Подсолнечное масло Украины: курс на качество

08 дек, 21:07

На протяжении последних нескольких лет Украина заняла лидерские позиции на мировом экспортном рынке нерафинированного подсолнечного масла. Это было достигнуто благодаря ежедневной сплоченной работе огромного количества специалистов компаний-производителей подсолнечного масла, трейдеров, компаний-экспортеров. Кроме того, хотелось бы отметить, что во многом заслуга того факта, что украинское подсолнечное масло востребовано на внешних рынках, в его качестве. Об особенностях инспектирования и сертификации подсолнечного масла при экспорте любезно согласился рассказать руководитель отдела инспекции растительных масел ИП «СЖС Украина» Георгий Тихоненко .
 
- Одним из видов деятельности компании «СЖС Украина» является инспекция и сертификация растительных масел. Расскажите, пожалуйста, о требованиях основных стран-импортеров (Индия, Китай, Египет и др.) к качеству украинского подсолнечного масла.
 
- В последние годы мы наблюдаем четкую динамику, направленную на усиление требований отдельных стран-импортеров (в особенности Китая, Ирана, Турции и Европы) в отношении физико-химических показателей и показателей экологической безопасности продукции. К данным показателям относятся содержание седиментов (осадка) и фосфорсодержащих веществ; остаточное содержание различных групп пестицидов, инсектицидов и гербицидов; наличие в растительных маслах повышенной концентрации опасных веществ и соединений, среди которых микотоксины, тяжелые металлы, технические растворители и радионуклиды; содержание бензо(а)пирена и других полиароматических гидрокарбонов (РАН); содержание диоксина и диоксиноподобных веществ; содержание ГМО (в особенности для рапсового и соевого масел).
 
- Существуют ли среди перечисленных стран принципиальные различия в требованиях к качеству продукта?
 
- У каждой из страны-импортера имеются свои определенные требования к нашей продукции. Так, к примеру, контрактные требования многих стран-импортеров могут включать одинаковые показатели качества продукции, но контрактные требования к определенному содержанию для данных показателей могут быть совершенно разными.
 
- Каковы возможные риски, с которыми сталкиваются экспортеры растительных масел, в плане показателей качества?
 
- Основные риски, в первую очередь, связаны с некоторыми различиями в методах определения качественных показателей растительных масел в соответствии с ДСТУ, действующими на территории Украины, и методами ISO, AOCS и другими, применяемыми в международной практике и в соответствии с требованиями FOSFA контракта и страны-импортера.
Во-вторых, при оценке достоверности полученных результатов необходимо учитывать уровень аккредитации, технической оснащенности и подготовки персонала лаборатории, которой доверено определение качественных показателей. Также хочу отметить, что очень многие показатели безопасности, нормируемые странами-импортерами в наших маслах, не нормируются действующими в Украине документами. По нашим данным, в текущем году было зафиксировано превышение норм содержания по отдельным параметрам безопасности, как в самих масличных культурах, так и непосредственно в маслах. Особое беспокойство вызывают такие показатели, как содержание диоксинов, бензо(а)пирена и PAH, остаточное содержание технических растворителей и ГМО.
 
- Георгий, проанализируйте наиболее частые риски, связанные с недостачами между портами погрузки/выгрузки.
 
- Наиболее частые риски возникновения недостач, в первую очередь, связаны с различиями в технических методах определения количества груза в порту погрузки и порту выгрузки, в частности с применяемой при расчетах количества плотностью груза.
Так, к примеру, при расчетах погруженного подсолнечного масла обычно используется стандартная (табличная) плотность (0,9200 г/мл) для данного продукта либо плотность, определенная в соответствии с методикой ДСТУ 4633:2006.
В свою очередь, требования FOSFA предписывают определение плотности в соответствии с ISO 6883:2007. Не вдаваясь в подробности расчетов, могу сказать, что на каждую 1000 тонн груза, погруженного с плотностью 0,9200 г/мл (определенной по методу ДСТУ 4633), гарантированно приходится около 1,1 тонны недостачи (только за счет применения плотности, определенной по ISO 6883:2007).
Помимо расхождения в методах определения плотности, стоит также учитывать и другие технические аспекты в определении количества погруженного груза. К данным аспектам относятся реальная и регулярная калибровка береговых и судовых резервуаров ввиду их деформации в процессе постоянной эксплуатации и под воздействием различных факторов; наличие достаточной статистики для расчета и применения коэффициента V.E.F. (vessel experience factor) при расчетах количества груза на судне; поверка и калибровка вспомогательного весового оборудования, счетчиков-расходомеров и системы датчиков судового радара; поверка измерительного оборудования (ручные рулетки, UTI, термопробы), используемого для проведения замеров.
В дополнение после окончания погрузки груза на борт судна грузовая линия должна быть очищена путём продувания воздухом либо с помощью специального пыжа. Довольно часто для большей эффективности данная операция повторяется несколько раз.
Приведенные выше меры минимизируют вероятность возникновения недостачи между портами погрузки и назначения.
Компания «СЖС» располагает всеми необходимыми инструментами, профессиональными кадрами и многолетним опытом для обеспечения контроля качества и количества на всех этапах, начиная от производства и хранения до непосредственной отгрузки на транспорт.
Поэтому в целях снижения описанных выше рисков используют различные режимы и методы контроля качества и количества. В данном случае все зависит от требований клиента. Мы выделяем следующие режимы: предпогрузочная инспекция; инспекция при отгрузке на судно; логистический мониторинг; технологический мониторинг.

- Каковы основные этапы инспекции при отгрузке продукта (подсолнечное масло/шрот подсолнечника) на судно?
 
- Инспекцию груза при погрузке на судно можно условно разделить на три этапа. Первый этап – подготовительный. На данном этапе проверяется наличие и расположение груза на терминале, определяются метод и схема погрузки, точки пробоотбора, методы контроля и фиксации количества, на судне осуществляется приемка судовых трюмов либо резервуаров и проверка необходимой судовой документации. Второй этап – это непосредственно инспекция при погрузке груза. На данном этапе осуществляется визуальный контроль состояния груза, отбор проб, наблюдение за перевеской, мониторинг передвижения груза и т.д. Третий этап – это финальный этап инспекции. На данном этапе проводится расчет количества погруженного груза как по данным перевески либо береговых замеров, так и по данным расчета количества на борту судна (замер груза в судовых резервуарах для масла и проведение драфт сюрвея для шрота), пломбировка трюмов/резервуаров и издание необходимых инспекционный отчетов. Также проводится фотофиксация основных этапов инспекции, и обеспечивается ежедневная отчетность о ходе проведения инспекции, а в случае возникновения внештатной ситуации наш клиент незамедлительно информируется, и оперативно принимаются необходимые меры.
 
- Каких успехов удалось добиться компании «СЖС» в текущем и прошедшем сезонах?
 
- Рады сообщить, что в текущем году мы существенно расширили возможности нашего испытательного центра. Так, в этом году были успешно запущены две новые лаборатории. С июня 2014 года запущено коммерческое тестирование сельхозкультур (таких как соя, рапс, кукуруза и пшеница) и продуктов их переработки на содержание ГМО. В данный момент мы работаем над увеличением перечня анализируемых продуктов. Помимо качественного обнаружения ГМО, наша лаборатория также определяет, каким именно ГМ событием оно представлено, и в каком количестве, в полном соответствии с требованиями Евросоюза. В сентябре 2014 года в нашем центре полностью модернизирована лаборатория экологической безопасности.
На базе данной лаборатории уже запущена программа по контролю содержания диоксина и диоксиноподобных веществ.
 
- Поделитесь планами вашей компании на ближайшую перспективу.
 
- В середине декабря т.г. планируется запуск программы по контролю остаточного содержания пестицидов в сельскохозяйственных продуктах в соответствии с требованиями различных рынков сбыта (таких как Европа, Япония, Китай и т.д.). В данный момент ведется активная работа над созданием микробиологической лаборатории. В ноябре 2014 года наш испытательный центр успешно прошёл аудит в рамках получения ILAC аккредитации, и уже в начале 2015 года мы сможем сертифицировать инспектируемые грузы в качестве ILAC лаборатории.
 
Беседовала Анна Платонова

apk-inform.com


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/288111.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM