11 дек, 15:38
Почти 70 млн тонн – это не только новая победа производителей, но и новые вызовы для трейдеров.
Украина поставила рекорд в выращивании зерна – по состоянию на 7 декабря зерновые собраны с 14,7 млн га (или 99% от прогноза), намолочено 69,8 млн тонн зерна. Этот результат существенно превзошел прежний исторический максимум: в 2016 году было намолочено 66 млн тонн зерновых. Однако собрать урожай – это еще только полдела. Теперь на повестку дня выходит задача это сохранить зерно и продать, желательно по наивысшей цене.
iAgro проанализировал основные риски, сопровождающие подобный рекорд, и поинтересовался у экспертов, насколько они велики.
Логистика
Этот аспект стал причиной затяжного конфликта между аграриями и зернотрейдерами – с одной стороны, и «Укрзализныцей» – с другой. УЗ не может обеспечить достаточное количество локомотивов для перевозки зерна, и поэтому резко сократила перечень станций, с которых она возит зерновые грузы, оставив «за бортом» малозагруженные станции и сконцентрировавшись на перевозках зерновых маршрутами.
По словам Валерия Ткачева, заместителя директора по логистике компании «Торговый дом «Дельта Вилмар», теперь «Укрзализныця» подает принадлежащие ей вагоны только на 70 элеваторов, которые находятся в управлении крупнейших зернотрейдеров.
«Через это элеваторы, расположенные у малозагруженных станций, оказались отрезанными от железной дороги», – констатирует директор департамента аналитики компании Marcoрolo Commodities Елена Бездельник.
По мнению Марии Колесник, заместителя директора информационной компании «ПроАгро групп», за рекордный урожай и эти элеваторы будут также заполнены, поэтому трейдерам и аграриям придется выстраивать более сложную логистику, чтобы вывезти оттуда зерно.
Но в целом эксперты не видят катастрофы. «Если проблема с логистикой и будет, то рынок ее «переварит», поскольку он – явление саморегулирующееся», – сказала Елена Бездельник.
В борьбе с нехваткой локомотивов может помочь внедрение на железной дороге частной тяги, однако для этого Верховная Рада должна внести в законодательство соответствующие изменения. Когда и как именно будет организован допуск частных локомотивов на государственные рельсы – пока четкого понимания нет ни у кого. Но за решение этого вопроса уже высказались президент Петр Порошенко, министр инфраструктуры Владимир Емельян, а еще такую рекомендацию вполне может дать Антимонопольный комитет Украины, который сейчас исследует состояние железнодорожных перевозок.
С железной дорогой в следующем году будет связан еще один логистический риск: увеличение тарифов. Руководство «Укрзализныци» целенаправленно «приучает» бизнес к мысли о необходимости плановых повышений. Так, с февраля 2019 года планируется повысить железнодорожные тарифы на 16,5%, и затем еще трижды в течение года – каждый раз на 2,5%. Этой идее еще предстоит пройти согласование в различных госорганах. Однако УЗ имеет возможность взыскать с перевозчиков зерновых грузов дополнительные средства, поскольку расценки на некоторые услуги она может устанавливать самостоятельно, без одобрения со стороны других министерств и ведомств.
Качество
Качество пшеницы в этом году испортила дождливая погода. «Дожди во время сбора урожая способствовали развитию болезней и отсрочили выход комбайнов в поле, тем самым повлияв на конечные качественные показатели в сторону ухудшения. Но по кукурузе качество зерна хорошее, и там нет зависимости «больше объемы – ниже качество», – сообщила Мария Колесник.
По словам Елены Бездельники, за погоду процент продовольственной пшеницы ниже прошлогоднего собран как в Украине, так и в России. Также значительное количество зерна повреждено головней и насекомыми-вредителями. «Однако на качестве экспортной пшеницы это не отразилось. Я не слышала, чтобы трейдеры в этом году жаловались на ее качество», – сказала Бездельник.
Хранение
Мощностей для хранения зерна в Украине на сегодня достаточно. «В докризисный период в стране построили множество элеваторов, и у всех более-менее крупных фермеров есть свои склады и укрытия. Поэтому с хранением проблем нет – есть и портовые элеваторы, и линейные. В пиковые месяцы уборки урожая культуры шли на элеваторы буквально один за одним, но эти объемы очень быстро рассосались», – отметила Елена Бездельник. В то же время, по словам Марии Колесник, если говорить только о обновленные элеваторы, то в этом сегменте недостаток мощностей составляет примерно 10-15%.
В этом году агропроизводителям впервые придется выстраивать свою работу, четко придерживаясь требований НАССР (система анализа опасностей и критических точек контроля, или Hazard Analysis Critical Control Point). По словам Тамары Подберезняк, руководителя фумигационной ассоциации, на элеваторах эта система должна была заработать с 20 сентября. Она, в частности, предусматривает, что аграрий при сдаче зерна на элеватор должен предоставить документы, подтверждающие безопасность его продукции. «Фермеры должны будут рассказать, что они вносили в землю, что получили на выходе. Им предстоит отчитаться о наличии документов на гербициды, пестициды и т. д., которыми они обрабатывают зерно, а элеваторы должны будут требовать эти документы. И поэтому могут возникнуть ситуации, когда элеваторы не у каждого фермера смогут принять зерно на хранение», – сказала она.
Цены
iAgro задался вопросом, как рекордный урожай зерновых в Украине может повлиять на глобальный рынок. Однако большинство экспертов считают, что наша страна не является законодателем цен ни по одному из видов агропродукции, что экспортируется, будь то кукуруза, пшеница или даже подсолнечное масло, по которому Украина – производитель №1 в мире. «По подсолнечному маслу мы зависим от «пальмы» и сои – именно они управляют рынком. Рынком кукурузы управляют Южная и Северная Америки, в части пшеницы – цены регулируют Россия. Мы не маркетмейкеры, и цены не диктуем. Мы можем точечно реагировать, в какой-то момент времени воздействовать на котировки, но глобально на ценовую ситуацию не влияем», – пояснила Елена Бездельник.
При этом в отечественных кукурузы и пшеницы есть хороший потенциал продаж. «В прошлом году в России был гигантский урожай пшеницы, но на рынок это особо не повлияло, поскольку население в мире растет, и, соответственно, растет потребление», – сказала Бездельник.
Планируя посевные площади под те или иные культуры на следующий год, аграрии часто ориентируются на текущую ценовую ситуацию: чем выше нынешняя цена, тем больше гектаров отводится под эту культуру в надежде на высокие заработки в перспективе. Однако этот принцип работает не всегда. По словам Марии Колесник, свою объективную цену каждый товаропроизводитель должен регулярно высчитывать сам, исходя из собственных расходов. Кроме того, важное значение имеет урожайность по каждому конкретному году и культуре.
Рынок сбыта
У зернотрейдеров возникли неожиданные трудности с одним из рынков сбыта – Индонезией. Страна выдвинула требование, чтобы с 1 января 2019 года украинская пшеница не содержала спор грибка видов Tilletia. Если же зерно содержит этот грибок, то индонезийские власти требует перед отправкой обжаривать его при температуре 70-80 градусов в течение 10-20 минут. Риск потери индонезийского рынка для Украины чувствителен: по результатам 2017/2018 МГ Индонезия стала четвертым по объему покупателем украинских зерновых, и первым – по пшенице.
По оценкам одной из крупнейших сюрвейерской компании, около 25% украинской пшеницы соответствует критериям Индонезии. Елена Бездельник отметила, что наличие грибковых спор в урожае этого года выше среднего, но существуют другие способы борьбы с ними, кроме прожарки. Индонезия является стратегическим импортером украинской пшеницы, объем поставок в прошлом маркетинговом году – примерно 2 млн тонн, при том, что всего Украина продала 16,2 млн тонн пшеницы. А учитывая текущий уровень цены, такое требование со стороны Индонезии можно рассматривать как попытку ввести нетарифный барьер. "Насколько мне известно, несколько экспортеров уже задекларировали свою готовность выполнять требования по прожариванию", - сказала она.
agrostory.com
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/313936.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM