13 мар, 10:39
Повышение цен на овощи обусловлено растущим спросом, который пока не покрывается из-за устаревших технологий производства и сбыта. Для быстрого развития овощеводства нужны дешевые кредиты, государственные вложения в инфраструктуру и информационную поддержку.
«Инфляция — это сахар, картофель и овощи», — заявил премьер-министр Юрий Ехануров на пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе. Набор овощей для борща — капуста, лук, морковь, свекла — с осени подоал от полутора до трех раз. Сейчас на киевских рынках цены на эти овощи выше трех гривен за килограмм, тогда как в прежние годы зимой они редко стоили дое двух гривен. Такое подоание овощей ощутимо для рядового украинца: их удельный вес в потребительской корзине, которая используется Госкомстатом для подсчета инфляции, около 3%. (О ситуации на рынке сахара и картофеля см. «Эксперт» №7 от 20 февраля и №8 от 27 февраля 2006 года.)
Хотя рынок каждой из этих культур имеет свои особенности, есть общие причины восходящего ценового тренда. Прошлой осенью уай овощей был меньше, в частности, лука — на 5%, моркови и капусты — на 25%. Растет спрос на овощи как со стороны богатеющего населения, так и со стороны переработчиков. Хотя доля перерабатывающих предприятий в структуре потребления овощей пока невелика, она стремительно растет. По словам специалиста по рыночной информации Проекта аграрного маркетинга Максима Енченко, многие консервные заводы увеличили закупки моркови и лука, а также впервые начали закупать капусту.
Кроме того, существует проблема нехватки современных хранилищ. Из-за этого крестьяне продали много овощей еще осенью, причем по дешевке. Те, кто хранил овощи без соответствующих условий (в частности, прикопанными), надеясь выгоднее продать товар ближе к весне, также проли: часть овощей пропала во время январских холодов. Дело в том что большие овощные базы сейчас не выполняют свои функции, поскольку перепрофилировались на хранение более рентабельных продуктов, например, ьных напитков. По словам главы Ассоциации фермеров и частных землевладельцев в Киевской области Павла Волынца, из-за расходов на горючее и высокой стоимости услуг столичных баз целесообразнее хранить овощи в хозяйстве. Однако строительство собственного хранилища — дорогое удовольствие. Как отмечает Максим Енченко, в зависимости от вместительности оно может стоить 80–500 тыс. долларов. Как правило, за один год такие суммы не окупаются. Проблема упирается в доступное долгосрочное кредитование села.
Бюджет-2006 предусматривает выплату аграриям 260 млн гривен в рамках программы частичной компенсации процентных ставок по банковским кредитам. Это на четверть меньше, чем в прошлом году. Причем овощеводам эти деньги не светят — большинство овощей выращивается подсобными хозяйствами населения (по данным Госкомстата, 89% общего объема), а не организованными сельхозпроизводителями. Среди овощеводов мало крупных производителей, имеющих собственную (а не арендованную) материальную базу, наличие которой дает возможность взять банковский кредит.
Информационный голод
Украина выращивает довольно много овощей, в частности, этому способствует благоприятный климат. Даже в прошлом, не самом удачном году валовый сбор овощей на душу населения в нашей стране был больше, чем в Венгрии, Словакии и Чехии. Проблема в том, что продукция не доходит до потребителя. Из-за недостатка информации на рынке и невыстроенной системы сбыта крестьяне часто оказываются в ситуации, когда выгоднее съесть выращенные овощи самим, скормить скоту или просто выкинуть, чем сдать трейдерам, которые покупают их по 40–60 копеек за килограмм. Причем обвинять последних в спекуляции нельзя. Низкие закупочные цены обусловлены высокими издержками трейдеров: виной тому плохая инфраструктура, высокая стоимость информации и мониторинга законодательства, а также выполнения сделок. А это уже результат государственной политики.
Информационно овощной сегмент действительно непубличен, причем это не чья-то злая воля, а отсутствие организованной торговли, например биржевой. Кроме того, многие крестьяне изначально выращивают овощи для нужд собственного хозяйства и окрестных территорий и на рынок со своим продуктом не выходят. Информационный голод почувствовал на себе и «Эксперт», собирая информацию об этом сегменте.
Остается низкой и эффективность выращивания овощей. Например, в прошлом году уайность капусты, лука и моркови в Украине была в два раза ниже, чем в Польше. Дело в том что из-за недостатка оборотных средств аграрии нарушают технологию производства, экономят на удобрениях, защите растений, поливе и технике. Вдобавок импортные семена, средства защиты растений, а также сельскохозяйственная техника стоят дорого, в том числе из-за высоких импортных пошлин, а аналогичные товары отечественного производства не дают должного результата.
Особая поддержка
В целом в этом году государство увеличило объемы дотаций селу, сместив большую часть финансовых потоков в животноводство, поскольку его рентабельность, особенно в выращивании крупного рогатого скота, куда ниже, чем растениеводства. Однако по меньшей мере странно, что государство в рамках борьбы в бедностью в сельских регионах уделяет овощеводству совсем мало внимания. По словам специалиста по развитию бизнеса Проекта развития овощеводства в южном регионе Украины Международной финансовой корпорации Федора Рыбалко, в овощеводстве можно задействовать в четыре-пять раз больше людей, чем при выращивании зерновых. Он отмечает, что на одном гектаре овощей можно заработать столько же, сколько на двадцати-тридцати гектарах зерновых. Таким образом, стимулируя овощеводство, можно повысить уровень занятости и благосостояния на селе. Однако, как уже писал «Эксперт», проблема состоит не в объеме госпомощи и не в выборе целевой группы, а в том, что ее распределение по-прежнему непрозрачно, и тендеры на ее предоставление выывают, как правило, «нужные» люди.
Овощи в отличие от зерна или сахара не являются стратегическим товаром: их можно заменить другими продуктами. Этим и объясняется «невнимательное» отношение государства к овощеводам, причем не только в Украине. Например, в Европейском союзе при огромной поддержке зерновых и животноводства на овощи приходится лишь пара процентов общего объема дотаций. Драматизировать ситуацию не стоит: овощеводство будет развиваться и без государственной поддержки. Сейчас рентабельность выращивания этих культур — 100–200%, говорит Федор Рыбалко. Спрос, особенно на качественную продукцию, растет, и покрывать его будет отечественный производитель — импортных овощей на рынке практически нет из-за высоких ввозных пошлин (0,2 евро/кг).
Что касается цен в нынешнем сезоне, то специалисты не берутся наверняка судить об их дальнейшей динамике, опять-таки ссылаясь на неполноту информации об остатках прошлого уая. «Не исключено некоторое подоание моркови, что касается лука, есть даже вероятность, что цена на него снизится, поскольку, по нашим оценкам, на складах его достаточно», — говорит Максим Енченко.
Татьяна Яблоновская, Эксперт
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/48247.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM