Что ожидает пивной рынок в случае слияния гигантов Anheuser-Busch InBev и SABMiller

23 ноя, 10:07

Ради доминирования на рынках Африки и Азии пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev готова заплатить за своего конкурента SABMiller $108 млрд.
 
В середине ноября антимонопольные органы США таки дали разрешение на слияние двух самых больших в мире пивных гигантов — бельгийской Anheuser-Busch InBev и ее британского конкурента SABMiller. Уже к 2016 году эта сделка должна быть завершена, и будет создана самая большая пивоваренная компания в мире. Новый гигант будет контролировать более 50% мировой индустрии пивоварения и сможет сам устанавливать свои правила.

По мнению аналитиков, бельгийским пивоварам понадобилась эта покупка стоимостью в $108 млрд для того, чтобы выйти на новые рынки, где сейчас важен эффект масштаба. Тем более, что гигант SABMiller уже давно испытывает трудности с финансами и еще в 2013 году жаловался на то, что его продажи на традиционных рынках продажи почти не растут. "И дело тут не только в слишком медленном восстановлении рынков в ЕС или США. Продажи пива во многих странах и так достигли своего пика, для большего развития надо идти на новые рынки", — говорит Delo.UA Джим Роло из Chatham House. По его мнению, если все будет продолжаться без особых изменений, то прибыли пивоваров могут начать падать уже вскоре.

Потому в SABMiller и решили принять предложение о слиянии, хотя оно может привести к некоторым потерям для компании. Во-первых, эксперты считают, что цена за акцию, которую предложили в Anheuser-Busch InBev, могла быть и больше, а так стороны сошлись на стоимости одной ценной бумаги на уровне 46 фунтов. В 2008 году, когда компании вели очередные переговоры о покупке, по неподтвержденным данным, цены достигали до 55 фунтов за акцию. Но после начала экономического кризиса многие корпорации решили пересмотреть свои очень щедрые предложения, и потому цена акций больше не росла. Тем более, что сами акции постепенно снижались, хотя SABMiller демонстрировала умеренный рост прибыли из года в год. Во-вторых, новой компании, которая будет контролировать более 30% мирового рынка, нужно будет продавать часть своих подразделений конкурентам. Эта делается для того, чтобы контролирующие органы разрешили эту сделку. Так, уже известно, что американское подразделение SABMiller будет продано за $12 млрд. Скорее всего, так же поступят с частью китайских подразделений, а также компаний в других странах, которые важны для новой корпорации.

С другой стороны, компания, которая сможет значительно нарастить свои мощности, уже заявила, что хочет провести несколько важных интервенций на рынки Азии и Африки, которые раньше считались малоперспективными. Теперь же они могут стать главным двигателем развития пивных рынков. По мнению Брайяна Рейли из Heritage Foundation, если китайский рынок приближается к насыщению, то другие страны пока далеки от этого и могут помочь нарастить производство пива. Тем более, в Африке, Азии и Латинской Америке стремительно формируется культура потребления этого напитка, и потому новый гигант сможет далеко обойти своих конкурентов. Потому бельгийская компания и не жалеет денег для поглощения своего соперника.

Два лидера

В 2008 году Anheuser-Busch InBev сделала очередную попытку слияния с SABMiller. Но тогда британцам показалось, что цена была достаточно низкой. Что и говорить, тогда сам объект покупки серьезно рассматривал возможность купить корпорацию Heineken, которая контролировала 9% мирового пивоварения. За Heineken предлагали $70 млрд, но тогда сделка сорвалась. В мире начался экономический кризис, и потому о любых слияниях и поглощениях на время забыли. Это в основном было продиктовано тем, что покупатель мог получить вместе с новым приобретением и огромные долги или другие невыгодные обязательства, и потому потерять значительно больше, чем приобрести. "Еще в успешные времена в 2007 года BHP Billiton отказалась приобретать Rio Tinto Group после того, как стало понятно, что горнорудный гигант может обанкротиться", — говорит Джим Роло. Тогда многие компании пытались скрыть свои проблемы, и потому покупать их стало не выгодно. По данным Boston Consulting Group, за период 2009-2012 годов количество сделок по слиянию упало на 45%. Особенно сильно пострадали компании в ЕС, так как Брюссель официально проводил политику экономии и никто не ждал, что экономика союза начнет расти в ближайшие годы.

Но даже несмотря на это, пивная индустрия находила в себе силы постепенно наращивать производство. В основном это происходило благодаря рынкам Китая и других азиатских стран. "Это направление стало для нас основным из-за большого количества населения и постоянного роста спроса", — говорит Иссак Шепс, бывший старший вице-президент Carlsberg Group.

В Азии формировалась привычка пить пиво у среднего класса, который становился все богаче и хотел потреблять пиво более высокого качества. К примеру, по данным ВТО, поставки пива в Азию с 2009 года росли на 10% ежегодно. Потому было логичным, что Anheuser-Busch InBev и SABMiller устремились туда и попытались стать там лидерами.

Компании смогли поделить китайский рынок. В последнее время их потеснил собственный китайский концерн China Recourses enterprise, который имеет поддержку правительства Китая и сам рассчитывает нарастить продажи дома и по всей Азии. В тоже время SABMiller смог нарастить свое присутствие в Африке, Австралии и Индии, которая также начинает все более активно потреблять пиво.

Потому не удивительно, что в Anheuser-Busch InBev захотели застолбить новые рынки, особенно когда экономика опять может пойти вверх. По прогнозам МВФ, рост ВВП в 2016 году в развивающихся странах должен составить более 2,5-3%, что достаточно много, учитывая, что еще недавно большинство из них упорно и безуспешно боролись с рецессией. Потому в будущем году на рынке могут состояться еще несколько важных поглощений. Но пивное, похоже, останется рекордсменом по размерам сделки.

Регуляторы и вкус

На данном этапе помешать этой сделке могут только антимонопольные органы стран, где компании имеют ведущие позиции. А это 67 стран. "Им нужно позаботится об основных рынках — США, Латинской Америке и Китае, остальные не так существенны", — считает Брайян Рейли. Тем более, что в Америке часть SABMiller будет продана конкурентам Anheuser-Busch InBev. Это позволит сохранить некую видимость отсутствия монополии. Остальные рынки пока не высказывали своего возмущения.

Более важно, что общая компания получит возможность продвигать свои уже привычнее бренды на новых рынках. Особенно в странах Африки, где нет пока нормальных антимонопольных органов, а вот экономика растет с ускорением в 4,5% в год. И средний класс формируется также быстро, как в свое время в Китае. И там культура потребления пива может развиться даже больше чем в Азии, так как нет серьезной конкуренции со стороны других традиционных напитков.

Эксперты и потребители в странах развитого мира ожидают, что новый гигант окажет сильное давление на местные пивоварни, которые и так переживают не лучшие времена. Тем более, что часть брендов SABMiller планирует закрыть или продать небольшим конкурентам, что означает их постепенное отмирание. "Это нормальный процесс, когда новая большая компания сосредотачивается на объемах и отсекает непрофильные направления", — говорит Джим Роло. Но для простых потребителей это может обернуться закрытием некоторых брендов и изменением вкусов. Хотя, по мнению экспертов, сейчас для компаний более важно, сколько пива выпьют в Китае или Нигерии, а там пока не очень различают сорта пива и готовы покупать самые распространенные бренды, принося тем самым большую прибыль новому гиганту.

Андрей Павленко

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/294960.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM