21 мар, 15:56
В Минтранссвязи не ожидали столь спешного разрешения приднестровского конфликта. На прошлой неделе все пункты пропуска на украино-молдавской границе заработали, сорвав масштабный проект транспортников по выкачиванию бюджетных денег. Они решили реанимировать отставленный проект строительства обходной железнодоной ветки в Рении. Но в этот раз запросить на его реализацию полмиллиарда долларов, тогда как ранее он оценивался в $120.
Конфликт вокруг блокирования дорог в Приднестровье практически решен. На минувшей неделе, в ночь с четверга на пятницу, все пункты пропуска на украинско-молдавской границе были разблокированы и автотранспорт пошел. Сперва был налажен пропуск машин в Приднестровье, транзит в Молдову через ПР разрешили только при условии сопровождения автопоездов контролирующими органами республики.
Открытым оставался вопрос налаживания движения пассажирских поездов и вывоза товаров из Приднестровья. Украина по-прежнему не впускает грузы без оформления молдавской таможней. Хотя молдаване и пошли навстречу непризнанной республике, согласившись упростить процедуры регистрации, но пока не все ее предприятия согласны работать по новым правилам. Впрочем, рано или поздно проблемы, очевидно, будут решены, чего явно не ожидали в Минтранссвязи. Так быстро снятое напряжение на границе сыграло с транспортным ведомством злую шутку.
Проблемы на границе натолкнули министерство на мысль вернуться к активному лоббированию подзабытой было идеи строительства обходной железнодоной ветки в порт Рени на Дунае. Она должна полностью исключить транспортную зависимость Украины от Молдовы и Приднестровья. Предполагается, что уже существующую трассу Одесса–Измаил модернизируют и достроят вдоль Дуная до Рени. Длина участка должна составить около 60 км. На первом этапе планируется проложить одну колею, но в дальнейшем ее намерены электрифицировать и достроить вторую. По словам первого заместителя министра транспорта и связи Василия Цыбенко, в их ведомстве сейчас обсуждаются три варианта маршрута данной ветки. Все они проходят вдоль Дуная, но уже на подходе к Рени разделяются. Конкретный маршрут в Минтранссвязи пока не выбрали, но обещают уже в ближайшее время разработать ТЭО проектов и подать их в Кабмин.
Интерес вызывает другое обстоятельство. Аналогичный вариант сооружения железнодоной колеи до Рени рассматривался в министерстве еще 13 лет назад. Но тогда ориентировочная стоимость проекта оценивалась в $120 млн. Тем не менее до строительства дело так и не дошло из-за того, что транспортники не смогли дать вразумительных пояснений, за счет чего и когда вложенные средства смогут окупиться. Нынче идея сооружения обходной дороги всплыла вновь — поводом стали проблемы на украинско-молдавской границе. Но теперь озвученная стоимость проекта увеличилась в четыре раза — до $500 млн. Что, впрочем, чиновников вовсе не смущает, и этому казусу они нашли достойное объяснение. «Проект строительства ветки на Рени обсуждался еще в 1993 году, тогда действительно называлась цифра $120 млн, но за прошедшие годы многие услуги подоали. Только за отвод земли с нас просят сейчас $115 млн, плюс мы планируем серьезно модернизировать инфраструктуру автомобильных дорог в Придунайском регионе, чтобы активизировать транзит», — отчитался «ДС» г-н Цыбенко.
Однако некоторые специалисты того же Минтранссвязи считают, что протянуть ж/д ветку до Рени можно было бы гораздо дешевле. «Проложить один километр двухпутной трассы в зависимости от ландшафта местности стоит приблизительно один миллион долларов. Ну пусть придется потрать дополнительные деньги на путепроводы и другую инфраструктуру в Дунайском регионе. Для шестидесятикилометровой дороги это будет $60–90 млн, но никак ни полмиллиарда долларов, которые запрашивает министерство сейчас», — поделился с «ДС» источник в Минтранссвязи.
Большой вопрос — окупаемость проекта. Через пункт пропуска Кучурган в прошлом году было перевезено около 9,5 млн т грузов, в том числе в порт Рени — 2,5 млн т и транзитом в Румынию — 2,5 млн т. Иными словами, новая ветка будет обслуживать максимум 5 млн т. При этом надо отметить, что Рени сейчас загружен едва ли на 20% от своей потенциальной мощности. Минтранссвязи пытается привлекать трейдеров различными скидками, но после натовских бомбардировок Югославии основные грузопотоки ушли с Дуная, и сейчас вернуть их в данный регион маловероятно.
Инф. «Деловая столица»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/49100.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM