30 мар, 13:36
Переговоры по ценам на железную руду по годовым контрактам между меткомпаниями и горнорудными компаниями фактически вышли на финишную прямую. Европейцы вроде как согласились с ростом цен на бразильское сырье. В то же время, в тихоокеанском регионе китайские и японские металлурги отказываются от предложений австралийских горняков, позиция которых вот-вот «даст слабинку». Впрочем, недавно сырьевиков Зеленого континента поддержала Бразилия, тем самым, укре положение австралийцев.
С 27 марта переговоры возобновились. Поставщики и потребители сырья с нетерпением ждут объявления новых цифр, от которых будут зависеть их прибыли и затраты в новом финансовом году, стартующем уже 1 апреля. В преддверии этой даты аналитики Merrill Lynch весьма «обрадовали» металлургов, отчаянно сражающихся против каждой десятой процента возможного роста цен. Эксперты заявили, что меткомпании могут абсолютно спокойно перенести рост стоимости руды на 22%.
Эта свежая идея основывается на снижении расходов на закупку сырья и на фрахт. Действительно, мировые цены на коксующийся уголь в 2006/07 г. будут ниже уровня прошлого финансового года на 8-9% для высококачественных сортов, более низкие сорта подешевели еще более значительно. Таким образом, с 1 апреля кокс станет дешевле, а другие материалы?
По информации агентства Bloomberg, в марте расценки на перевозку угля и ЖРС упали до самого низкого за месяц уровня, что связывают с неопределенностью в вопросе цены на руду. Индекс Baltic Dry Index, отражающий движение стоимости перевозки сухих грузов на судах различных классов, снизился на 61 пункт (2,3%). Европейские эксперты прогнозируют дальнейшее уменьшение тарифов на транспортировку морем по мере появления на рынке новых оков и выхода на линии новых судов.
Возможно, что эти две статьи затрат металлургов немного уменьшатся. Но остаются постоянно растущая стоимость электроэнергии, увеличение зарплат персонала, рост расходов на экологические мероприятия, на техперевооружение и многое другое. И главное, остается открытым вопрос о ценах на железную руду. Кстати, аналитики Merrill Lynch в течение последних месяцев несколько раз повышали свой прогноз роста: с 5 в сентябре до 18% увеличения по состоянию на февраль.
Собственно не только эта компания изменила ранее называемую цифру. Мировой рынок стали развивается довольно динамично, и предсказать ситуацию не всегда возможно. Пессимистический сентябрь, когда цены шли вниз, металлурги сокращали производство и пытались продать хоть какие-то объемы выпущенной продукции, в корне отличается от оптимистичного февраля, ознаменовавшегося увеличением спроса, уменьшением объемов складируемой продукции и ростом цен. Например, меткомпании Европы заявляют о том, что портфель их заказов сформирован уже до III квартала и уверенно повышают цены на сталь. Рост котировок характерен практически для всех мировых регионов. Компании уже не выглядят, как «бедные родственники» и, похоже, у них нет другого выхода, кроме как согласиться на очередной (конечно, более скромный, чем прошлогодние 71,5%), виток роста стоимости ЖРС.
Западный фронт
По последним неофициальным сообщениям прессы, европейцы, в принципе, согласились с подоанием руды на 12-15%. Такая информация исходит от представителей Бразилии, участвующих в переговорах с ведущими меткомпаниями стран ЕС. Традиционно эталонная для всего мира цена устанавливается именно в Европе, т.к. местные сталевары являются крупнейшими покупателями бразильского сырья.
Так, на завершившейся неделе один из руководителей второго по величине мирового производителя Arcelor призвал представителей бразильской CVRD «не требовать чрезмерного повышения цен», так как многие транснациональные меткомпании получили доступ к рынкам Восточной Европы, России и Украины, которые в долгосрочной перспективе могут потеснить бразильских поставщиков ЖРС. На данном этапе заявления такого рода можно оценить, как блеф и абсолютно бесперспективный шантаж.
Остоные японцы
На «восточном фронте» до установления контрактных цен еще тоже не дошло. И для местных переговоров с «большой тройкой» поставщиков руды - BHP Billiton, Rio Tinto, CVRD – китайцы выбрали тактику того же шантажа и давления, а японские переговорщики просто тянут время, перекладывая бремя ответственности на китайских металлургов. В прошлом году именно японцы, стремясь обеспечить себя рудой, согласились на повышение цены на рекордные 71,5%.
Хажиме Бада, президент JFE Steel, вспомнил, что в 2005 г. китайские металлурги высказали свои претензии японским за столь раннее и столь значительное повышение. Чтобы такая ситуация не повторилась сейчас, представители меткомпаний Страны Восходящего Солнца решили выждать и продолжить борьбу. Свою позицию они назвали «более остоной» и утверждают, что сейчас не так легко заставить их согласиться на рост стоимости ЖРС.
Тем временем JFE Steel, Kobe Steel и Sumitomo Metal Industries возобновили переговоры с индийскими поставщиками руды по заключению долгосрочных контрактов. В 2005 г. японские потребители экспортировали из Индии 10,4 млн. т (эквивалент 8% всего японского импорта руды). Заслуживает внимания гипотеза Гарри Банга, зампредседателя Noble Group Ltd, который предполагает, что японские и европейские металлурги просто договорились с китайскими – «устанавливайте цены, мы не будем вам мешать и поддержим вашу борьбу». В этом году никто не против инициативы КНР, наоборот, меткомпании проявляют своеобразную солидарность и видят в «китайском сопротивлении» свой интерес.
Нерыночный демарш Китая
Примечательно, что на заре промышленного бума Китай не решался вмешиваться в «большую политику» и не принимал участия в переговорах по установлению эталонных цен. Но сейчас металлурги Поднебесной стали более организованной и мощной силой, претендующей на лидерство и в этой сфере. Плюс поддержка государства.
Недавние события заставили нервничать экспортеров железной руды. Министерство торговли Китая издало директиву, ограничивающую спотовые цены на импортируемую руду. Если в китайские порты приходили суда с бразильским сырьем (более $70/т) и австралийской (более $54/т), их разгрузку приостанавливали. Установление «ценового потолка» вызвала справедливые нарекания австралийских властей и обвинение официального Пекина во вмешательстве в рыночные отношения.
После нескольких заявлений о том, что нет никакого давления и правительство не вводило никаких ограничений, директиву все-таки признали, обвинив в свою очередь австралийцев в том, что они ведут переговоры по формированию цен по долгосрочным контрактам и параллельно продают руду на спотовом рынке по завышенным ценам. А вся «большая тройка» - это монополисты, злоупотребляющие своим положением. Китай все жестче и жестче контролирует внутренний рынок стали, вводя массу ограничений, лицензий и согласований.
Но инициативы Пекина в сфере металлургии могут привести к снижению объемов импорта руды, если сырье будет слишком дорогим и работа меткомпаний будет нерентабельной. Поэтому мелкий конфликт с госдирективой может быть первой ласточкой, свидетельствующей о дальнейшем вмешательстве китайского правительства в развитие отрасли, что крайне настоенно воспринимается горнодобывающими компаниями.
Терять такого потребителя не хочет никто, в 2005 г. Китай импортировал 275 млн. т ЖРС, что на 32,3% выше, чем годом ранее. Доля Китая составляет 43% общемировых поставок руды. 60% китайского импорта – это железорудное сырье из Австралии и Бразилии. На кону очень серьезные цифры. При том, что сейчас производители руды все же имеют основное рыночное преимущество – спрос превышает предложение, поведение китайских металлургов, поддерживаемых правительством, внесло неопределенность и напряжение в, и без того, непростой процесс установления цен. Ранее власти Китая уже заявили о недопустимости и неприемлемости любого роста котировок на сырье – или сохранение нынешнего уровня, или даже снижение. Идет массированная атака на поставщиков руды:
· Китай замедляет темпы роста и будет импортировать меньше руды;
· Китай увеличивает собственное производство ЖРС на 28,6% до 540 млн. т;
· Китай диверсифицирует источники закупки сырья за счет нетрадиционных поставщиков.
Возможно, что китайский план частично сработает. По мнению аналитиков ABN Amro Holding NV, вместо ожидаемых и планируемых 20% повышения BHP Billiton, Rio Tinto и CVRD могут «отвоевать» у китайцев только 10%. С 30 января на фоне неопределенности исхода переговоров акции Rio Tinto подешевели на 4,1%, акции BHP – на 2,5%, акции CVRD – на 8,3%.
Бразильский ответ
Австралийские поставщики руды и правительство страны оперативно отреагировало на попытку Пекина вмешаться в формирование цены и, похоже, могут дать «слабинку» и принять некоторые из китайских условий. А вот бразильская CVRD, которая и в прошлом году взяла на себя ответственность за новую цену, в своих намерениях тверда – в 2006/07 финансовом году стоимость руды должна вырасти. На этом настаивает компания, этот тезис неоднократно повторял ее президент е Аньелли.
Руководитель CVRD подчеркивает, что переговорный процесс идет абсолютно нормально и, несмотря на сопротивление Китая, руда все-таки подоает. По его мнению, спрос на сырье высок и еще долго будет оставаться таким, увеличение производственных мощностей и освоение новых местодений в ответ на рост спроса потребовало значительных капитальных затрат – нет никаких оснований не повысить цены на ЖРС.
У горнодобывающих компаний также растут производственные расходы, по мере старения добывающих и перерабатывающих мощностей их обслуживание и поддержание работоспособности при практически 100% загрузке требует все больше средств. Цена каждой тонны добытой руды все время возрастает. Раньше транспортные расходы на тонну продукции составляли около $45, а себестоимость руды – около $22, а сейчас эти две величины сравнялись – по $40/т.
Таким образом, Бразилия поддержала своих австралийских коллег и также осудила контроль Пекина в сфере формирования цен на руду – «если правительство Китая намерено игнорировать рыночные законы, то в будущем Поднебесная заплатит за это высокую цену». А ЖРС сырье, и сумеет ли рынок переать госпротекционизм, покажет время.
Наталья Андреева
Инф. Ugmk
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/49962.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM