11 сен, 11:45
Как остановить подорожание подсолнечного масла
Сдержать подорожание подсолнечного масла можно, если обеспечить эффективное функционирование Аграрного фонда. Такое экспертное мнение обнародовал Институт аграрной экономики.
– Одним из вариантов сдерживания цен на подсолнечное масло, которое с сентября 2020 года подорожало почти на 80%, может стать применение практики государственных закупок Аграрным фондом в период низких цен и их интервенция на рынок в пиковые периоды высоких цен для сглаживания ценовых колебаний и сдерживания продовольственной инфляции, – отметил старший научный сотрудник отдела ценообразования и аграрного рынка Национального научного центра «Институт аграрной экономики», кандидат экономических наук Артем Педорченко.
По его словам, внедрение других механизмов может негативно повлиять на интересы разных участников рынка – аграриев, переработчиков, экспортеров, а также на отечественную экономику в целом.
– Украина глубоко интегрирована в мировой рынок подсолнечного масла, – напомнил ученый. – Доля экспорта этого вида агропродукции из Украины составляет около 95%. По объемам производства и экспорта подсолнечного масла наше государство уже 14 лет подряд занимает первое место в мире. Поступления от его экспорта составляют значительную часть (до 10%) валютной выручки, поступающей в страну.
Учитывая это, по оценкам ученых Института аграрной экономики, ограничение экспорта для сдерживания внутренних цен может привести к уменьшению объемов производства, остановке предприятий, сокращению рабочих мест, потерям внешних рынков сбыта и т. п.
– В то же время, из-за высокой экспортоориентированности отечественного подсолнечного масла мировая конъюнктура на рынке семян масличных культур и продуктов их переработки непосредственно влияет на цену подсолнечного масла в Украине, – отметил Артем Педорченко.
На внешнем рынке цены на украинское подсолнечное масло в 2020/21 маркетинговом году стремительно росли в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года: увеличение цены составило около 70%. Если в сентябре прошлого года цена спроса составляла менее 1000 долл. США за 1 т на условиях FOB-порт Черного моря, то в феврале 2021 года достигла значения в 1700 долл. США за 1 т, а в марте текущего года цены несколько снизились – до 1500 долл. США за 1 т.
До 98% семян подсолнечника, выращенного в Украине, перерабатывают на отечественных предприятиях масложирового комплекса, которые формируют отпускные цены, опираясь на мировую конъюнктуру рынка подсолнечного масла и других растительных масел, а также на курс национальной валюты.
– Отпускная цена производителей за 1 л бутилированного рафинированного дезодорированного подсолнечного масла составляет 1,6 долл. США, то есть 52 грн/л ($ 1,6 х 27 (курс грн / $) х 1,2 (НДС) = 52 грн/л). При этом отпускная цена розничных сетей на эту продукцию, с учетом наценки и налогов, составляет более 70 грн/л, то есть почти на 40% превышает отпускные цены завода, – отметил ученый.
Однако Артем Педорченко считает, что введение ограничения розничных отпускных цен – госрегулирования – может привести к созданию дефицита и процветанию черного рынка.
– Следует также помнить, – отметил он, – что в 2020 году неблагоприятные погодные условия повлияли на урожай подсолнечника в Украине, который составил 13,1 млн т, что на 14% меньше показателей предыдущего года.
По прогнозу ученых Института аграрной экономики, в 2021 году ожидается незначительное расширение производства подсолнечника – до 14,2 млн т, то есть на 8% больше, чем в прошлом году. Кроме того, на мировом рынке предполагается увеличение предложения растительных масел за счет роста производства сои в мире. А это значит, что цены на подсолнечное масло должны снизиться с началом уборки урожая подсолнечника в сентябре.
– Таким образом, наиболее эффективным механизмом сдерживания цен на социально значимые виды продовольственных товаров в современных экономических условиях мы видим в создании их государственных запасов в периоды низких цен и интервенции на рынок в периоды подорожания. Также считаем возможными договоренности правительства с операторами рынка, в частности, с крупными сетями розничной торговли, о временном ограничении торговой наценки на такие товары, по аналогии с меморандумами между правительством и экспортерами об объемах экспорта определенных видов агропродукции, – подытожил Артем Педорченко.
https://agrostory.com/
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/329270.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM