Экзотические трактора начала XX века

10 янв, 09:18

Созданию современной «умной» сельхозтехники предшествовал целый век изобретений от первопроходцев отрасли. Сейчас эти эксперименты лишь отдаленно напоминают современные трактора, но именно с них начинается история спецтехники.

Первые машины, отдаленно напоминающие современную конструкцию трактора, появились в 19 веке. При этом родственником трактора является локомобиль, изобретенный в 1850 году англичанином Уильямом Говардом. К концу 19 века локомобили и трактора с паровым двигателем широко использовались в сельском хозяйстве. Но наступил 20 век, появились двигатели внутреннего сгорания и гусеничные шасси — это дало стимул для создания совершенно новой техники. Предлагаем вашему вниманию образцы от пионеров тракторостроения.

1. Паровой трактор Хорнсби

Эпохой паровых тракторов был 19 век и к началу 20 века, из-за изобретения двигателя внутреннего сгорания, их производство резко сократилось. Этот паровой трактор был создан в 1910 году в Англии в единственном экземпляре. Его разработали специально для перевозки угля и других грузов на Аляске. Так что, он работал на угле, который сам же и вез. Масса гиганта составляла 40 тонн, а мощность паровой машины достигала 80 л.с. По ровной дороге и без нагрузки трактор мог разогнаться до 40км/ч. При этом полная масса поезда из трактора и восьми прицепов составляла 140 тонн. Для 1910 года это очень хорошие показатели. Агрегат успешно таскал уголь до 1927 года, сейчас от него осталась лишь ходовая часть.

2. Трактора Харта и Парра

В 1896 году Чарльз Харт и Чарльз Парр разработали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1901 году в городе Чарльз Сити они основали свою компанию — Hart-Parr Company, которая стала пионером в тракторостроении. При этом их инвестором выступал местный магнат Чарльз Эллис. Что-то многовато «Чарльзов» в этом штате Айова.

В 1903 году инженеры создали первый в истории трактор с двигателем внутреннего сгорания. Он получил название Hart Parr Model 3, ведь первые две модели были лишь прототипами. Компания Hart-Parr выпустила 15 таких тракторов, и один из них сейчас хранится в Смитсоновском музее. Бензиновый двухцилиндровый двигатель имел совершенно ненадежную систему зажигания и мощность всего лишь в 30 л.с. на холостом ходу и 18 л.с. под нагрузкой. То есть тяга у него была незначительной.

В 1912 году Hart-Parr начала выпуск гусеничных тракторов. В начале это были скорее полугусеничные агрегаты, на задние колеса которых были одеты металлические ленты, а передние были обычными. В следующем году на Всероссийской выставке в Киеве, где был выставлен новый трактор, местные эксперты указали на эти недостатки. Компания Hart-Parr учла замечания инженеров и переделала трактор целиком на гусеничный ход в 1914—1915 годах.

В дальнейшем компания Hart-Parr создала целый ряд сельскохозяйственных тракторов, которые получили большую популярность у тогдашних фермеров и современных коллекционеров, хотя эти машины и не были очень надежными: Hart-Parr 12-24, 30, 10-20 и другие. Самым популярным трактором компании является модель 18-36.

3. Миниатюрный трактор Cletrac Model F

Этот трактор выпускался с 1920 по 1922 год американской компанией Cletrac. Использовался трактор в основном для сельскохозяйственных работ. Его особенностью была абсолютно инновационная система гусениц, которая, по сути, является предком современных гусеничных траков. В ней использовалась роликовая цепь, но отсутствовали опорные катки и передний ленивец (направляющее колесо). Каждое звено гусеницы имело канал, проходящий по всей его длине, и по которому роликовая цепь могла свободно двигаться. Подобная конструкция позволяла работать гусенице практически без смазки.

Еще одной новацией стало то, что ведущая гусеничная звездочка была высоко поднята над поверхностью земли. Такой конструкторский ход минимизировал повреждения от неровностей грунта и камней.

Ширину гусениц и клиренс Model F можно было изменять. Это позволяло использовать трактор Cletrac на совершенно разных работах, а также повышало проходимость техники на пересеченной местности.

Корпус трактора был единой конструкцией, в которой двигатель, коробка передач и дифференциалы составляли единое целое, а все смазочные материалы заливались в одну единственную точку. Это придавало трактору повышенную устойчивость, прочность и компактность.

Трактор Cletrac Модель F был оснащен 4-х-цилиндровым двигателем мощностью 16 л.с., но наличие только одной передней и одной задней передачи существенно осложняло его работу. Всего таких машин было выпущено ровно 300 штук.

4. Полугусеничные трактора Ломбарда

Полугусеничное шасси изобрел и впервые запатентовал Элвин Орландо Ломбард в мае 1901 года. В 1907 году Ломбард начал создавать машины, у которых впереди были два колеса, а сзади одна гусеничная лента. Инженер думал, что в будущем такой транспорт мог бы стать повседневным гражданским средством передвижения.

Поэтому Ломбард сосредоточился на создании других агрегатов, а точнее паровых и бензиновых полугусеничных тракторов, где спереди устанавливались лыжи. Эти тягачи использовались в лесозаготовительной промышленности и таскали за собой огромные бревна. C 1901 по 1917 год под его руководством и по его чертежам было построено 83 полугусеничных паровых тягача. Эти машины отлично справлялись с ездой по заснеженной местности, перевозя грузы весом до 30 тонн и развивая при этом скорость около 7 км/ч.

Начиная с 1909 года Ломбард переключился на создание бензиновых тракторов. Первым его проектом стал 15-тонный лыжный трактор с 4-цилиндровым двигателем мощностью 50 л.с. Ломбард также не переставал создавать полугусеничные трактора с колесами и был одним из первых, кто поместил гусеницу наперед. Позже подобную конструкцию у него позаимствует сельскохозяйственная компания Acme Harvesting Machine Co. для создания в 1918 году модели 12-25.

5. Aultman Taylor 30-60

Компания Aultman Taylor начала выпускать трактора в 1911 году. Их главным творением была модель 30-60, которая стала самым популярным паровым трактором в мире. Изначально на тракторе был установлен кубический котел как на Hart-Parr 30, затем он был заменен на привычный трубчатый. Но наибольшую известность получил агрегат с «порезанной» трубой похожей на сито.

 

6. «Запорожец» — первый украинский трактор

Первый образец «Запорожца» создан еще в 1921 году на небольших государственных заводах сельскохозяйственного машиностроения №14 и №11 в селе Кичкас возле Запорожья. Трактор создавался на базе 12-сильного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф» производства Великотокмакского госзавода №8. Позже это предприятие вошло в состав объединенного завода «Красный прогресс» или современный «Юждизельмаш». Трактор мог обработать 1,6-3,3 га в день в зависимости от глубины вспашки.

В 1923 году началось серийное производства и токмакский завод выпустил сразу 10 тракторов. Автором «Запорожца» принято считать инженера кичкасского завода Унгера, также в его разработке помогали Ремпель и Паульс. Запорожский трактор получил признание и популярность как в СССР, так и за его пределами. Так, например, «Запорожец» стал первой сельхозтехникой, которая появилась на полях Персии. Советское правительство получило солидные международные заказы на производство трактора — это улучшило финансовое состояние нового государства.

Яков Мамин, создатель первого российского трактора «Гном» в 1919 году, позаимствовал конструкцию и основные характеристики «Запорожца» для создание улучшенной версии своего изобретения. Новый трактор получил название «Карлик».

7. Fordson Trackson Model D

Помимо того, что Генри Форд был создателем первого автомобиля (Model T), он также занимался и разработкой тракторов под брендом Fordson. Trackson Model D — это очень редкая модель, которая создавалась специально для северных штатов США. Всего этих тракторов было выпущено и продано несколько десятков. Причиной тому была непомерно высокая для 1925-ого года цена — $4000. Этот на первый взгляд компактный и небольшой трактор весил семь тонн, мог развивать скорость 4,5 км\ч и трудился исключительно в лесозаготовительной отрасли. Он был очень устойчивым, сбалансированным и мощным для тех времен.

В свою очередь, трактора марки Fordson с 1924 по 1932 год выпускались на заводе «Красный Путиловец» в Санкт-Петербурге под брендом «Фордсон-Путиловец».

 

Современная сельхозтехника в несколько десятков раз эффективнее своих столетних предков. Но в те времена эти машины были настоящим чудом, которые позволили заменить животных и повысить продуктивность в сельском хозяйстве на ранее невиданный уровень.

http://agropravda.com/


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/325915.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM