07 ноя, 19:07
В предыдущие пять-семь лет вопрос увеличения земельного банка был одним из ключевых в повестке дня крупных аграрных компаний. Если в 2007 году, по подсчетам агентства Agrisurvey, аграрные холдинги обрабатывали порядка 8,1% всех сельхозугодий Украины, то в 2013 году эта цифра составляла уже 27,4%. Однако политические, социальные и экономические потрясения последнего года не могли не сказаться на работе холдингов в земельной сфере.
В отличие от 2013 года, который запомнился сразу несколькими крупными сделками по расширению земельных банков агрохолдингов (UkrLandFarming, "Кернел", МХП), в текущем году говорить о более-менее заметных слияниях-поглощениях не приходится. Период "гигантомании", связанный с активным наращиванием земельных банков аграрными холдингами, закончился. У компаний на первое место выходит не размер земельного банка, а эффективность его обработки и оптимизация расходов.
Не до консолидации
Аграрные холдинги отказались от дальнейшего увеличения размеров земельных банков по нескольким причинам.
Как отмечает Тамара Левченко, старший аналитик потребительского, сельскохозяйственного и химического секторов компании Dragon Capital, после кризиса 2008 года многие агрохолдинги вынуждены были пересмотреть свои агрессивные стратегии роста, и сейчас относятся к покупкам более осторожно.
Второй важный фактор — отсутствие свободных и относительно недорогих источников финансирования земельной консолидации.
Согласно подсчетам специалистов агентства Agrisurvey, в 2014 году впервые за очень длительный период размер земельного банка, который обрабатывают крупнейшие агрохолдинги Украины, не только не увеличился, но даже несколько сократился — на 0,19 млн. га, до 5,85 млн га.
"Необходимо обратить внимание, что общая доля земель, которые обрабатываются агрохолдингами, немного увеличилась — с 24,4% до 27,9% — из-за исключения из расчетов сельхозугодий, которые находятся в Крыму", — говорится в исследовании.
Оккупационный вопрос
Всего вследствие аннексии Крыма земельный банк украинских агрохолдингов сократился на 125 тыс. га. В оккупированном Крыму наибольшими земельными наделами владели агрохолдинги HarvEast и KSG Agro. Последний заявил, что намерен продать активы на полуострове.
"Ситуация вокруг земельного банка нашего холдинга на аннексированном Россией полуострове остается сложной. В настоящее время работать там в правовом поле Украины невозможно. Сегодня мы ведем переговоры о продаже крымских активов", — заявил председатель совета директоров KSG Agro Сергей Касьянов.
В следующем году компания намерена оставить в пользовании 50-60 тыс. га из нынешних 94 тыс. га (включая 28 тыс. га в Крыму). "В будущем, вероятно с 2017 года, мы планируем вновь увеличивать свой земельный банк. Но на этот раз не за счет наращивания долговых обязательств, а за счет собственных ресурсов", — сказал генеральный директор холдинга Сергей Мазин в интервью польскому изданию.
Агрохолдинг Ахметова и Новинского HarvEast пока что не делал заявлений относительно продаж земельных наделов в Крыму. Сейчас компания пытается защитить хотя бы те активы, которые расположены на подконтрольных так называемой ДНР территориях.
По словам гендиректора агрохолдинга HarvEast Саймона Чернявского, на территории ДНР расположено примерно 500 тыс. га сельхозугодий (или 30% пашни Донецкой области), в том числе 60 тыс. га земельного банка холдинга. Нормально провести посевные работы на этих полях нет возможности. По оценкам топ-менеджера, из-за военных действий компания не досеет под озимые культуры около 10% своих площадей.
В Луганской области больше всего пострадает агрохолдинг "Агротон" — ранее крупнейший латифундист в этом регионе. "Когда-то эта компания управляла 160 тыс. га земли. Сейчас, по нашим оценкам, это уже менее 100 тыс. га. Земельный банк холдинга после окончания военного конфликта может уменьшиться вдвое", — комментирует Тамара Левченко.
Взвешенный подход
В отказе от активного наращивая земельных банков агрохолдингами есть и позитив. Аграрии отказываются от хаотичной и нередко непродуманной консолидации и задумываются об эффективности использования ресурсов, в том числе и земли.
"На данный момент большинство компаний концентрируются на качестве использования производственных ресурсов. Агрокомпании пытаются усилить свое присутствие в конкретном сегменте и занимаются развитием инфраструктурных проектов", — отмечают в Agrisurvey.
Тем не менее, консолидация пахотных земель в руках крупного бизнеса будет продолжаться, считают эксперты. "Эта тенденция будет актуальна и в дальнейшем, однако скорее среди компаний среднего размера, нежели крупных. Земельные банки крупных агрохолдингов уже вряд ли будут сильно расти", — считает Левченко.
По ее мнению, для топ-5 латифундистов оптимальный размер земельного банка составляет 400 тыс. га. "Набрав большие земельные банки, компании поняли, что нужно иметь очень сильную структуру менеджмента для эффективного контроля над холдингами такого размера", — продолжает аналитик Dragon Capital.
У Украины нет другого варианта развития сельского хозяйства кроме укрупнения бизнеса, считают международные эксперты. "Несмотря на то, что Украина интенсивно развивает свой аграрный сектор, она значительно отстает от развитых стран мира. Причиной такого медленного развития является структура агропредприятий, ведь в Украине 85% ферм владеют земельным банком менее 2 га. Это очень маленькие хозяйства, которые не в состоянии внедрять у себя современные технологии и инновации. Более эффективно могут работать аграрные холдинги", — считает Фабио Чаддад, доктор университета Миссури.
Если агрохолдинги и покупают новые хозяйства, то тщательно анализируют как прибыльность бизнеса, так и логистику. Важно понимать, как далеко наделы размещены от основных земельных кластеров агрохолдингов.
"На рынке ускорился уход мелких компаний. Появилось большое предложение интересных активов на продажу, ведь из-за низких цен на зерновые в первой половине предыдущего маркетингового года многие игроки получили убытки", — констатирует Николай Верницкий, глава компании "ПроАгро".
Не стоит забывать и об извечных проблемах аграриев с регистрацией договоров аренды земли. "Этот исключительно бюрократический нюанс создает множество трудностей крупным производителям, ведь земля — основной ресурс сельскохозяйственного производства, а что делать компаниям, если официально они не могут нормально зарегистрировать свои права на ее пользование? Это настораживает инвесторов", — резюмирует координатор микроэкономических исследований агентства Agrisurvey Виталий Кордыш.
delo.ua
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/287388.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM