14 авг, 09:30
Реализация норм «семейно-фермерского» Закона обеспечит представителям мелкого аграрного бизнеса расширение возможностей при формировании направлений своего развития.
Об этом рассказал заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики», к.э.н. Леонид Тулуш, оценивая перспективы принятого Верховной Радой Украины 10 июля 2018 года Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств».
По его словам, речь идет, в первую очередь, о возможности перевода своей полулегальной деятельности, лишенной должной поддержки со стороны государства, на цивилизованные рельсы и привлечения в бюджетные программы, направленные на стимулирование развития аграрного сектора и повышение уровня социальной защищенности лиц, работающих в области.
Несмотря на то, что налоговая нагрузка на вновь созданные семейные фермерские хозяйства (СФХ) из числа высокотоварных хозяйств населения возрастет – по сравнению с их нынешней практикой существования без соответствующей предпринимательской регистрации, законодательная новация открывает новые перспективы для субъектов аграрного микробизнеса, считает эксперт.
По его мнению, нынешние лояльные налоговые условия функционирования так называемых личных хозяйств населения, которые определены подпунктом 165.1.24 пункта 165.1 статьи 165 Налогового кодекса Украины, предусматривающие освобождение от налогообложения доходов от реализации сельхозпродукции, выращенной на собственных «товарных» землях площадью до 2 га, на самом деле только сдерживают их развитие, затрудняют налоговое администрирование в секторе аграрного микробизнеса и существенно снижают фискальный потенциал сельских общин.
В этом контексте обеспечение прозрачных условий налогообложения, при которых размер налоговых обязательств является фиксированным и зависит только от нормативной денежной оценки имеющегося земельного участка, предусмотренное «семейно-фермерским» Законом, является важным – хотя и не последним – шагом на пути формирования в Украине цивилизованного микрофермерства, заметил Леонид Тулуш.
Положениями «семейно-фермерского» Закона предусмотрено, что предпринимательская трансформация коснётся только тех хозяйств населения, которые обрабатывают более 2 га «товарных» сельхозугодий, пояснил он. Для хозяйств, использующих земельные участки меньшей площади, имеющиеся преференции сохраняются. Соответствующие нормы будут применяться параллельно и определять налоговые условия в зависимости от масштабов сельскохозяйственной деятельности субъекта аграрного микробизнеса.
По расчетам ученых Института аграрной экономики, целесообразность предпринимательской трансформации в соответствии с положениями Закона появляется, в первую очередь, в СФХ плодово-ягодного и овощного направлений, а также молочного направления в животноводстве.
Для остальных животноводческих направлений – учитывая нынешний необлагаемый минимум животноводческих доходов в 50 МЗП (186 тыс. грн) – такая трансформация является экономически нецелесообразной. Неуместной она также будет и для хозяйств чисто зернового направления, ведь имеющаяся налоговая нагрузка для них будет обременительной.
Среди положительных моментов принятой Верховной Радой законодательной новации отдельно следует выделить установление льготного порядка уплаты единого социального взноса (ЕСВ), обязательства по которому – при стандартном механизма взимания – были бы слишком обременительными для вновьсозданых СФХ. Положениями «семейно-фермерского» Закона, в частности, предусмотрен стимул в виде возможности наступления пенсионного стажа участниками СФХ по «льготной цене» – учитывая льготный порядок уплаты ЕСВ в первый год функционирования, будет составлять лишь 10% от стандартного размера взноса, то есть 82 грн в месяц. Это может быть существенным побудительным мотивом для предпринимательской трансформации части высокотоварных ЛСХ, особенно тех членов, чей возраст предпенсионный, а имеющегося пенсионного стажа не достаточно для назначения пенсии по возрасту в установленные сроки, подчеркнул эксперт.
Вместе с тем принятие «семейно-фермерского» закона – это лишь очередной шаг на пути формирования действенной системы финансового регулирования развития сельхозпроизводства в сегменте микрогосподарств, который направлен на создание прозрачных и стабильных условий налогообложения, а также исключения возможности формирования чрезмерного налогового давления на вновьсозданных СФХ.
Важными аспектами стимулирования предпринимательской трансформации высокотоварных хозяйств населения является расширение доступа таких субъектов к ресурсам государственной финансовой поддержки, особенно в период осуществления инвестиций в расширение производства, обеспечения им приоритетного доступа к рынкам сбыта продукции, в первую очередь локальных, а также государственное содействие соблюдению ими требований по безопасности сельхозпродукции.
Таким образом, дальнейшее развитие СФХ в Украине предусматривает, с одной стороны, концентрацию государственной финансовой поддержки именно на этих субъектах агропромышленного производства, а с другой – усиление требований к безопасности сельхозпродукции, которая ими производится, и государственное содействие в подтверждении ими соответствия соответствующим требованиям.
Производство сельхозпродукции в Украине должно стать бизнесом, который, с одной стороны, обеспечивает достаточные и стабильные объемы доходов сельским жителям, которые выбрали данный вид деятельности в качестве основного, а с другой – формирует достаточные объемы налоговых поступлений в бюджеты местного самоуправления по месту такой деятельности для обеспечения надлежащего качества условий проживания на них, резюмировал Леонид Тулуш.
agropravda.com
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/311853.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM