10 апр, 18:30
Для украинской экономики, продолжающей стремительное падение, внешний государственный долг превращается в непосильную ношу. Видимо, понимая, что попытка стать второй Грецией может быть непонятой мировым сообществом, власти Украины вплотную озаботились продажей хоть чего-нибудь.
Недавно президент предложил вынести на всеобщее обсуждение вопрос продажи земель сельскохозяйственного назначения. Я всегда выступал за продажу земли, и до сих пор остаюсь сторонником этой ключевой для инвестиционного климата инициативы. Эффективный хозяин на земле – это рабочие места, развитие инфраструктуры и реальный путь в Европу. Однако, если не подготовить почву для изменений, продажа земли может обернуться национальной катастрофой.
К чему приводит поспешность при принятии сложных решений, все могли убедиться на примере валютного рынка. Непродуманный переход к свободному курсообразованию обернулся троекратной девальвацией национальной валюты. Подобная ситуация может сложиться и с земельной реформой. Чтобы этого не случилось, свободная продажа земли не может быть самоцелью. Цель – четко понимать, сколько будет стоить земля, кто именно будет на ней работать, и что на ней будут выращивать. Нужна продуманная стратегия развития АПК, где продажа земли может быть лишь одним из элементов.
В свое время мы изучили опыт работы нидерландского Rabobank, земельных банков США, других стран и подготовили концепцию земельной реформы, которая помогла бы после старта продажи земли удержать ситуацию под контролем. Я далек от мысли, что новая власть будет использовать наши наработки, которые они ранее неоднократно критиковали, пусть и по сугубо политическим мотивам. Тем не менее, власть могла бы взять отдельные элементы программы без угрозы для своего самолюбия.
Ключевым элементом реформы, по моему мнению, должна стать дооценка земли до ее реальной стоимости, перед тем как мы полностью откроем наш рынок. Идеальный механизм для этого – создание государственного Земельного банка, оператора, в ведении которого были бы все государственные земли, и земли, выкупленные у участников рынка.
Земельный банк наряду с физлицами – гражданами Украины должен получить эксклюзивное право покупать земли сельхозназначения как минимум на пять лет. Только после такого переходного периода, когда сформируется справедливая, рыночная цена земли, можно рассматривать допуск на рынок иностранцев. Тогда в Украине не повторится польская ситуация, где в 1992 году гектар стоил $150 против нынешних $6500.
Создание Земельного банка решит и еще одну важную проблему – поддержит отечественный бизнес, который в случае старта продажи земли не сможет выдержать конкуренцию, вчистую проиграв ее транснациональным компаниям. Не потому, что наши специалисты хуже или не хотят работать на земле, а потому что у мировых корпораций есть весомое преимущество – практически неограниченный доступ к дешевому кредитованию.
Отсутствие доступных кредитов было тем фактором, который два десятка лет сдерживал развитие отечественного АПК. В свое время ежегодную потребность сельхозпроизводителей Украины в кредитах мы оценивали в 50 млрд гривен. При таких цифрах те несколько сотен миллионов гривен, которые могут быть заложены в бюджете на финансирование программ аграриев – капля в море. Не может дать такой суммы и банковская система. Там готовы кредитовать предприятия АПК лишь на краткосрочную перспективу и под непосильные для большинства проценты.
В последние годы проблему нехватки оборотных средств игроки рынка решали по-разному. Кто-то за счет привлечения внешних кредитов в валюте, кто-то для этого обзаводился собственными банками. Как показал прошлый год, результат получился одинаково катастрофический.
Земельный банк способен предложить рынку альтернативу. Он будет не только покупать землю, но и кредитовать аграриев под залог земли, что, кроме прочего, позволит определить эффективного пользователя. Основным источником средств для банка должна стать сдача в аренду государственных земель сельхозназначения, которой у нас примерно 10 млн га, а также выпуск ценных бумаг. Кстати, только сама идея выпуска облигаций банка под свои активы дала возможность правительству в 2013 году провести переговоры с портфельными инвесторами о конкретных суммах инвестиций и начать решать, наконец, проблему привлечения ресурсов в АПК Украины.
Работоспособность схемы очевидна. Неслучайно в 2012-2013 годах, когда мы запускали реформу, против нее не было аргументированных возражений. Тогда против такого механизма выступали лишь лоббисты крупных аграрных предприятий. Там вполне справедливо опасались, что не смогут выдержать конкуренцию с госбанком, поскольку привыкли не платить арендную плату за используемые земли или платить ее в минимальном объеме. Однако в нынешнем плачевном состоянии, думаю, уже и они не будут возражать против появления государственного оператора.
Еще одним пунктом земельной реформы может стать создание Аграрной биржи. Таким образом будет решена следующая проблема – установление справедливой цены на продукцию. Активное использование механизма фьючерсов позволит упорядочить рынок, гарантировать фиксированные спрос и предложение, хеджировать риски от колебания цен, что особенно актуально в украинских реалиях.
Только с созданием Земельного банка и Аграрной биржи реформа получит логическое завершение. Аграрии получат не «голый» рынок, а то, в чем они действительно нуждаются – доступ к недорогим ресурсам и ликвидный рынок сбыта. Это, кроме всего прочего, решит и важную социальную задачу – даст возможность сформироваться на селе среднему классу. При этом государство оставит в своих руках рычаги, позволяющие в любой момент на сугубо рыночной основе вмешиваться в ситуацию в отрасли. Именно такой должна быть аграрная реформа. Ведь земля – главный актив независимой Украины, и распорядиться им нужно максимально осмотрительно и эффективно.
infoindustria.com.ua
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/290744.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM