02 мар, 11:15
Государственный департамент Украины по вопросам связи и информатизации вынес на общественное обсуждение законопроект «Об открытости и прозрачности органа исполнительной власти, органа местного самоуправления».
Почему Интернет
Трудно удивляться вниманию, которое было уделено Интернет при подготовке этого законопроекта: если в развитых западных странах глобальная Сеть становится все более массовым средством информации, то на постсоветском пространстве ее развитие (интенсивное, хоть и сдерживаемое невысокими потребительскими возможностями населения), находится сейчас в той стадии, когда Интернет является прежде всего «информаторием для информаторов» – руководителей, специалистов, персонала принятия решений, журналистов.
Кроме того, руководителям органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (ОИВ или ОМС) еще предстоит оценить тот факт, что «интернетовский» способ опубликования обязательной информации окажется и менее затратным, и куда более оперативным, и значительно более информативным для самих чиновников за счет легкости организации обратной связи в Сети.
Следует отметить, что сам законопроект «о прозрачности» выглядит достаточно прозрачным, особенно – в его «сетевой» части.
Что публиковать?
На этот вопрос ст.3, п.1 отвечает (здесь и далее – неофициальный перевод): «Любая информация, находящаяся в ОИВ или ОМС, должна быть открыта и доступна, за исключением сведений, доступ к которым ограничивается законом»; в частности (ст.4, п.1), «обязательному обнародованию ОИВ или ОМС подлежит адрес официальной веб-страницы в Интернет и адрес электронной почты учреждения».
Как публиковать?
Один из способов распространения обязательной информации, определяемый ст.5, п.1,– «размещение в информационных системах и на официальных веб-страницах (ОВС) в сети Интернет»; однако, «выбор способа остается за руководителем структуры, если иное не определено законодательством».
Следом ст. 8 регламентирует именно эту сторону дела:
«П.1. ОИВ или ОМС обязан создавать и вести официальные веб-страницы в сети Интернет.
П. 2. ОИВ или ОМС публикует соответствующие адреса и изменения в них; актуальную информацию; принимает срочные меры для устранения технических неисправностей, мешающих доступу к ОВС в сети Интернет.
П.3. На ОВС должна быь указана дата каждой публикации документа и дата обновления информации.
П.4. ОВС в сети Интернет ОИВ или ОМС должна содержать соответствующие ссылки на ОВС, созданные их структурными подразделами, территориальными органами, а также – подчиненными предприятиями, учреждениями, организациями».
Обратная связь
Весьма примечателен п.5 этой же статьи: «Руководитель ОИВ или ОМС имеет право создавать и вести личную веб-страницу в сети Интернет, с помощью которой сообщать актуальную информацию о своей деятельности и иметь возможность личного общения с гражданами». В случае, если госчиновники будут хотя бы самостоятельно прочитывать (если не вести) собственные веб-странички,– те из них, кто действительно намерен сделать на своем посту что-либо путное, получат доступ к мнению сограждан через головы секретарей и референтов. Тем более, что ст. 8, п.6 предлагает «создавать электронные общественные приемные для двусторонней связи (должностное лицо – территориального сообщества)».
Еще один аспект обратной связи специалистов ОИВ или ОМС освещают статьи 12 и 14 нового законопроекта: ими предлагается использовать для организации ых обсуждений, проведения консультаций с общественностью и изучения общественного мнения различные Интернет-сервисы, которыми несложно дополнить веб-сайт – веб-формы для писем в администрацию, форумы, гостевые книги, онлайновые конференции – от текстовых до аудио/видео.
В случае невыполнения
К сожалению, законопроектом не предусмотрена в явном виде ответственность ОИВ или ОМС за невыполнение его «сетевых предписаний» – что по умолчанию должно покрываться действием более общего законодательства о работе госструктур. Кстати, в Российской Федерации уже имеются прецеденты судебных процессов против госорганов, не выполнивших своевременно аналогичные «интернетовские» требования российского законодательства.
Горячая линия
Между тем, обсуждение законопроекта «Об открытости и прозрачности органа исполнительной власти, органа местного самоуправления» продолжается: в Госпредпринимательства Украины работает специальная «горячая линия»; ее телефон – (044) 285-80-42.
Ирины Бохно
Инф. РИА «Новый Регион»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/47497.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM