07 мар, 17:30
Гендерное неравенство является одной из причин неэффективности сельского хозяйства во многих развивающихся государствах и странах с переходной экономикой. Женщины имеют значительно меньший доступ к пахотным угодьям и технологиям и обычно получают 70% и меньше от среднего дохода мужчин. В итоге женское предпринимательство зачастую ограничивается малым бизнесом, низким стартовым капиталом и ограниченными возможностями для расширения.
В этом году особое внимание уделяется прогрессу, достигнутому в реализации положений Пекинской декларации и Платформы действий по обеспечению гендерного равенства, принятых в 1995 году. Правительства стран регулярно отчитываются о своих достижениях в реализации пекинских принципов, признающих, в частности, важную роль сельских женщин. Но даже в 2015 г. женщины стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии по-прежнему сталкиваются с чрезмерными вызовами в повседневной жизни.
Как отмечает эксперт ФАО по вопросам гендерной и социальной защиты Доно Абдуразакова, большинство сельских женщин много работают не только на приусадебных участках, но и на полях, возделывая сельскохозяйственные культуры, собирая урожай и ухаживая за домашним скотом. Долгие часы работы на фермах накладываются на ежедневные обязанности по приготовлению еды, уборке и уходу за семьей. Сельские женщины чаще оказываются в неформальном секторе занятости, на низкооплачиваемых и сезонных работах. Это может означать пожизненную уязвимость с точки зрения социальных гарантий и экономической защищенности. Сельская женщина на протяжении всей жизни может заниматься тяжелой работой и по достижению пенсионного возраста получать минимальную пенсию или не получать никакой.
Данные ФАО показывают, что если женщины-фермеры получают равный с мужчинами доступ к ресурсам, то производительность сельского хозяйства растет во всех отношениях и объемы производства повышаются на 20-30%. Это на 2,5-4% увеличивает вклад сельскохозяйственного сектора в экономику развивающихся стран и, в свою очередь, способствует снижению на 12-17% числа недоедающих в мире. Однако, по последним данным ФАО, в Центральной Азии в сфере сельского хозяйства доля экономически активных женщин в 2010 г. составила 17,8% среди 47% экономически активного женского населения по сравнению с 25% из 46,7% в 1995 году.
Связь между продовольственной безопасностью и доступом к земле становится более очевидной, когда женщины добиваются права на землю, что дает им возможность инвестировать в их земельные участки и фермерские хозяйства, а также увеличивать доходы, которые позволяют улучшить питание и благосостояние семьи.
Несмотря на то что правительства в странах Европы и Центральной Азии уже приступили к решению проблем гендерной дискриминации в вопросах собственности, ее наследования и передачи, имеющиеся факты все еще указывают на меньшее число женщин, владеющих и распоряжающихся землей и иными ресурсами, и получающих доступ к инвестициям. В некоторых странах региона доля сельхозпредприятий, зарегистрированных на женщин, не превышает 17%.
Женщины по-прежнему имеют меньший доступ к производственным ресурсам и возможностям, чем мужчины. Гендерный разрыв имеет место в отношении доступа к активам, ресурсам и услугам (земле, скоту, образованию, информационным и финансовым услугам и технологиям), оказывая негативное влияние на женскую производительность, уменьшая вклад женщин в сельскохозяйственный сектор и достижение более широких целей экономического и социального развития.
При этом эксперты наблюдают «феминизацию сельского хозяйства»: новое направление, возникшее после появления миграции мужчин в развивающихся странах. В настоящее время примерно половину сельскохозяйственных работников по всему миру составляют женщины. Такая тенденция особо заметна в некоторых странах Центральной Азии, где мужчины часто уезжают в другую страну на заработки. Например, согласно последнему отчету Таджикистана, сельское хозяйство страны является основной сферой приложения женского труда: в этой отрасли занято около 80% общего числа работающих женщин.
Сельское хозяйство играет важнейшую роль в жизни граждан Таджикистана, оставаясь одним из ключевых экономических драйверов и обеспечивая жизненно важный источник продовольствия и дохода для сельских общин. Однако в 2012 г. из 73806 частных дехканских хозяйств только 5735 (то есть 7,8%) возглавляли женщины. При этом данный показатель идет на убыль.
В этой связи интересным является пример Таджикистана, где Агентство США по международному развитию (USAID) поддерживает проведение земельной реформы и реструктуризации дехканских хозяйств, а также содействует участию женщин в дехканских управлениях и оказывает правовую помощь женщинам, которые хотят приобрести землю в частную собственность.
Для 24 женщин-фермеров из обедневшего южного региона Хатлонской области был организован учебный тур для обмена опытом с фермерами Согдийской области, где процесс реструктуризации дехканских хозяйств был наиболее успешным в северной части Таджикистана. Одна из участниц этого тура Бибираджаб Боймахмадова, мать 6 детей и акционер дехканского хозяйства под названием “Khirobon”, после участия в проекте инициировала реорганизацию. При поддержке юристов проекта, в декабре 2014 г. судья вынес решение в пользу Бибираджаб и других женщин -акционеров и, как следствие, 23 новообразованные семейные фермы были легализованы. Позже женщина была выбрана в качестве местного активиста в ее деревне. Делясь личным опытом, она продолжает оказывать помощь другим женщинам в защите и реализации их прав на землю.
agronews.ua
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/296863.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM