27 фев, 10:18
18 февраля в Лос-Анджелесе украинским создателям операторской техники — Анатолию Кокуше, Юрию Поповскому и Алексею Золотареву были вручены два «технических» Оскара. Инженерно-технические призы Американской киноакадемии вручены украинцам за разработку операторского крана «Авторобот» (американское название Russian Arm («Русская рука»), а также за идею операторского крана Trave-ling Cascade....
Собственно, то, что компания «Фильмотехник» вот уже много лет создает операторскую технику, которая востребована во всем мире — далеко не новость. Но на пресс-конференции в Киеве, посвященной этому событию, многие журналисты сидели «раскрыв рты». Впрочем, неудивительно: у нас до сих пор сохраняется изуверская традиция: украинец в собственной стране знаменитым может стать только тогда, когда уедет в Москву, Париж или Нью-Йорк и там прославится на весь мир.
Достижениям компании «Фильмотехник» и отмеченным Оскаром создателям техники — руководителям фирмы Анатолию Кокуше, инженерам Юрию Поповскому и Алексею Золотареву не нашлось места в родной стране.
Компания возникла в 1990-м, как раз, когда отечественная киноотрасль начала разваливаться. Ее создатель Анатолий Кокуш, выпускник Ленинградского института киноинженеров, долгое время работал на студии им. Довженко и возглавлял там экспериментальную лабораторию. Первый образец операторского крана появился еще в 1986 году. Первым фильмом, где он был задействован, стала экранизация романа братьев Стругацких «Трудно быть богом».
В чем технический фокус?
Затем появились госкопические стабилизированные операторские головки — по сути, революционное изобретение, которое ныне является непременным атрибутом любой сложной съемочной операции. Такая система — это своеобразная люлька для камеры, позволяющая сохранять ей «невозмутимое спокойствие», а значит, и получать качественное изображение без толчков, даже если камера установлена на джипе, несущемся по бездоью со скоростью под 100 км в час. «Мы первыми привезли стабилизированные головки на американский рынок», — рассказал на пресс-конференции Анатолий Кокуш. Так что когда в голливудском боевике вы видите лицом к лицу бандитов, сидящих за рулем уходящей от погони машины — практически наверняка это снято с помощью оборудования киевской фирмы «Фильмотехник». Не менее востребованными являются и операторские краны «Каскад» с длиной стрелы до 25 метров, что позволяет имитировать съемку с взлетающего вертолета или создавать всяческие немыслимые ракурсы: например, заглядывать в разные помещения стоящих по соседству домов.
Поначалу технические новинки киевлян начали активно использовать телевизионщики, преимущественно российские, для эффектных съемок на больших концертных площадках. Слава про уникальные устройства быстро распространилась среди коллег, им заинтересовались кинематографисты. Среди фильмов, на которых она была задействована, — «Титаник», «12 друзей Оушена», «Бэтмен», «Код да Винчи», «Война миров», а также российские «Урга», «9 рота», «Бри», «Ночной дозор», «Дневной дозор» и многие другие. Использовались устройства и на съемках украинского фильма «Мамай». Кстати, один из лучших отечественных операторов Сер Михальчук, снимавший эту картину, был первым из освоивших в совершенстве новое оборудование. Ныне, имея опыт работы с крупными мировыми компаниями, он утверждает, что эта техника остается лучшей среди фирм-контов.
Лед тронулся
Впрочем, нельзя приуменьшать и бизнес-талантов Анатолия Кокуша и его коллег. По словам директора компании, около ины прибыли ему приходится тратить на рекламу своей техники. А отделения компании «Фильмотехник» работают уже в 11 странах, и даже в Новой Зеландии. Но собирают эти сложные устройства по-прежнему в Киеве, на территории киностудии им. Довженко, а детали для них создают на украинских оборонных и авиационных заводах.
И до сих пор в родных стенах у «Фильмотехника» остаются проблемы: производству уже тесно и требуется дополнительное помещение. Но на просьбу выделить квадратные метры на простаивающей студии ее новый руководитель дал ясно понять, что ему это невыгодно.
Впрочем, лед тронулся. Операторской техникой воспользовались создатели одного из первых украинских приключенческих проектов, выходящих через неделю на массовый экран — фильма «Прорвемся», снятого продюсерской компанией «ПРЕ». А сейчас оборудование «Фильмотехника» работает в Одессе, на съемках нового фильма «Еще две истории» Киры Муратовой.
Автор: Дмитрий ИВАНОВ
Инф. газета "ДЕЛО"
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/47055.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM