27 фев, 15:30
Харьковский тракторный завод (ХТЗ) по итогам первого полугодия 2016 года ожидает значительного падения объемов продаж продукции по сравнению с аналогичным периодом 2015 года в связи с невозможностью сбыта продукции в Россию, в том числе из-за введения РФ ввозной пошлины на тракторы и утилизационного сбора на сельхозтехнику.
"Главная проблема сегодня – продажи продукции в Россию. Помимо того, что с 1 января этого года введена 10%-ная пошлина на нашу продукцию (в рамках отмены режима свободной торговли - ИФ), с 6 февраля введен 15%-ный утилизационный сбор, поэтому наш трактор автоматически дорожает минимум на 25%", - пояснил агентству "Интерфакс-Украина" генеральный директор предприятия Владислав Губин.
Он добавил, что в России к тому же существует госпрограмма 30%-ной компенсации стоимости отечественной сельхозтехники (в отличие от Украины), и с учетом существенного подорожания украинских тракторов их нишу займут российские и белорусские производители. "Мы же не просто потеряем рынок, а еще и ухудшим наши позиции, поэтому по итогам полугодия объем реализации может упасть в разы", - отметил гендиректор ХТЗ.
Он воздержался от прогнозов по итогам текущего года в целом, но добавил, что такая ситуация не может не сказаться на результатах работы. "Я не могу сейчас сказать, как сложится ситуация во втором полугодии, мы разработали программу определенных маркетинговых мероприятий, но, скорее всего, и в целом по году результат будет негативным", - отметил он.
По словам гендиректора, в 2015 году в Россию было отгружено около 50% реализованной продукции.
Еще одной проблемой, усложняющей работу, В.Губин назвал запрет России на экспорт ряда товаров в Украину, в который, в том числе, вошли V-образные двигатели ЯМЗ 236-238 серии, которыми комплектуются тракторы ХТЗ, топливная аппаратура, лакокрасочные изделия, конструкционные масла, светотехника и другие товары.
"Конечно, мы сейчас переориентируемся на другие двигатели, но это, безусловно, приводит к удорожанию трактора в Украине. Позиции завода в этом плане ухудшаются, и это неминуемо будет отражаться на финансовом состоянии", - отмечает В.Губин.
По его словам, не способствуют нормальной работе завода и продолжающиеся судебные разбирательства о взыскании с предприятия более 400 млн грн задолженности по кредитам, выданным в 1998 году тогда еще государственному ХТЗ.
Как сообщил В.Губин, в марте ожидается рассмотрение Высшим админсудом кассационной жалобы ХТЗ в этом споре. "Мы надеемся выиграть дело, но до его окончания банки, например, опасаются кредитовать предприятие, потому что в случае проигрыша мы можем оказаться в состоянии дефолта, уйти в банкротство, и они потеряют деньги. Аналогично поставщики не спешат отгружать комплектующие без предоплаты", - отмечает гендиректор.
Кроме того, отметил он, российские дилеры также прекратили авансировать ХТЗ из-за напряженных отношений между государствами. "Дилеры хотят видеть если не трактора полностью, то хотя бы машинокомплекты на своих складах в РФ, но боятся давать аванс – вдруг завтра завод национализируют или введут дополнительные санкции. Мы вот брали предоплату в конце 2015 года, а теперь должны им тракторы, уплатив пошлину, которой не было в цене, и утилизационный сбор, и на определенных партиях (тракторов – ИФ) будем неминуемо нести убытки", - поясняет В.Губин.
Генеральный директор выразил мнение, что в Украине сегодня отсутствует прагматичная политика в отношении украинского машиностроения, в том числе выстраивания экономических отношений с РФ. "Можно жестко выстраивать политическую позицию, но экономической политикой необходимо заниматься. Мы наблюдаем сейчас в Украине политику "деиндустриализации", а ведь машиностроение могло бы стать мультипликатором экономического роста. Сельское хозяйство и IT – это хорошо, но планомерно уничтожать собственное производство, тем более с высоким уровнем передела – пагубный путь в никуда", - считает В.Губин.
Он добавил, что сегодня Украина практически единственная страна Европы, которая не ограничивает ввоз подержанной сельхозтехники, поэтому и мировым производителям невыгодно поставлять новую технику или создавать здесь свои производства.
"Но в Украине достаточно сильно лобби, которое продвигает интересы тех групп, которые этим бизнесом занимаются", - констатировал он.
В.Губин сообщил, что в 2015 году завод выпустил более 1,5 тыс. тракторов, а от прогнозов на текущий год воздержался с учетом всех негативных факторов влияния.
Гендиректор также сообщил, что ХТЗ в январе-феврале текущего года останавливал производство в связи с проведением модернизации и капремонта химико-термических печей, и намерен возобновить полноценную работу с 29 февраля. "Модернизация таких печей – процесс сложный и длительный, а без них техпроцесс невозможен. Поэтому мы выбрали для этого первые два месяца года (наименее напряженные), и на период простоя начисляли 2/3 заработной платы работникам, а с началом аграрного сезона возобновляем работу в обычном 5-дневном режиме", - пояснил гендиректор.
В то же время В.Губин подчеркнул, что 2016 год будет наиболее сложным не только для предприятия, но и для украинского машиностроения в целом. "Мы будем работать над сокращением издержек – я не говорю о прибыли, ее не будет – а издержки будем сокращать, чтобы прожить год и войти в 2017-й год в нормальном состоянии, и пытаться уже снова расти. Конечно, в этой связи будем и оптимизировать численность, и внедрять энергосберегающие технологии", - отмечает В.Губин.
Гендиректор ХТЗ напомнил, что стратегия предприятия предусматривает в течение пяти лет обеспечение продаж на зарубежных рынках в тех же объемах, которые ранее были в СНГ. "Для этого мы уже много сделали – полностью обновили линейку тракторов. Нам надо завоевывать рынки Африки, Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, закрепиться и наработать портфель. В настоящее время мы завершаем выполнение контракта на поставку тракторов на Кубу, там у нас сложились хорошие отношения", - отметил В.Губин.
ХТЗ, основанный в 1930 году, в настоящее время выпускает десятки моделей тракторов и спецтехники, предназначенных для работ в сельском и коммунальном хозяйствах, строительстве.
ПО предварительным данным, чистая прибыль ХТЗ в 2015 году сократилась в 10 раз (в 2014 году этот показатель составил 445 млн грн).
Как сообщалось, НАК "Украгролизинг" по результатам проведенного тендера намерен закупить у ХТЗ 40 мощных тракторов на 52 млн грн.
agronews.ua
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/296695.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM