11 сен, 17:30
"Экономическая правда" продолжает исследовать темную сторону жизни государственных предприятий аграрного сектора. Недавно ЭП писала, как чиновники выводят средства из Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ), и какой ущерб компания понесла из-за махинаций.
На этот раз речь пойдет о Аграрный фонд. Для рядового гражданина это скучная и безликая структура. Однако, человек "в теме" сразу понимает, какие огромные возможности для обогащения дает компания, занимающаяся закупкой, хранением и перевозкой зерна в больших объемах.
Во времена Виктора Януковича Аграрный фонд вместе с ГПЗКУ и "Укрспирт" возглавляла списки самых коррумпированных предприятий.
Правда, основные сделки в те времена проходили через государственную специализированное учреждение "Аграрный фонд". Сейчас - через ОАО "Аграрный фонд", который предыдущая власть создала два года назад. Теперь эти государственные учреждения работают параллельно и "новичок", похоже, ничем не уступает своему старшему тезке.
Так, в 2015 году ОАО "Аграрный фонд" разместило более полумиллиарда гривен в банках, после этого "легли" - как результат, в них зависла немалая часть средств предприятия. Наряду с этим с учреждения продолжают "вымывать" средства и другим способом - в частности, переплачивая за услуги перевозки.
Золотой билет
Ежегодно АФ закупает до 1 миллиона тонн зерна, большая часть которого перевозится автомобильным транспортом. В первом полугодии 2015 этим видом транспорта фонд перевез 155 тыс. тонн.
Получить контракт на перевозку такого объема груза - это "золотой билет". Однако есть компании, которые также могут получить, например, еще и годовой абонемент в VIP-ложе.
Так, львиную долю всех перевозок для Агрофонду в первом полугодии осуществила одна компания - ООО "Зернотрейд". Эта компания перевезла 74 тысяч тонн зерна для АФ, в том числе 50 000 тонн из зоны АТО.
Услугами "ЗЕРНОТРЕЙД" государственная компания начала пользоваться фактически после смены менеджмента. Именно тогда, когда на должность председателя правления АФ был назначен Андрей Радченко. А именно 25 февраля нынешнего года.
По данным налоговых документов, которые есть в распоряжении ЭП, пятую часть доходов за первые пять месяцев 2015 года "Зернотрейд" заработал именно на заказах Аграрного фонда.
Выручка ООО "Зернотрейд", январь-май 2015 году, тысяч гривен
|
Лютий |
Березень |
Квітень |
Травень |
Загалом | |
Аграрний фонд |
0 |
3 820 |
13 459 |
15 185 |
6 444 |
38 908
|
Если же взять данные за март-май, учитывая, что упомянутый перевозчик появился на горизонте АФ лишь в конце февраля, то получается, что за этот период заказу государственного ПАО "Аграрный фонд" вообще обеспечили 70% доходов "ЗЕРНОТРЕЙД".
Впрочем, получение большого куска заказов фонда - это лишь верхушка айсберга.
В распоряжении ЭП есть копии договоров между АФ и "ЗЕРНОТРЕЙД" и акты оказанных услуг, которые свидетельствуют о манипуляциях с расстоянием маршрутов.
Так, в марте АФ заключил с "ЗЕРНОТРЕЙД" договор на перевозку ржи из с. Кожанка Киевской области в Кременчуг. В документе указаны точные адреса пунктов прибытия и отправления. По договору расстояние между ними составляло 450 км.
В то же время, по данным автомаршрутов Google Maps и специализированного ресурса della.ua, расстояние между указанными в документе объектами не превышает 360 км.
В пресс-службе АФ заявляют, что данный маршрут якобы был проложен через города Белая Церковь, Кагарлык, Смела, Знаменка избежание пересечения большегрузными автомобилями реки Днепр в Киеве, а также связанных с этим ограничений. Однако, даже при таком маршруте расстояние на 50 км ниже заявленной в договоре.
ЭП обращалась и к другим логистических компаний. По их расчетам, расстояние маршрута составляла не более 350 км.
В распоряжении редакции есть еще один договор, свидетельствует об аналогичном завышения расстояния при перевозке товара из Житомира в Киев - 170 км вместо 145 км.
Еще один показательный пример - договор АФ и "ЗЕРНОТРЕЙД" на перевозку 5 тыс. тонн пшеницы из зоны АТО, по маршруту "Новоайдар-Днепропетровск". Согласно документу, расчетное расстояние между составами - 515 км.
В то же время другие перевозчики предлагают перевезти тот же груз по маршруту намного короче - 370 км.
В госучреждении апеллируют, что их расчеты проводились, исходя из наличия неповрежденных во время боевых действий дорог и разрешенных военной администрацией маршрутов. В АФ также отмечают, что "избирались безопасные пути передвижения во избежание как человеческих потерь, так и задействованного транспорта".
Однако, здесь не все так очевидно. По информации ЭП, вывоз зерна основном происходило с Новоайдара и Кальчике, которые находятся далеко от боевых действий.
"Данный вопрос был на контроле у высшего руководства и режим благоприятствования приятно был максимальный. Маршруты можно прокладывать максимально эффективные", - говорит собеседник из Минагропрода.
По его словам, перевозили зерно преимущественно через Изюм. А этот маршрут, по расчетам Google Maps и della.ua, на 100 км короче.
В общем правоохранительным органам это легко можно проверить путем сверки товарно-транспортных накладных и пропусков на проезд через блокпосты.
Еще одна важная деталь - тарифы "ЗЕРНОТРЕЙД" существенно завышены. ЭП направила в других перевозчиков заявку на перевозку зерна по трем маршрутам с такими же исходными данными, как и в договорах АФ с "ЗЕРНОТРЕЙД". Что мы получили?
Тарифы на перевозки "ЗЕРНОТРЕЙД" и других перевозчиков, гривен за тонну
|
Перевізник №1 |
Перевізник №2 | |
Житомир – Київ, жито 1,3 клас (475 тонн) |
270 |
250 |
235 |
с. Кожанка – Кременчук, жито 3 клас (700 тонн) |
670 |
400 |
450 |
смт Новоайдар – Дніпропетровськ, пшениця 2 клас (5000 тонн) |
767 |
310 |
450
|
По самым скромным подсчетам, только в первом полугодии за счет завышения тарифов и расстояния маршрутов на перевозках "ЗЕРНОТРЕЙД" государственная компания могла потерять не менее 15 млн гривен.
Новые-старые перевозчики
В первом полугодии 2015 Аграрный фонд перевез десятки тысяч тонн зерна с помощью ООО "Зернотрейд". Причем компания была выбрана без тендера.
Конкурс на право перевозки зерна АФ был проведен лишь недавно - в июне. Победили три компании - "Европа-Транс Лтд", "Логистик МТС" и собственно ООО "Зернотрейд". АФ по результатам конкурса заключил с этими компаниями договоры сроком на один год.
Что известно о "Зернотрейд"? Компания зарегистрирована в городе Волноваха Донецкой области. В той же Волновахе зарегистрирован еще один перевозчик с похожим названием - ООО "Зернотранс". Обе компании записаны на Олега и Наталью Логутов.
У компании свое представительство в Киеве и Днепропетровске. В столице "Зернотрейд" арендовал помещения в бизнес центре «Палладиум» в Голосеевском районе, а недавно переехала в новенький бизнес-центр на Печерске по адресу: улица Щорса, 36Д.
По словам собеседников ЭП, с "ЗЕРНОТРЕЙД" может быть связан нардеп от "взаимопомощи" Иван Мирошниченко. В частности, как говорит представитель одного до аграрных компаний, именно в офисе этого перевозчика в бизнес центре «Палладиум» нардеп назначал несколько раз ему встречи.
ЭП звонила в новый киевский офис компании и там нам заявили, что Мирошниченко был связан с "ЗЕРНОТРЕЙД" партнерскими отношениями. Сам нардеп опровергает наличие каких-либо связей с указанным перевозчиком. Его полный ответ читайте ниже.
Еще один победитель - компания "Европа-Транс Лтд". Это известная компания на рынке автоперевозок, и работает она с 2003 года.
Согласно данным Держрееестру, ее владельцами являются две кипрские структуры: "М.С.Европа Транс Холдингз Лтд" - 91%, и "Укрлендфарминг ПЛС" - 9%. Конечным бенефициаром первой является гражданин Кипра Мариос Лазароу, а второй - Олег Бахматюк.
В крупных госзакупках эта компания Бахматюка ранее фигурировала. Напомним, в этом году структуры крупнейшего украинского латифундиста - группа компаний "Райз" - также получили более 50% господдержки от АФ в рамках форвардных закупок зерна у сельхозпроизводителей. Сумма договоров достигает 1 миллиарда гривен.
Третий победитель - "Логистик МТС". Этой компании недавно исполнился всего год. Она зарегистрирована по адресу г.. Киев, улица Здолбуновская, 7-3, корпус 3. По этому адресу зарегистрированы еще десятки компаний, и по всем признакам ее можно отнести к классической "прокладки".
Единственным владельцем "Логистик МТС" является кипрская "Конакри Холдинг Лимитед", которая была зарегистрирована за 10 дней до создания украинской компании. Конечным бенефициаром "Конакри" значится киприот Стюлианос Вракас, который внес в уставный фонд "Логистик МТС" скромную сумму в размере 2 тысяч гривен.
Андрей Радченко не видит в этом крамолы. "Мы тщательно проверили документы ООО" Логистик МТС ". Так, уставный фонд - только 2 тыс. грн. Зато валюта баланса предприятия за первое полугодие составила 70,6 млн грн, из них 48 млн грн - основные средства. Компания может задействовать 450 зерновозов как своего, так арендованного парка. Согласно справке ДФС, она не имеет задолженности по уплате налогов и сборов ", - говорится в ответе руководителя АФ.
На самом деле, по словам наших источников, "Логистик МТС" - никакой не новичок, а замаскированный наследник ООО "ГПЗКУ-МТС".
Это один из "клонов" -подразделение Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ), которые в 2011 году создала команда куратора аграрного сектора - нардепа Партии регионов Юрия Иванющенко.
Некоторое время "ГПЗКУ-МТС" и другие ее «родственники» формально выполняли роль подразделений государственного зернотрейдера. Хотя к государству эти "однодневки" не имели никакого отношения. Среди их учредителей числились "прокладки", за которыми прятались менеджеры уже упоминавшегося Иванющенко. А позже, их владельцем стала кипрская оффшорка "Алдзас Инвестментс Лтд", за которой стоит российский "Внешэкономбанк".
Сделку с клонами разоблачили позже. Впрочем, к этому ООО "ГПЗКУ-МТС" успела получить от ГПЗКУ и государственного "Спецагролизингу" около 150 единиц техники. Здесь тоже не обошлось без "схем", которые уже описывали "Наши деньги".
Всего, по данным Госфининспекции, в 2011-2012 годах, упомянутая "ГПЗКУ-МТС», не будучи сельхозпроизводителем, получила на закупку техники "Спецагролизингу" и "Украгролизинга" 223 млн гривен, или 25% от общего объема государственных лизинговых программ.
По информации «НГ», в то время "Спецагролизинг" возглавлял тот самый Андрей Радченко, который сейчас руководит ПАО "Аграрный фонд". Как отмечает издание, он выходец из Винницкой области, и ранее работал в местной ОГА. Забрали его оттуда с подачи бывшего аграрного министра Николая Присяжнюка, который сейчас в розыске.
Хотя приближенные к Радченко чиновники утверждают, что нынешний глава АФ проработал в "Спецагролизингу" лишь 5-6 месяцев, и до передачи техники отношения не имел.
Относительно дальнейшей судьбы "ГПЗКУ-МТС", то после получения техники в нее вдруг начались проблемы. За три последующих года компания не заплатила "Спецагролизингу" ни копейки за полученную технику. И пока государство через суды безуспешно пыталась вернуть технику и десятки миллионов лизинговых долгов, "ГПЗКУ-МТС" весной 2015 попала под процедуру банкротства.
Эстафету же подхватила "Логистик МТС". Что об этом свидетельствует?
Во-первых, по данным Единого подержанного реестра предприятий, среди учредителей "Логистик МТС" ранее фигурировал некий Андрей Остапко, который более известен как менеджер Иванющенко и один из ключевых персонажей в многомиллиардных "схемах" с участием сканадально компании времен Яункович - "Хлеб Инвестстрой ".
Во-вторых, персонал "ГПЗКУ-МТС" почти в полном составе оказался в "Логистик МТС", о чем свидетельствует ее интернет-профиль. Возглавляет "Логистик МТС" бывший сотрудник ГПЗКУ - Валерий Стецюк.
В-третьих, "новичок" использует технику, которая была в распоряжении "ГПЗКУ-МТС". Об этом свидетельствуют фото зерновозов МАЗ, КАМАЗ с нестертыми атрибутикой скандального предшественника, которые можно увидеть в профиле "Логистик МТС" на транспортных сайтах.
Кроме этого, в одной из зернотрейдерских компаний ЭП сообщили, что конечными владельцами реинкарнированные перевозчика есть россияне. Или это то же самое "ВЭБ" или другие российские структуры, пока неизвестно.
В общем, такое, наверное, возможно только в Украине - чтобы государственное учреждение оплачивала услуги компании, которая выполняет заказы на фактически похищенной у того же государства технике.
КОМЕНТАР
Иван Мирошниченко, народный депутат
Мой рабочий кабинет, как народного депутата Украины, находится по адресу: г.. Киев, ул. Шелковичная, д. 2, комн. 404. Именно в помещении Верховной Рады сосредоточено и функционально обеспечено мою депутатскую деятельность.
До избрания депутатом в 2014-м я почти 20 лет создавал и возглавлял крупнейшие компании в сфере аграрного бизнеса, в частности их международные представительства в Украине. Я точно знаю национальный агросектор, особенно зерновое направление и рынок переработки сельхозпродукции, их внешнеэкономические аспекты и особенности международной торговли.
Я реализовал в Украине десятки масштабных проектов. Вместе с первоклассной командой привлек в страну инвестиций объемом около 1 млрд долларов США. Это, в частности, масло-заводы в Донецке, Каховке, Мариуполе, элеваторы в большинстве регионов Украины, портовые инвестиции, т. Сегодня эти активы работают в интересах граждан и государства. Это моя история, которой я горжусь. И какую ни при каких не собираюсь вычеркивать из жизни.
Я лично знаком со многими топ-менеджерами и владельцами украинском и мирового зернового рынка. Это сотни предприятий. Убежден, глубокое знание своего дела, в частности на личностном уровне - залог личного и корпоративного успеха. Поэтому бессмысленно искать закулисную заговор в факте знакомства с влиятельными представителями отрасли. И это не повод приписывать каждый раз новую чужую собственность.
Сегодня - я депутат Верховной Рады. Я равноудален от всех бизнес-групп, их владельцев или руководителей. Моя задача - обеспечить поступательное развитие отрасли, открыть дорогу инвестициям, восстановить занятость и вообще жизни на сельских территориях. Мои инструменты влияния - написание новых законопроектов или внесения изменений в действующие.
Ради этого я каждую неделю встречаюсь с десятками людей. В том числе в офисах украинских и мировых аграрных корпораций. Но от того я не становлюсь их совладельцем. И не приобретаю имущественных прав на столичную офисную недвижимость.
Кстати, внепарламентское общения молодых депутатов-журналистов, в частности с уважаемой мной "УП", с бывшими коллегами не превращает их в медиа-магнатов. И это естественно. Уверен, журналистам, как и политикам, стоит время подавлять в себе выборочную принципиальность, предвзятость и игру в одни ворота.
agronews.ua
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/293678.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM