02 мар, 09:55
На 14 марта запланирован, по выражению спикера ВР Владимира Литвина, «серьезный разговор» парламента с правительством. Верховная Рада заслушает информацию Кабмина об исполнении государственного и местных бюджетов в 2005 г. и влиянии экономической ситуации на исполнение бюджета в 2006 г. Инициатор проведения Дня правительства — исполняющая обязанности главы Комитета по вопросам бюджета Людмила Супрун. Она же будет на мероприятии и докладчиком. О том, чего г-жа Супрун и ее коллеги ждут от этих слушаний, она рассказала в интервью «ЭИ».
— Почему Вы инициировали проведение очередного Дня правительства в Верховной Раде? Чего Вы хотите от министров?
— Да, в общем-то, не так и много. Я хочу услышать от них ответ на вопрос, кто помешал им выполнить госбюджет-2005 при наличии средств. По какой причине не было открыто финансирование многих объектов и деньги из бюджета остались неиспользованными? Почему не оплачены плановые расходы 2005 года и застопорилось выполнение программ? У нас что, нечем было заниматься? Кто виноват в том, что не достроены школы, не профинансированы больницы, не предоставлены школьные автобусы и т.д.?
— А кто же Вам ответит? Министр финансов-то в отпуске/отставке...
— Да он не в отпуск ушел — это было очковтирательство. Г-н Пинзеник — в отставке. Скорее всего, Президент лично попросил его не выносить сор из избы и уговорил написать заявление об отпуске.
— Как Вы думаете, в чем причина ухода Виктора Пинзеника?
— Он давно не ощущал себя ом команды Юрия Еханурова. Мне кажется, он чувствовал себя белой вороной в новом правительстве. Ему не с кем было работать, люди-то собраны из разных политических кругов. Наверное, г-н Пинзеник сразу бы ушел, если бы не Президент. Думаю, тогда г-н Ющенко лично уговорил его остаться.
— В отпуск ли, в отставку ли — уже не имеет значения, претензии по госбюджету предъявлять Вам все равно не к кому?
— Почему? Есть же премьер-министр, который несет персональную ответственность за коллективный орган — Кабмин. Он и ответит, кто тормозил развитие экономики. Пусть хотя бы ответственного за это покажет... С какими переходными остатками и долгами мы будем работать в 2006 году? Какие правительственные программы будем дофинансировать? Где у нас прорехи, сколько дыр осталось в местных бюджетах?
— А разве Вы сами не можете сверить эти цифры в отчетности?
— Пока я там ничего не вижу. А то, что вижу — не понимаю.
— Будет ли на Дне правительства идти речь о ситуации в газовой отрасли?
— Хотелось бы услышать от Кабмина, какая планируется цена на газ в 2006 году. Если она будет расти, нам нужно заложить дополнительные ресурсы на субсидии населению. Нужно будет отыскать средства, чтобы бюджетные предприятия не остались должниками. Если у предприятий будут падать доходы, необходимо уже сейчас определить, какие программы развития мы готовы сократить, чтобы, не дай бог, не пострадал бюджет и социальные выплаты. Никто не имеет права в 2006 году возвращаться к ситуации 1996 года — времени сумасшедших долгов по пенсиям и зарплатам.
— А отозванный Минэкономики макропрогноз Вам не интересен?
— Макропрогноз — это манипуляция. В правительстве очень трудно удержаться от похвалы самого себя и не сфабриковать цифры. Когда-то Сер Терехин (экс-министр экономики.— Авт.) сказал: «Я могу нарисовать вам любой макропрогноз, какой душа пожелает!». Сейчас настолько несовершенна методология подсчета, что правительство может манипулировать любыми цифрами. Вот, например, правительство заявляет о создании 500 рабочих мест. А я знаю, что денег на это в бюджете не было. Спрашивается, кто их создавал? Никто, это — манипуляция. Просто изменили механизм расчета занятости населения. И теперь считают, что если у человека есть земля, то он — самозанятое лицо. В таком случае у нас в стране вообще нет безработицы.
Или еще один пример. Раньше мы не учитывали доходы от приватизации как инвестиционные деньги. После определенных изменений, внесенных в законодательство г-ном Терехиным, такие доходы считаются инвестированными в экономику. Если учесть стоимость, по которой было продано имущество, то у нас инвестиции по всей стране выросли. И еще: правительство отчитывалось по ситуации в образовании. Какой цинизм: для того чтобы не показывать реальные цифры по поставкам школьных автобусов за год, они соединили два года — 2004-2005 — и вывели результат. Показатель вырос! Какое отношение правительство г-на Еханурова имеет к бюджету 2004 года? К тому же сейчас правительство ничего не подает, понимая, вероятно, бесперспективность такого действия. Г-н Яценюк не подает макропрогноз, потому что, скорее всего, не знает, как его просчитать. Правительство не знает, сколько будет стоить газ.
— Насколько вероятен пересмотр бюджета в связи с повышением цен на газ?
— Есть расходы, напрямую связанные с оплатой коммунальных услуг бюджетных учреждений. В бюджете это — 1 млрд. грн. Если вдруг повысятся цены на коммунальные услуги, эта сумма вырастет пропорционально росту цен. К примеру, если цены подскочат на 20%, понадобится еще 200 млн. грн., на 50% — еще 500 млн. грн.
— Существует еще риск снижения налоговых поступлений в бюджет ввиду падения рентабельности предприятий...
— НДС не связан с энергоносителями. А вот налог на прибыль очень важен. И вправду, если предприятия будут больше платить за газ, у них уменьшится объем прибыли, а значит, сократятся поступления в бюджет по этому налогу.
— За счет чего вы будете компенсировать налоговые недопоступления?
— Сегодня в бюджете есть запас, он составляет 4 млрд. грн.
— Как вы насчитали эти средства?
— Часть денег — 2,6 млрд. грн. — это остатки по счетам прошлого года. Плюс еще можно взять 1,5 млрд. грн. из стабилизационного фонда (всего 3 млрд. грн. — нераспределенные средства от приватизации «Кривостали».— Авт.).
— Закона о стабилизационном фонде по-прежнему нет...
— И слава богу. Так бы эти средства были не в стабфонде, а стали бы переходными остатками. Это тот запас прочности, который мы оставили в бюджете. Если вдруг не придут необходимые средства от налога на прибыль, то мы сможем и этот ресурс использовать для компенсации.
— А разве суммы в 4 млрд. грн. достаточно для того, чтобы не «оперировать» госбюджет-2006?
— Думаю, да. Если правительство сейчас не задержит платежи из бюджета и не перетащит все финансирование на четвертый квартал, то все будет нормально.
— То есть Вы хотите сказать, что бюджет можно будет вообще не пересматривать.
— Налоговые недопоступления эти средства заменят. Но вот если будут расти цены на коммунальные услуги, нужно будет вносить изменения. Есть еще одна статья — субсидии населению. Население, которое не имеет высоких доходов и платит за коммунальные услуги, в случае роста своих расходов получает субсидию от государства. Если возрастет количество людей, которые не смогут заплатить сами, нужно будет увеличивать субсидии.
Есть еще одна система, которая позволяет избежать инфляции. 2 млрд. грн. — это прямая дотация производителям продуктов питания. Если, например, хозяин посеял определенное количество зерна, за каждый засеянный гектар выплачивается денежная помощь. Он может компенсировать свои расходы, не повышая цену на продукцию. На этом этапе для того, чтобы урегулировать проблему с газом, пересматривать бюджет никто не будет. Полгода точно.
— А дальше?
— А дальше, я не исключаю, пересмотр возможен. Я бы, конечно, не хотела, чтобы в бюджет залезали для того, чтобы финансировать некие олигархические программы.
— Ряд других экспертов, в частности, глава политсовета Партии регионов Николай Азаров, более радикальны (см. «ЭИ» №329). Г-н Азаров прочит бюджету немедленный пересмотр сразу после выборов...
— Г-н Азаров всегда резал бюджет. Это была его тактика. Он говорил президенту (Леониду Кучме.— Авт.): «Леонид Данилович, да эта денежная система вообще ничего не стоит. Вот у меня в Казначействе деньги собраны, и оно все трещит по швам». Деньги — это не его собственность. Деньги — это средство платежа, и они принадлежат не г-ну Азарову и не Казначейству. Бюджетные средства должны работать. А если их кто-то искусственно блокирует для того, чтобы ощутить свою финансовую силу и могущество, то этот человек вообще не понимает законов. Очень важно, чтобы человек, который занимается бюджетными деньгами, был нейтрален по отношению к любому бизнесу и любым территориям. В противном случае происходит, например, следующее. Правительство г-на Пинзеника решило отомстить шахтерам за «неправильное» голосование. Он просто недодал им государственной поддержки.
— Вы это расцениваете именно так, а не как балансирование бюджета?
— Если я знаю, что на зарплату шахтерам нужно 600 млн. грн., и не даю этих денег, то как это называется? При этом финансируются другие статьи. Например, массовые программы по банкам. Если бы государство не ограничивало стоимость угля, а давало возможность углю работать на свободном рынке, это был бы один подход. Но ведь государство искусственно сдерживает стоимость угля для того, чтобы задаром забирать его на электрорынок для получения дешевой электроэнергии... Между прочим, в свое время г-н Азаров делал то же самое, только в обратную сторону. 21 млн грн. были направлены на создание рабочих мест для шахтеров. Как вы думаете, куда их использовали и сколько рабочих мест создали? 19 рабочих мест за 21 млн грн. под видом создания рабочих мест в метрополитене. Деньги направили на строительство метро в Донецк.
— В прошлую пятницу ВР преодолела вето Президента на закон о детях войны. Зачем?
— Это не более чем тонкий политический ход. Сам по себе закон чрезвычайно политизирован. Он был предложен определенной политической группой, стремящейся понравиться избирателям. Правительство, в котором находятся социалисты и НСНУ, подали законопроект, предусматривающий, что закон о детях войны приостанавливается, и денег на его введение — ноль. Судя по стенограмме, все ы правительства проголосовали единогласно за такое решение. То есть две политические силы взяли на себя ответственность за подачу документа, где на детей войны ничего не было предусмотрено. Никто из депутатов, особенно перед выборами, понятно, не смог бы проигнорировать этот закон. Можно говорить о льготе по жилищно-коммунальным услугам. 25% на ЖКХ — это 700 млн. грн. — сейчас предусмотрены в бюджете. Предусмотрены и другие льготы, которые касаются льготного проезда в пригородном транспорте,— 100 млн. грн. То есть одна статья закрыта. Но есть и другая статья, №6, предусматривающая 30%-ную доплату к пенсиям,— это около 115 грн. доплаты к каждой пенсии.
— Сколько это в общей сложности?
— 12 млрд. грн. Но денег для этого нет. Выходит, открыли шлюз, а потом обманули. А ВР сперва принимает закон, а потом преодолевает вето Президента. Правительству нужно было немедленно готовить развитие пенсионной реформы. Вместо этого они занялись дележом власти. А вы стоите на остановке и ждете троллейбуса, который еще даже не вышел из депо.
— То есть теперь я, фигурально выражаясь, должна судиться с троллейбусным депо?
— Неизвестно с кем. В бюджете-то денег на это нет. Человек ждет эту надбавку, занимает у соседа 20 грн., надеясь на эти деньги. А чем отдавать будет?
— Чем планируете заняться после выборов?
— Я никогда не страдала конъюнктурщиной. Карьеризм — это не моя политическая проблема. Я работаю, потому что мне это нравится, и я этому научилась. Но вряд ли я уйду из политики. Есть партия, с которой я однозначно буду работать.
— Кого бы Вы хотели видеть на должности главы бюджетного комитета ВР?
— Что касается потенциальных кандидатов, то Петр Порошенко вполне мог бы возглавить комитет. Ему знакома эта тематика, он бы справился.
— А как Вам кандидатура Николая Азарова?
— Г-н Азаров будет метить на более высокую должность, чем глава бюджетного комитета: вице-премьера, министра финансов. Премьера? Вряд ли...
Персона
Супрун Людмила Павловна родилась 7 января 1965 года в г. Запоье. В 1988 г. окончила юридический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко. С 1992 г. по 1993 г. — ведущий специалист отдела международного права Института государства и права НАН Украины. В 1993 г. — президент ассоциации «Интерагро». В 1998 г. избрана народным депутатом Украины. Занимала должность председателя подкомитета по вопросам доходов государственного бюджета Комитета ВРУ по вопросам бюджета. С мая 1998 г. — уполномоченный представитель фракции Народно-демократической партии (НДП) в Верховной Раде Украины. В 2002 г. вторично избрана народным депутатом Украины по многомандатному общегосударственному округу (избирательный блок политических партий «За Единую Украину!»). С 2005 г. — и.о. главы бюджетного комитета ВР. Лидер блока НДП.
Светлана КРЮКОВА
Инф. газета "Экономические известия"
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/47472.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM