Налоговая среда и госрегулирование в АПК

10 янв, 18:30

Насколько государственное вмешательство в аграрный бизнес помогает его процветанию? О мнениях экспертов пишет журнал Forbes.

«Заигрывая» с сельским электоратом в попытках обеспечить продовольственную безопасность страны, уже не первое украинское правительство рискует не соблюсти баланс между интересами бизнеса и населения. К примеру, с 1996 года в Украине действует заградительная пошлина в размере 50% таможенной стоимости на экспорт живого крупного рогатого скота. Главной причиной ее принятия было резкое снижение поголовья КРС в середине 90-х годов прошлого века. «Предполагалось, что запрет экспорта позитивно отразится на динамике поголовья в Украине, но этого не случилось. Зато фактически это уничтожило рынок экспорта живого КРС (преимущественно в страны Северной Африки), объем которого в середине 1990-х достигал $200 млн», – приводит пример генеральный директор компании «Украгроконсалт» Сергей Феофилов. По его убеждению, отмена этой нормы сейчас даст толчок для развития животноводческой инфраструктуры.

Родион Рыбчинский, руководитель службы бизнес-проектов агентства «АПК-Информ», винит госрегулирование в сдерживании целых направлений пищевой промышленности, среди которых в первую очередь называет мукомольную и крупяную. Главное из действующих ограничений их деятельности – невозможность управлять рентабельностью и оптовыми ценами сбыта.

Государственное регулирование ценообразования действует в отношении 15 групп продовольственных товаров, среди которых – хлеб, «молочка», некоторые виды мяса и другая пищевая продукция. «Коалиционное соглашение предусматривает создание механизма монетизации льгот для малообеспеченных слоев населения. Следует отказаться от их [непрямого] дотирования за счет сельхозпроизводителей и переработчиков», – считает Рыбчинский. По его мнению, отставание Украины от мировых тенденций в этих отраслях обусловлено отсутствием мотивации у производителей вкладывать средства в развитие и технологическую модернизацию. «Все упирается в цену социальных продуктов питания», – резюмирует эксперт.

Также аграрии, как впрочем, и бизнес из других секторов, нарекают на непредсказуемость отечественного законотворчества. Изменения в Налоговом кодексе, принятые Верховной радой в канун Нового года, предусматривают повышение налоговой нагрузки как в целом, так и отдельно на продовольственный сектор. При этом ликвидируется главная льгота аграриев – спецрежим налогообложения по НДС, позволявший сельхозпроизводителям аккумулировать около 14 млрд гривен ежегодно.

Барьеры

- Непрогнозируемость регулирования, изменение норм в угоду наполнения бюджета.
- Общий пиетет к отрасли, что блокирует радикальные реформы, и консервативный электорат, который заставляет поддерживать заведомо нерентабельные направления.
- Наличие профильных налогов, которые расходуются не на нужды отрасли.

Точки роста

- Относительно простые способы совершенствования налоговой базы.
- Формирование узкоспециализированных программ господдержки.
- Поддержка проектов развития, а не существования действующих хозяйств, которые не вышли на самоокупаемость.

infoindustria.com.uа


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/288881.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM