Жирная война: из подсолнечного масла хотят сделать конкурента оливкового

29 сен, 10:36

Эксперты уверяют, что для украинского потребителя отечественный продукт останется доступен
Украинское подсолнечное масло недооценено. Наша семечка выращивается на хороших грунтах, в хорошем климате, а готовый продукт так же полезен для здоровья как более известный в мире и раскрученный бренд — оливковое масло. Но по цене наш продукт менее доходен, чем соевое или рапсовое масло. Об этом сообщили в ассоциации «Укролияпром».

«По официальной статистике, за 8 месяцев 2017 года производство нерафинированного подсолнечного масла выросло на 38,3%, до 3,3 млн тонн. Мало какие производства показывают такой рост. При этом мировые цены на этот продукт за последние три года упали с $1000/т до $700/т. Одновременно понемногу сокращается и внутреннее потребление — граждане стали меньше жарить котлет», — рассказали там.

Впрочем, подсолнечное масло пока доступно всем категориям населения, хотя бутылка молока или кефира уже почти догнала в цене бутылку масла. Так, оптовые цены в столице на подсолнечное масло колеблются в пределах 24-34 грн/л, а рознице оно стоит 34-42 грн/л. А литр молочки прочно закрепился на рубеже 21-25 грн.

О чем недоговаривает правительство, рассказывая украинцам о бюджете-2018
Поэтому производители ищут возможности больше заработать, не только за счет увеличения вала продукции. В частности, за счет рафинации, дезодорации и последующей фасовки подсолнечного масла, так как на рынках этой продукции цены демонстрируют большую стабильность. Как на внутреннем рынке, так и на внешнем, который обеспечивает валютную выручку производителям.

Проблемы роста
Как отметила глава Food & Agri Europe, ING Bank (Нидерланды) Питернель Бугаард, Украина в последние годы демонстрирует существенный прогресс в масложировой отрасли.

«Еще десять лет назад нельзя было и предположить, что Украина встанет в один ряд, скажем, с Аргентиной, которая тогда была номер один в масложировой экономике, и приблизится к объемам в 20 млн тонн подсолнечника в год», — рассказала она.

По статистике «УкрАгроКонсалт», в сезоне 2016/2017 гг. в мире произведено более 180 млн. тонн растительных масел. Несмотря на нынешние вполне благополучные показатели (первое место в мире по экспорту подсолнечного масла, рентабельность подсолнечника на уровне выше 60% и проч.), перед отраслью стоит ряд проблем, способных весьма существенно изменить картину в самое ближайшее время.

По мнению гендиректора УкрАгроКонсалт Сергея Феофилова, украинское подсолнечное масло рискует повторить судьбу сахара. Так, еще 1990 г. страна занимала первое место в мире по производству сахара и входила в пятерку крупнейших его экспортеров. Однако конкуренция с более дешевым тростниковым сахаром, отсутствие господдержки отрасли и прочие факторы привели практически к полной утрате этих позиций.

Сейчас складывается схожая ситуация. Во-первых, на формирование мировых цен на масла сильно влияет производство наиболее дешевого продукты — пальмового (его производство к 2025 году увеличится на 20-25 млн. тонн). К его стоимости стремятся и цены на другие масла.

Во-вторых, Россия в последние годы наращивает производство и экспорт подсолнечного масла и успешно конкурирует с Украиной. В Новороссийске начато строительство терминала по перевалке растительных масел мощностью 1,5 млн. тонн в год (плюс действующая перевалка в Тамани мощностью 1,2 млн. тонн в год).

По данным ведущего аналитика OilWorld (Германия) Артема Хаммершмидта, в текущем сезоне 2017/2018 гг. по сравнению с 2016/2017, увеличения объемов производства подсолнечника следует ожидать в Аргентине (+0,5 млн т), Турции (+0,2 млн т), Китае и России (по 0,1 млн т). В Украине и Канаде, напротив, прогнозируется снижение показателей на 1,2 и 0,4 млн т, соответственно.

«При таких условиях нынешняя стратегия работы масложировой отрасли, ориентированная на наращивание объемов производства, переработки и экспорта, а также монополизация каналов купли-продажи, себя не оправдывает», — заверил Сергей Феофилов.

Чтобы противодействовать негативным тенденциям, по его мнению, до 2025 года Украине необходимо создать и продвинуть на глобальном рынке национальный бренд подсолнечного масла как пищевого продукта премиум-класса.

Полезный бренд
Как отмечает эксперт масличного рынка «УкрАгроКонсалт» Юлия Гаркавенко, в ЕС оливковое масло имеет репутацию продукта премиум-класса. Поэтому в рознице больше чем в 2,5 раза превосходит по цене подсолнечное: 4,15 евро/л против 1,48 евро/л.

«В то же время полезные свойства оливкового масла отнюдь не превосходят аналогичные показатели подсолнечного во столько же раз. По многим позициям они идентичны или близки между собой. Содержание некоторых незаменимых для организма жирных кислот и витамина Е в подсолнечном масле гораздо больше, чем в оливковом», — подчеркнула Гаркавенко.

Дополнительно можно использовать преимущества высокоолеинового подсолнечного масла при его продвижении на рынке в качестве премиум-продукта. Как рассказал менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Syngenta Украина Дмитрий Нерода, высокоолеиновое подсолнечное масло не содержит трансжиров, имеет более продолжительный срок годности и его можно использовать для продолжительной жарки (в 5 раз дольше обычного масла).

По его словам, высокоолеиновое подсолнечное масло можно использовать как в чистом виде, так и в блендах с другими растительными маслами (Isio-4 во Франции), рыбьим жиром (Cargill’s IngreVita в США), с пальмовым маслом и олеином.

«Если в сети «Метро» Киева бутылка подсолнечного масла стоит 32 грн., то в аналогичной сети Берлина — уже 47 грн (в эквиваленте). Менеджерам остается только прийти и заработать эту маржу», — заметил Сергей Феофилов.

Сложности продвижения
С одной стороны, по данным экспертов, перспективы экспорта подсолнечного масла как здорового продукта, выглядят заманчиво. Так, среди основных потребителей этой продукции числятся страны Южной Азии (Индия, Бангладеш, Пакистан), ЕС, Китай и США.

Особенно роста импорта нашего подсолнечного продукта, по данным Артема Хаммершмидта, можно в ближайшее время ожидать в Индии, вследствие введения там налога на пальмовое масло.

По данным аналитиков, в этой стране есть спрос на подсолнечное масло как продукт, полезный для здоровья. Всего Индия импортирует около 15 млн. тонн растительных масел.

Как ранее сообщала трейдер «Кернел» Руслана Козаченко, Индия и Китай являются ключевыми странами для экспорта украинского подсолнечного масла. Одна из причин — рост спроса со стороны местных потребителей, для которых ранее подсолнечное масло по цене было недоступным.

Широкие перспективы для наших экспортеров открываются в Африке, где рост населения и экономики стимулирует увеличение потребления продуктов.

В первом полугодии 2017 г. Украина экспортировала подсолнечного масла в более 100 стран мира на сумму около $212 млн, что на 57% больше прошлого года. Такие данные приводит Центр поддержки экспорта при УСПП.

Кому надо украинское подсолнечное масло
Как заявил вице-президент УСПП Денис Красников, у отечественных экспортеров есть отличная возможность увеличить доходность от экспорта подсолнечного масла. Для этого им стоит устанавливать прямые контакты с супермаркетами, а в США, в том числе и с дистрибьюторами с целью поставок масла в бутилированном виде.

По оценкам экспертов Центра поддержки экспорта при УСПП, реализация подсолнечного масла в фасованном виде в сравнении с продажами наливом увеличит цену продукта на 20% — с 0,84 евро/л до 1 евро/л.

«Нельзя говорить о том, что в Украине нет экспорта бутилированного масла. В Украине есть около 10 производителей такой продукции и зарегистрировано около 30 ТМ, многие из которых вывозятся за рубеж. В этом маркетинговом году уже экспортировали почти 500 тыс. тонн рафинированного, дезодорированного и бутилированного масла. Это на 200 тыс. тонн или почти в два раза больше, чем в прошлом маркетинговом году. Но сколько в этом количестве бутилированной продукции не знает никто», — рассказали в ассоциации «Укролияпром».

Однако, примерно 90% масла на экспорт отправляется морским путем, и его проще вывозить наливом, а не расфасованным в бутылки. Как поясняют участники рынка, на большие расстояния наливом везти выгоднее.

«Например, Индия купила 2 млн тонн, это примерно 2 млрд бутылок масла. Попробуйте их довезти так далеко. В то же время в ЕС предпочитает закупать больше сырого масла. А дальше они его сами дорабатывают и продают под своими ТМ, в том числе на экспорт. Наше масло берут Ближний восток, Африка, Азия», — уточнили в «Укролияпром».

Хотя в последние два года Украина наращивает поставки на экспорт фасованной продукции.
Например, 80 тыс тонн рафинированного и дезодорированного масла у нас купила Малайзия в так называемых flex-tank (пластиковая емкость, «раздувающаяся» внутри обычного морского контейнера). Но не мы диктуем условия, а потому приходится подстраиваться под требования заказчика.

Так, по данным участников рынка, во-первых, рафинирование, дезодорирование и разлив по бутылкам требуют дополнительных затрат. А во-вторых, на зарубежных рынках приходится учитывать разницу в пошлинах. Например, в Индии пошлина на рафинированное масло гораздо выше. То есть покупателям в стране выгоднее рафинировать масло самостоятельно, разливать его в бутылки и уже с этим продуктом выходить на рынок.

Кроме того, по данным заместителя коммерческого директора ТД «Майола» Лилии Войтух, понадобится немало времени и денег на регистрацию торговой марки, сертификацию в странах-импортерах и прочее.


ubr.ua


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/306751.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM