли новые крупные расходы.

В конце 2004 года группа произвела поглощение International Steel Group в США со всеми ее устаревшими заводами, которое обошлось ей в 17,8 млрд. долларов, из которых 4,5 млрд. были представлены наличными деньгами. Это ощутимо увеличило долги корпорации. Правда, чистая ее прибыль корпорации в 2004 году составила 5,32 млрд., но ведь семье Митталов, владеющей порядка 90% акций группы, и жить на что-то надо, поэтому финансирование практически всех приобретений осуществлялось за счет заемных средств… Как бы то ни было, эта сделка превратила Mittal Steel в крупнейшего в мире производителя стали, и в настоящее время Mittal Steel выпускает около 60 млн. тонн стали в год на разбросанных по всему миру антикварных мощностях. Все эти заводы настоятельно требуют инвестиций в модернизацию, но средств на это у корпорации попросту нет.

Тем временем, группу уже подстерегала серьезная угроза: если до этого времени некоторую концию на рынке приобретений ей составляла только американская корпорация US Steel, то теперь к рывку в плане расширений готовился ее ближайший конт, люксембургская корпорация Arcelor. Учрежденная в 2002 году путем слияния французской группы Usinor с испанской Aceralia и люксембургской Arbed, Arcelor на протяжении нескольких лет не занималась новыми приобретениями — корпорация концентрировала усилия, главным образом, на интегрировании своих активов в единую эффективную структуру. Теперь этот процесс уже завершен, и Arcelor стала присматриваться к объектам потенциальных приобретений. Если раньше расширение этой группы (в частности, в Бразилии) происходило, главным образом, путем органического роста, то теперь Arcelor интересовали и покупки некоторых мощностей.

В отличие от Mittal Steel, у которой все тридцать лет подход к приобретениям основывался на принципе “лишь бы дешево”, Arcelor интересуют только активы, удачно дополняющие ее структуру, в первую очередь — современные мощности по производству высокотехнологичной продукции. Именно по этой причине, прибыли этой группы выше, чем у Mittal Steel, выпускающей на 10 млн. тонн больше стали. Очевидно, что у Arcelor значительно более высокий потенциал, и группа Миттала скоро лишится своего лидерства, если не изыщет возможностей изменить стратегию.

Конция между Arcelor и Mittal Steel привела к росту цен на сталелитейные активы. Участие обеих групп в турецком конкурсе по продаже пакета акций крупнейшего в стране, при этом современного и высокотехнологичного завода Erdemir взвинтило цену на это предприятие. Правда, в Турции Миттал, скорее всего, блефовал, сознавая, что ему не дадут возможности купить завод из-за социальных волнений, сопровождавших его европейскую экспансию. С другой стороны, и Arcelor не стала предлагать за него больше, чем он стоил по оценкам ее экспертов, хотя предприятие прекрасно вписалось бы в ее структуру.

Затем, из-за участия Arcelor в украинском приватизационном конкурсе, группа Миттала вынуждена была заплатить за “Кривосталь” примерно на 3 млрд. долларов больше, чем предполагалось исходно. Вряд ли Arcelor действительно собиралась покупать завод с мо и физически устаревшим оборудованием по такой нереалистичной цене — скорее, теперь именно со стороны этой группы имел место блеф, и она поднимала цену, чтобы вынудить конта раскошелиться. Руководство не сомневалось, что вскоре Mittal Steel попытается произвести поглощение Arcelor, что сразу поправило бы дела корпорации Миттала, поэтому имело смысл постараться ослабить финансовые позиции “агрессора”. Цель была достигнута: после этой покупки долги Mittal Steel увеличились еще на 4,8 млрд. долларов.

Тем временем, Arcelor продолжала начатые в мае 2005 года переговоры о приобретении актива, который ее действительно интересовал — канадской компании Dofasco. Эта покупка не только сократила наличные средства Arcelor, а и увеличила цену, которую Mittal Steel пришлось бы предложить за поглощение. Правда, Лакшми Миттал нашел выход: он объявил, что когда Arcelor войдет в состав его группы, он сразу продаст Dofasco немецкому концерну Thyssen Krupp, которую тот тоже хотел приобрести, но проал борьбу за нее люксембургской корпорации. Таким образом, в случае успешного завершения авантюры с поглощением Arcelor, Mittal Steel могла бы рассчитаться за это приобретение ее же деньгами…

Тем не менее, этот план Миттала уже провалился: руководство Arcelor сумело вывести канадскую “жемчужину” за пределы досягаемости Mittal Steel. Все акции Dofasco переданы специальному фонду, учрежденному в Голландии, который стал собственником как самой компании, так и всех ее технологий. При этом использована такая юридическая схема, что, хотя фактическое руководство Dofasco будет осуществлять Arcelor, продать компанию в течение ближайших пяти лет можно будет только по единогласному решению трех доверенных менеджеров, которые вошли в правление фонда. Таким образом, даже если Mittal Steel и сумеет произвести поглощение Arcelor, продать Dofasco будет невозможно. Это означает, что Митталу придется иным способом изыскать 5 млрд. долларов, которые он предложил выплатить акционерам Arcelor в виде наличных (общая сумма составляет 23 млрд. долларов).

Несмотря на категорический отказ менеджмента люксембургской группы от этого предложения, семейство Митталов рассчитывает на победу в этой борьбе. Если это действительно произойдет, у Mittal Steel появится реальная возможность модернизировать свои предприятия. Помимо потока наличности Arcelor (3-4 млрд. евро), который окажется в распоряжении Митталов, устаревшие заводы можно будет оснастить современными технологиями, разработанными специалистами этой корпорации, причем этим же специалистам можно будет поручить и руководство модернизацией. Поскольку Arcelor и ее предшественники имеют в своем составе мощное научно-техническое ядро, которое дает возможность постоянно обновлять технологии и продукцию, это обеспечит быстрое восстановление и реконструкцию всех предприятий Миттала, включая “Миттал Стил Кривой Рог”. Ждать исхода борьбы гигантов осталось недолго: общее собрание акционеров Arcelor, которое примет или отвергнет предложение Mittal Steel, состоится завтра, 28 апреля.

В отношении же социальных обязательств этой корпорации в Украине, рабочим стоило бы последовать примеру своих западных коллег, которые в свое время сумели противопоставить владельцам заводов силу, вынудившую собственников считаться с их требованиями. Коль скоро “Кривосталь” вошла в состав транснациональной корпорации, следует учиться ать по новым правилам, и рассчитывать в этой борьбе не на помощь государства (ибо ее не будет — рычагов управления Mittal Steel у правительства нет), а только на собственные силы.

Светлана СТЕПАНКОВА, «УкрРудПром»

 


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/52285.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM