22 фев, 14:38
О необходимости объединения производителей ягод, львиная доля которых в Украине выращивается единоличниками и домохозяйствами, говорят уже давно. В прошлом году такая ассоциация - «Ягідництво України» - была зарегистрирована. Редакция решила узнать у президента ассоциации Ирины Кухтиной о первых достижениях и планах на будущее.
Когда была зарегистрирована ваша ассоциация и сколько членов она объединяет сейчас?
Ассоциация была зарегистрирована в конце мая, так что нам немногим больше, чем полгода. Сейчас в ассоциацию входят полтора десятка членов, среди которых примерно поровну производителей и переработчиков. Хотя среди переработчиков является вертикально интегрированные компании, которые имеют также собственное выращивание.
Почему так немного членов, ведь ягоды на продажу выращивают тысячи людей?
Дело в том, что по Уставу в ассоциацию могут входить только юридические лица. Впрочем, мы не закрываем доступ мелким производителям. Просто они могут быть представлены в ассоциации через кооперативы. Так, одним из членов нашей ассоциации уже есть ОО «Инновационное фермерство и кооперация», в состав которой входят 7 кооперативов и около десятка фермерских хозяйств. Таким образом в ассоциации представлены небольшие производители.
Чем это вызвано?
Ассоциации легче работать, когда она получает более сконцентрированную обратную связь. Но главная причина - то, что у мелких производителей и у средних и крупных - разные запросы. Интерес мелкого производителя к работе ассоциации обычно ограничивается размером дотации, которую он может получить. Ну и прикладными вопросами: агрономическая поддержка, вопросы технологии, бухгалтерия, сбыт на локальном уровне.
Для большинства средних и крупных производителей технологические вопросы уже решены. На этой стадии развития уже становятся актуальными другие вопросы, решение которых требует тяжелой и длительной работы с законодательством, с органами власти, с расширением рынков сбыта за рубежом. Именно эта работа, которая не всегда может дать мгновенные результаты, и является основным направлением деятельности ассоциации.
Какие же вопросы вы сейчас решаете, в частности в Верховной Раде и профильном министерстве?
Вот как раз сейчас мы внесли предложения по новым нормативам расчета дотаций, предусмотренных на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства.
Что же это за предложения?
Прежде всего - повышение нормативов, которые не менялись, если я не ошибаюсь, с 2012 года. Потребность в их повышении обусловлена как минимум девальвацией гривны, которая состоялась за это время. Кроме того технологии ушли вперед, и надо это также учитывать.
Но дело не только в девальвации. Мы выступаем, и министерство нас поддержало в этом, чтобы дотации шли целенаправленно на повышение эффективности ягодоводства, а не по принципу «всем понемногу, чтобы никто не обижался». Ибо, в соответствии с предыдущим порядком, можно было дотировать практически все. 300 млн грн - слишком маленькая сумма, чтобы ее хватило всем желающим. А если размазать все ровным (и тонким) слоем, тот экспорт ягод, о резком росте которого так много пишут, может так же быстро снизиться. Так как сейчас этот экспорт базируется только на низком курсе национальной валюты. А стабильный экспорт всегда базируется на эффективности, на лучшем соотношении цены и качества.
То есть, в данном случае дотации должны идти не просто на закладку насаждений, а эффективных, интенсивных плантаций. Это значит, что одновременно с закладкой насаждения должно устанавливаться и орошение - капельное или микродождевание, должна устанавливаться шпалера, должен быть посадочный материал высокого качества, чтобы он давал высокую урожайность, чтобы плантация закладывалась сразу под высокие технологии. Кроме того, по нашему мнению должна быть финансовая ответственность фермера: если он получил дотации, а урожайность имеет ниже средней по Украине, которая и так ниже плинтуса, то должен вернуть деньги государству.
Ведь если сохранить нормативы на низком уровне, то будем иметь то, на что указывали некоторые специалисты-садоводы во время предыдущей попытки внедрения дотаций: они привели к тому, что с питомников выгребли весь дешевый «мусор».
Что уже известно о том, как будут распределяться эти 300 млн грн?
Прежде всего то, что эти деньги в бюджете уже есть, поэтому задержек с финансированием не будет. Порядок их распределения появится уже скоро: депутаты должны проголосовать за него в феврале. Такое раннее принятие порядка должен стать большим прогрессом по сравнению с тем, что наблюдалось в предыдущие годы. Ведь у производителей останется хоть какое-то время до начала сезона, чтобы подать соответствующие документы. И я советую это делать именно сейчас, чтобы потом в конце года не заниматься этим в авральном порядке (так в сезон будет не до этого).
Как прогнозирует министерство, дотации будут выделены на посадку примерно 3000 га насаждений, в частности, 700 га ягодников (это расчетная, а не ограничительная цифра). Я считаю, что насаженных при государственной поддержке ягодников будет больше, чем прогнозирует Минагрополитики.
В середине года Министерство проанализирует представленные заявки, чтобы уточнить объемы финансирования на конкретные направления. Ведь, например, оставлено право частичной компенсации стоимости оборудования по хранению, сортировке и охлаждению. Но на эти цели дотации будут выделяться по остаточному принципу.
Почему так? Ведь сейчас столько разговоров о необходимости развития сушки и заморозки ягод в условиях снижения цен на сырье. Поэтому оправдано ли, учитывая спад закупочных цен, дальнейшее наращивание площадей?
Ну, новые насаждения, под которые привлекаются дотации - это не только расширение площадей, это и замена старых насаждений под недостаточно производительными сортами, без капельного орошения. А получение средств на организацию сушки или заморозки возможно не только по этой программе. Есть же еще миллиард, выделенный на поддержку фермерства, из которого 300 млн грн предусмотрено на развитие кооперации. Так что в начавшемся году появится много новых кооперативов.
Эти средства тоже можно использовать на создание ягодных кооперативов, которые объединяли бы производителей и первичную доработку или переработку. Это было бы эффективнее: не просто компенсировать часть стоимости строительства какой-то мини-сушилки, а стимулировать совместное развитие переработки и сырьевой зоны. А то наши люди любят поставить мини-сушилку или заморозку, не освоив технологии, специфики этого бизнеса. Увидели, сколько стоят сушеные фрукты на полке супермаркета - и спешат установить сушилку, не задумываясь над тем, а сколько он может продать по такой цене.
И я считаю, что нужно сначала выяснить, что ты будешь производить, куда и сколько и почем продавать, а потом уже браться за дело, и это касается не только переработчиков, но и производителей ягод. Поэтому через пару лет многие из мини-сушилок или цехов по заморозке, которые сейчас открываются, исчезнут, как не стало колбасных цехов, которых когда-то было немало.
Решение каких еще вопросов ассоциация добивается от Верховной Рады?
Вопрос номер один среди оставшихся - легализация СЗР на ягоды. Потому что в Украине почти нет пестицидов, официально зарегистрированных на ягодных культурах. Что приводит к ряду проблем, таких как невозможность оформить документы, которые могут потребовать иностранные покупатели, и неконтролируемый оборот химии.
Также требует неотложного решения вопрос упрощения процедуры оформления сезонных работников. Потому что бывает, что человек пришел, 3 часа поработал, решил, что устал, и пошел, а на него все равно нужно оформлять весь пакет документов. Поэтому часто в реальности наблюдается картина, когда на поле 100 человек, а оформлено только пятеро.
Еще один приоритетный вопрос - проблема оформления сырья от населения. Во-первых, оформить закупленный у населения товар сложно. Даже когда существует сеть ФЛП, помогающих сократить перечень контрагентов. Во-вторых, нынешняя социальная политика приводит к тому, что население само не хочет сдавать ягоды легально. Мешает работать и ограничение на снятие наличных в 50 тыс. грн в день.
Как же эти вопросы, по Вашему мнению, можно решить?
Что касается регистрации СЗР, то мы объединяем свои усилия с ведущими международными химическими компаниями в том, что следует наконец внедрить разделение сельхозкультур на основные и второстепенные (к которым относят и ягодные). В мировой практике процедура регистрации для двух этих групп разная, и для второстепенных культур она дешевле.
Разве не проще автоматически регистрировать препараты, зарегистрированные в ЕС?
Дело в том, что в ЕС регистрируются не препараты, а действующие вещества. Регистрация же конкретных препаратов на конкретных культурах относится к компетенции отдельных стран и зависит от многого - климата, почвы и так далее. И в разных странах процедура разная, как по разделению культур на главные и второстепенные, так и по порядку проведения испытаний.
Так, с СЗР разобрались. А как можно оптимизировать процедуру оформления сезонных работников, принятой от населения продукции?
Сейчас наши юристы изучают опыт других стран, в частности тех, где есть развитая ягодная отрасль, представленная преимущественно мелкими производителями: Сербии, Польши, Болгарии. Интересный опыт приобретения работодателями специальных «марок». Такая «марка» стоит фиксированную сумму и дает право на устройство 1 человека на 1 день. А государственный контроль сводится к тому, чтобы перечислить людей на поле - совпадает ли их количество с количеством приобретенных марок. Но это только пример. Мы еще изучаем опыт других стран, чтобы предложить лучшую схему именно для наших условий.
А как вы развиваете направления, по которым работают многие ассоциаций, особенно за рубежом - развитие экспорта, внутреннего рынка?
Вопросы, разрешаемые в органах власти - это стратегические задачи, которые требуют большого объема работы с документами и переговоров. А содействие экспорту, развитие внутреннего спроса - это наша текущая работа. Например, с февраля начнет работу интересный проект по продвижению экспорта в Европу. Поэтому ждите официального сообщения об открытии проекта уже скоро.
Надеюсь, государство взяло на себя часть затрат, как это везде делается?
Нет к сожалению. Это за счет других доноров. Так вот, проект предусматривает серию тренингов и обучающих мероприятий, во время которых будут отобраны не менее десятка предприятий (это могут быть и производители, и переработчики), наиболее подготовленных к выходу на европейский рынок. Это могут быть как предприятия, которые уже имеют опыт экспорта, так и те, которые еще не экспортировали, но которым уже есть что предложить европейскому рынку. Например, они находятся в процессе сертификации по GlobalGAP, имеют сотрудников, которые свободно владеют английским, и тому подобное. Но главное - имеют товар соответствующего подтвержденного качества.
После того, как предприятия будут отобраны, с ними будет проводиться индивидуальная работа соответствии с их потребностями и имеющимся ассортиментом. Фокусная помощь будет заключаться в консультировании, помощи в участии в международных выставках, в получении сертификатов, отработке ассортимента и тому подобное.
А как Вы видите развитие внутреннего рынка в условиях снижения платежеспособности населения?
Действительно, с 2013 г. потребление фруктов и ягод на душу населения упало с более чем 55 до 34 кг в год. Конечно, резко повысить покупательную способность населения не удастся. Но продажи свежего продукта мы хотим стимулировать за счет создания большего количества точек продаж в крупных городах, в частности, отделов в супермаркетах. Здесь важно наладить прямые контакты производителей и торговли, ибо свежие ягоды, которые продают с земли в каждом оживленном месте, на поверку проходят через нескольких посредников.
Еще один проект, который вскоре начнет ассоциация, - стажировка молодых специалистов в хозяйствах, где работают высокопрофессиональные агрономы. Ведь отечественное среднее и высшее профессиональное образование грешит оторванностью от практики. Также будет реализована программа обучения мелких производителей в рамках кооперативов в соответствии с их потребностями.
propozitsiya.com
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/309022.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM