19 янв, 12:42
В этом году структура киевского рынка быстровозводимых зданий существенно изменится. Если раньше он развивался в основном за счет риэлторских проектов, то в сезоне 2006 г. главный упор будет сделан на строительстве вокруг столицы логистических центров. При этом эксперты прогнозируют рост емкости рынка в несколько раз, что неминуемо спровоцирует приход иностранцев.
Доля Киева падает
Как сообщил заместитель директора по маркетингу компании «Современные технологии строительства» Александр Паламарчук, в 2004 г. в Украине было построено 430–450 тыс. кв. м по технологии быстровозводимых зданий (БВЗ). Это торговые и торгово-развлекательные комплексы, а также промышленные и складские здания. В 2005 г. площадь новостроек выросла до 650–700 тыс. кв. м. Аналогичной статистики по Киеву нет, однако крупные строительные генподрядные компании единогласно заявляют, что если пару лет назад большая часть работ ими выполнялась в столице, то уже в прошлом году около 80% — на выезде в регионах. Исходя из средней стоимости квадратного метра БВЗ в EUR400–500, емкость столичного рынка можно оценить в $70–80 млн., которые делят между собой около 15 строительных компаний. Крупнейшие среди них — корпорация «Альтис-Холдинг» и компания «Современные технологии строительства». Кроме того, в Украине насчитывается около полусотни крупных производителей элементов БВЗ. В основном это предприятия, изготавливающие стальные горячекатаные и холоднокатаные конструкции. Производителями первых, ориентированными на Киев, являются заводы: «Атлас Ворд Билдинг Системс Украина» (Житомирский завод метконструкций), Житомирский завод ограждающих конструкций, столичное производственное объединение ОАО «Укрстальконструкция» (объединяет ряд предприятий метконструкций в разных областях страны) и киевское ОАО «ЭМЗ «Металлист». По холоднокатаным конструкциям наиболее сильные позиции на столичном рынке удерживают местные компании — «Центросталь-Домсталь» и «Ruukki-Украина». Хотя оба вида конструкций отличаются между собой по техническим параметрам: выносливость, длина пролетов и т. п., директор «Центросталь-Домсталь» Виргис Каженайтис говорит, оба вида конструкций имеют один рынок и на многих проектах комбинируются.
Логистика вытянет столичный рынок
Если в 2005 г., по самым пессимистичным оценкам, рынок БВЗ вырос на 70%, то в текущем, по мнению генерального директора корпорации «Альтис-Холдинг» Александра Глимбовского, он может увеличиться сразу в несколько раз. Правда, произойдет это уже не благодаря массовому строительству торговых и развлекательных центров, на которые в прошлом году в столице пришлось до 90% всех быстровозводимых объектов, а за счет строительства вокруг города ряда логистических центров и складских комплексов. «Дело в том, что Киев уже достаточно насыщен крупными объектами торговли и большинство ТЦ уже заняли свои ключевые места. А те инвесторы, которые хотели бы реализовать новые аналогичные проекты, сталкиваются с острой проблемой дефицита свободных земельных участков, — сказал Александр Глимбовский. — Кроме того, прослеживается общая тенденция к увеличению площади единичного объекта. К примеру, в Киеве сегодня уже никому не интересен ТЦ площадью до 10 тыс. кв. м, и это еще более усугубляет проблему поиска участка».
С логистическими же центрами такой проблемы нет, да и потребность Киева в подобной торговой инфраструктуре, как говорят эксперты, назрела давно. Хотя сама тенденция их строительства обозначилась только в 2005 г., который отметился началом реализации первых трех для столицы логистических комплексов класса А: на Чайке (заказчик — компания FIM Consulting) общей площадью 23 тыс. кв. м, в Гостомеле (KUEHNE&NAGEL) — 7 тыс. кв. м, а также в Броварском районе (RABEN) — 10 тыс. кв. м. Есть также еще ряд анонсированных в прошедшем году проектов от четырех компаний общей площадью до 300 тыс. кв. м, но они, по всей видимости, будут реализованы не раньше следующего года. Тем не менее, уже по итогам 2006 г. ожидается, что доля торговой инфраструктуры в общей структуре БВЗ вырастет до 80%, заняв, таким образом, доминирующее положение.
Еще одним толчком к развитию рынка может стать коттеджное строительство вокруг Киева. В этот, пока что не развитый сегмент намерены выйти компании «Центросталь-Домсталь» и шведская Lindab. Но ввиду того что многочисленные проекты коттеджных городков заявлялись только на стадии оформления разрешительной документации, реальное строительство начнется, скорее всего, не ранее 2007 г. Тем временем участники рынка надеются, что жилищное строительство составит до 20% в общей структуре БВЗ.
Иностранцы идут
Несмотря на радужные ожидания многократного роста столичного рынка БВЗ, его участники уже сейчас констатируют собственную загруженность существующими заказами. К примеру, мощности производителей стальных конструкций для БВЗ задействованы на 100%, а некоторые имеют пакет заказов на полгода вперед. А вот отдельные крупные генподрядные компании решают проблему нехватки свободных строймощностей иначе. Они попросту не берутся за возведение объектов, площадь которых составляет менее 10 тыс. кв. м, а порой отказываются и от проектов до 30 тыс. квадратов. Поэтому в течение 2006–2007 гг. проблема дефицита свободных мощностей станет еще острей. Как результат, представитель компании «Каркас» Марина Сергиенко прогнозирует приход на наш рынок 5–6 западных производителей и строительных компаний. Способствовать этому будут и сами заказчики инвестпроектов. Ведь если до нынешнего времени основным источником инвестиций в отечественные торговые и развлекательные центры был отечественный капитал, то большинство инвесторов логистических центров — это западные фирмы. По мнению экспертов, вероятнее всего, они станут привлекать к реализации своих проектов тех иностранных генподрядчиков, с которыми работали ранее. Примером тому может служить столичный завод «Славутич», собственник которого — корпорация BBH — доверила строительство на генподряде турецкой компании «Ренессанс». Это неудивительно, поскольку последняя строила заводы для BBH по всему миру. До настоящего времени такие случаи были единичными. Сейчас же, по информации участников рынка, большинство иностранных инвесторов, планирующих выход на наш рынок, всерьез рассматривают возможность привлечения своих генподрядчиков. Правда, по словам Александра Глимбовского, во многих случаях речь идет об управлении проектом, особенно если он является специфическим, таким, как завод, гостиница и т. п.
Инф. Деловая столица
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/43315.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM