Семейные фермы Украины — вне закона, без статуса, в убытках

18 окт, 18:30

16 октября ООН отметила Всемирный день продовольствия. Главной темой этого года станет помощь семейным фермерским хозяйствам, которые производят по меньшей мере 56% общего объема сельхозпродукции.

На законодательном уровне в Украине отсутствуют семейные фермерские хозяйства, их статус остается неопределенным. Казалость бы странным, поскольку Украина позиционирует себя аграрным государством, однако же, фактически это так.

Выйти из тени незадекларированным сельхозпредприятиям населения должен помочь усовершенствованный закон «О фермерском хозяйстве», который в скором времени будет рассмотрен в Верховной Раде. Однако мнения участников рынка и экспертов по поводу его целесообразности расходятся.

В Украине зарегистрировано 41 тыс. фермерских хозяйств, семейных сельхозпроизводителей же в 2010 году насчитывалось 4,6 млн., к нынешнему году их количество снизилось до 4,2 млн. Они занимают 14% территории земельных угодий и производят 42,6% сельскохозяйственной продукции.

Хозяйства населения ежегодно приносят валового производства на 118 млрд. гривен. Фермерские хозяйства семейного типа занимают менее чем 7 млн. гектаров земель сельскохозяйственного предназначения. Даже с точки зрения национального интереса, хозяйства населения производят на 1 гектар практически в 3,5-4 раза больше добавленной стоимости чем крупные предприятия.

Парадокс состоит в том, что единоличники не имеют статуса сельскохозяйственного производителя и не могут выходить на рынки. Им приходится сбывать свою продукцию на 20-30% дешевле, однако в конечном итоге стоимость товара возрастает на 50%. Этот цифровой ряд наглядно показывает, что проблема стоит чрезвычайно остро.

Сельские жители могут иметь две формы собственности земли - приусадебный участок, в пределах 30-50 соток и земельный пай, который некоторые получали в результате перераспределения колхозных земель.

Как правило, пай передается агрохолдингам, которые заключают договора аренды на срок от 5 до 49 лет, только после этого единоличник может забрать свой пай. Односторонний разрыв договора невозможен, поскольку нет соответствующего закона.

Даже при получении земельного участка, который ограничивается 20 гектарами, возникают проблемы при возделывании почвы, сбыту, хранении и переработке продукции.

Вместе с тем, личные сельские хозяйства не могут быть полноправными участниками рынка, поскольку они являются физическими особами. Это приводит к проблемам с налогами на добавленную стоимость. Фермеры не могут полноценно выходить на рынок и заключать договора с трейдерами, поскольку Налоговым кодексом предусмотрено, что они могут продавать продукцию только на основе актов закупок у физических лиц.

Камнем преткновения становится огромное количество разрешительных документов и сфер контроля проверок. Органы исполнительной власти, которых насчитывается порядка более двадцати, тем или иным образом могут вмешиваться в работу семейных форм хозяйств. Все это становится серьезным психологическим и материальным барьером для существования таких семейных ферм.

Директор Департамента экономического развития аграрного рынка Виталий Саблук говорит, что вопрос статуса семейных фермерских хозяйств, как и процесс дерегуляции остро стоит в Минагропроде.

«Без решения этих двух горячих вопросов продвигаться дальше в формировании бюджета 2016 года мы не можем, - говорит Саблук, - На сегодняшний день, с точки зрения экономики, не давая надлежащего социальному вкладу этих малых форм хозяйств мы обрекаем Украину на одновекторный путь развития, который имеет очень много минусов».

В Министерстве разрабатывают правки закона о фермерском хозяйстве, который должен структуризировать сельскохозяйственные формирования. Саблук считает, что не имея такого документа, комплексно описывающего все плоскости взаимоотношений на селе, государство не сможет выйти на производственную программу.

«Необходимо разработать модель интеграции и создать комфортные условия равноправных условий, особенно той части мелких хозяйств, которые хотят укрупняться до определенного предела», - отмечает глава Департамента экономразвития.

Неопределенность статуса семейных фермерских хозяйств несет ряд проблем, и негативно сказывается на развитии сельских территорий. Внесение изменений в закон «О фермерском хозяйстве» позволит фактически внести семейные фермы в рамки государственной аграрной политики.

Согласно правкам закона, семейные фермерские хозяйства будут создаватся на базе единоличных форм собственности. Часть из них, порядка 20% готовы трансформироватся при условии формирования благоприятной законодательной среды.

Менеджер проекта USAID «АгроИнвест» Николай Гриценко отмечает, что по сути, основа всех предложений состоит в том, чтобы внести изменения в смежные законодательные акты, а том числе, в Хозяйственный и Налоговый кодексы для возможности регистрации семейных фермерских хозяйств в форме частного предприятия.

«Мы считаем, что при любых обстоятельствах семейным фермерским хозяйствам необходимо оставить налоговые льготы. Потому что семейные фермы являются самой низкой ланкой бизнеса в сельской местности, где много рабочих рук и мало робочих мест», - говорит Гриценко.

На сегодняшний день аграрными экспертами разработаны предложения по внесению изменений и дополнений к закону «О фермерском хозяйстве» в части урегулирования и законодательного обеспечения деятельности семейных фермерских хозяйств.

На первом этапе была создана экспертная группа, которая после нескольких заседаний разработала более-менее четкую позицию того, как в рамках действующего законодательства урегулировать деятельность фермеров-единоличников.

Ассоциации фермеров и частных землевладельцев относятся довольно скептически к предложениям, поданными Минагропродом. Однако они признают, что проблему статуса семейных фермерских хозяйств необходимо решать.

Президент Национальной ассоциации сельскохозяйственных консультационных служб Роман Коринец говорит о том, что слабое звено в диффузии семейных ферм - это власть, сделавшая мелкие сельскохозяйственные предприятия убыточными.

Роман Коринец сомневается в том, что законопроект приймут быстро и говорит о том, что не видит дальнейших перспектив развития семейного фермества в Украине с таким небрежным отношением правительства к данному вопросу.

«Власти говорят о том, что основа бизнеса - это семейные фермы. В таком случае почему государство возвращает 1,5 млн. гривен НДС агрохолдингам, а сельскохозяйственным дорадчикам с 2011 года не может вернуть даже 400 тыс.?», - задается вопросом Коринец. По мнению главы ассоциации, нескольких изменений в Налоговый кодекс и льготные программы для семейных ферм было бы достаточно.

В Украине существует доминирующая часть людей, которая занимается сельскохозяйственным производством, но они не являются сельхозпроизводителями, в этом и заключается парадокс.

Целая группа населения производит сельскохозяйственную продукцию для внутреннего рынка. Эта группа людей сегодня даже не имеет общего названия - хозяйства населения, домохозяйства или фермеры-единоличники. У них нет никакой социальной защиты и равных прав участника рынка.

Вопрос в том, как долго власть будет затягивать принятие жизненно необходимых реформ для сельских жителей и говорить о постепенном вступлении Украины в Европейский Союз, где не на слове, а на деле государство обеспечило достойные условия для фермеров.

agronews.ua


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/286894.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM