РАЗДЕЛЕНИЕ СИАМСКИХ БЛИЗНЕЦОВ

12 окт, 09:32

Во время предвыборной президентской кампании и во время Оранжевой революции одним из ярких лозунгов, завоевавших души простых граждан, было намерение Виктора Ющенко отделить бизнес от власти. После его прихода на политическую вершину этот тезис стал краеугольным камнем всех его выступлений и речей его соратников. По этому поводу слов было так много, что в них можно было утонуть, дел же, к сожалению, было намного меньше.
Прежде всего, с президентским лозунгом о разделении бизнеса и власти явно не стыковался новый состав правительства и чиновников исполнительной власти на местах. Ряд чиновников нового Кабмина были связаны с бизнес-структурами, причем не как посредники, а напрямую, как владельцы или совладельцы. Но тот тон, который задал Президент, они должны были соблюдать. То есть критиковать присутствие бизнес-интересов в политике и отрицать таковые интересы применительно к своей особе. Тон задала премьер-министр, которая заявила о том, что ее бизнес был уничтожен еще при старом режиме и теперь этой сферой деятельности она не занимается. Другие бизнесмены в правительстве Ю. Тимошенко всеми правдами и неправдами открещивались от своих предпринимательских дел. Давид Жвания заявил, что 60% его бизнеса было уничтожено при Кучме, но что случилось с остальными 40% скромно промолчал. Другим путем пошел глава Минтранса Евгений Червоненко, передав руководство концерном «Орлан» и другими своими предприятиями своей жене. Остальные просто хранили гордое молчание, и журналистам оставалось лишь предполагать о доли в бизнесе таких министров как Владимир Шандра, Павел Игнатенко, Иван Плачков. Единственный политик, который пытался более или менее вразумительно пояснить свое отношение к своему же бизнесу, был экс-глава СНБО Петр Порошенко. Он заявил, что все свои предприятия передал в управление личному фонду, руководить которым должна ведущая мировая компания. Но, видимо, метод Порошенка оказался не совсем эффективным. Ни один политик, связанный с бизнесом, им не воспользовался, а против самого Петра Алексеевича во время его пребывания в должности главы СНБО и после отставки звучат обвинения в использовании служебного положения на благо своему предпринимательскому делу.
Единственной «белой вороной» в Кабмине оказался министр юстиции Роман Зварич. Он в свое время открыто заявил, что не даст в обиду семейный нефтяной бизнес, которым управляет его жена и даже прозил отставкой. На региональном уровне бизнесменов тоже оказалось немало, и почти все они, кроме губернатора Харьковщины Арсена Авакова, старались скрыть свои деловые связи.
Таким образом, сложилась ситуация, когда слово явно разошлось с делом, причем, чтоб это было незаметно чиновниками-бизнесменами был избран партизанский метод молчания о своем бизнесе. В своих же официальных выступлениях многие из них горячо поддерживали Президента в его борьбе за разделение власти и бизнеса. Единственным, кто прямо выступил против этого тезиса, был губернатор Донецкой области Вадим Чупрун. «Отделять сегодня власть от бизнеса нельзя, я могу прямо сказать. Хотя лозунг этот постоянно витает. По целям и задачам мы неразделимы: ни мы без вас, ни вы без нас»,— заявил он при встрече с представителями крупного бизнеса.
Как ни странно, но многие эксперты согласны с мнением губернатора. Директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин считает, что бизнес и власть в Украине — это сиамские близнецы, которые имеют разные головы и, соответственно, лица, но один желудок и систему финансового кровообращения. В таких условиях операция по их разделению может иметь фатальные последствия. Василий Юрчишин, директор программ социального проектирования, высказывает аналогичное мнение, он считает, что только богатый человек может принимать непопулистские и рациональные решения.
Но многие аналитики считают, что сам вопрос о разделении бизнеса и власти поставлен вовремя и сам факт дискуссии по этому вопросу есть уже большой плюс. Проблема заключается в том, считает Алексей Голобуцкий, что в Украине нет нужной культуры экономической деятельности и взаимодействия бизнеса с властью. Не говоря уже о том, что у главного заинтересованного лица, у потенциального заказчика лоббистской деятельности — бизнеса — нет доверия к открытым, легальным взаимоотношениям с властью. Все это может прийти лишь со временем, посредством некоего «переходного этапа». Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев предполагает, что такой этап может наступить после парламентских выборов 2006 г.
Как и во многих других вопросах, загвоздка в том, что в стране не существует стабильного крепкого среднего класса, на который могли бы ориентироваться политики. Мы имеем крупный бизнес, рвущийся в политику, и бедное большинство, на которое эти же политики вынуждены ориентироваться и проводить популистский курс. Но главное — в Украине нет четкого разделения на экономическую и политическую власть. В стране, где экономическая власть (бизнес) является одновременно и властью политической, создается ситуация, когда большинство политических сил ставят целью посредничество между властью и бизнесом, тогда как общество остается в стороне.
Ситуация может измениться после того, как в Украине приживется институт цивилизованного лоббизма. Нужно подчеркнуть, что, то, что у нас сейчас называют лоббизмом на Западе просто считают коррупцией. Бизнесмены не должны самостоятельно идти в политику, у них совершенно неподходящий набор ценностей и навыков для управления государством. Их интересы в политике должны представлять профессионалы — юристы, экономисты, общественные деятели. Они, выполняя определенный бизнес-заказ, сами напрямую не будут связаны с предпринимательством и потому смогут уделять внимание решению тех проблем, которые волнуют общество. Такие профессиональные политики будут ориентироваться уже не на люмпенизированные слои населения, а именно на средний и мелкий бизнес, то есть на средний класс.
На данный момент в отношении вопроса разделения власти и бизнеса в украинской политике продолжается византийская а. Все политики прекрасно понимают, что бизнес и власть, в том числе и исполнительная, остаются единым целым, но делают вид, что активно противостоят этому процессу. Путем же жестких указов и распоряжений Президента и другими административными мерами вопрос явно не решить. Сиамские близнецы срослись очень крепко, и даже скальпель хирурга не всегда может их разлучить.
Владимир Володько,
корреспондент
ELCOMART.NEWS
(e-news)

Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/34298.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM