Законодательная коллизия мешает развиваться страхованию морских рисков

21 мар, 10:40

По данным «ЭИ», в последнее время страховщики, желающие заниматься морскими рисками, сталкиваются с проблемами. Дело в том, что Морское страховое бюро Украины существует лишь на бумаге и не желает принимать в свои ряды новых ов. Ситуацию усложняет законодательная коллизия с обязательностью ства СК в этом бюро.

Кабмин утвердил положение о Морском страховом бюро Украины (МСБ) еще в 1998 г. (постановление №561, утратило силу в августе 2005 г.). В том же году в Одессе было создано МСБ. Объединение должно было координировать деятельность СК по страхованию и перестрахованию морских рисков, взаимодействовать с предприятиями-страхователями, исследовать и прогнозировать развитие страховых услуг в сфере торгового мореходства, разрабатывать программы страхования, вести статистику, совершенствовать законодательную базу и представлять Украину в международных объединениях страховщиков.

В действительности же надежды страховщиков — ов бюро не оправдались: организации практически нет, и уже не один год. Гендиректор Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Наталья Гудыма рассказала «ЭИ», что еще в 2001 г. на заседании правления ЛСОУ обсуждали проект распоряжения Госфин­услуг, которое предусматривало обязательное ство страховщиков в Морском страховом бюро при осуществлении страхования морских рисков. Но было принято решение, что ство в этой организации не обязательно. «Как сегодня функционирует бюро, и существует ли оно вообще, у нас информации нет»,— сказала г-жа Гудыма.

Страховщики — ы МСБ подтвердили «ЭИ», что деятельность Морского страхового бюро приостановлена более года назад в соответствии с решением последнего собрания его ов (ноябрь 2004 г.). «Если раньше выпускались книги, бюллетени, велась работа с международными организациями, пытались собирать статистику, работать с законодательной базой, то сегодня всего этого нет. Правда, бюро отвечает на запросы страхователей о том, является ли ом МСБ их страховщик, а также продлевает свидетельства о стве в организации, правда, не принимая в свои ряды новые компании»,— рассказал «ЭИ» близкий к бюро источник. В самом Морском страховом бюро Украины нас долго игнорировали, а затем любезно предложили согласовать материал перед выходом в печать.

Страховщики указали на существующую законодательную коллизию. «Морское страховое бюро Украины — структура, существующая лишь на бумаге. Сегодня страховщикам ничего не мешает страховать суда и ответственность судовладельца перед третьими лицами, даже если они не являются ами Морского страхового бюро. Проблема только в том, что этот вопрос не урегулирован законодательно — в соответствии с Кодексом торгового мореходства Украины, компании, оказывающие услуги по страхованию морских рисков, обязаны быть ами Морского страхового бюро, а по Закону «О страховании» — нет»,— рассказал «ЭИ» Виктор Луцюк, первый вице-президент СК «Кредо-Классик».

Оценить сложившуюся ситуацию с юридической точки зрения корреспонденту «ЭИ» помог юрист юридического бюро «Бондарь и Бондарь» Алексей Бондарь. По его словам, в Законе «О страховании» установлена общая норма, в которой говорится, что СК могут создать Морское страховое бюро. А Кодекс торгового мореходства указывает, в каких именно случаях создание такого бюро обязательно. «Согласно кодексу, страховая компания обязана быть ом Морского страхового бюро Украины, если заключает с резидентами договоры морского страхования и страхования пассажиров от несчастных случаев. В данном случае есть все основания заявлять, что эта специальная норма должна выполняться, и, соответственно, подобное бюро должно работать. То, что бюро не работает, является нарушением законодательства. И если страхователь заключил договор с СК, которая не является ом Морского бюро, то такой договор может быть признан недействительным как противоречащий закону»,— заявил «ЭИ» г-н Бондарь.

Большинство страховщиков, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «ЭИ», считают существование сегодня подобного объединения ненужным. Дескать, отечественный парк морского транспорта в плачевном состоянии, и браться за его страхование достаточно рискованно. Но если бы бюро обеспечивало организацию совместного страхования морских рисков, их перестрахование, а также оценивало степень риска и способствовало урегулированию страховых событий, то потребность в нем была бы. Валерий Суксин, предправления СГ «ТАС», заверил, что их СК хотела бы стать участником подобного бюро, и в нем могла бы быть польза.

На 1 октября 2005 г. ами МСБ являлись 18 страховых компаний: «Азов», «Гарант-АВТО», «Глобус», «Европейский страховой альянс», «Интер-Полис», «Кредо-Классик», «Крымская страховая компания», «Лемма», «Мономах», «Нефтегазстрах», «Оранта», «ИНГО Украина» (ранее «Остра-Киев»), СГ «ТАС», «Теком», «Трансмагистраль», «Украинская охранно-страховая компания», «Укргаз» и «Фидель».

Автор: Настя НЕДАШКОВСКАЯ

Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»

 


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/49018.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM