13 фев, 07:43
Особое место в растениеводстве группы компаний «УкрАгроКом» занимает сахарная свекла. Около 40% посевов этой культуры в Кировоградской области выращивается на полях компании, что на 85-90% обеспечивает работу Александрийского сахарного завода – важной составляющей корпорации.
О том, почему в прошлом году меньше фермеров посеялось свеклой, как минимизировать стрессы от применения химзащиты на эту культуру и каким будет будущее мелких и средних сельхозпроизводителей через 5 лет в эксклюзивном интервью Национальному агропорталу Latifundist рассказал директор по растениеводству группы компаний «УкрАгроКом» Дмитрий Васильев.
Latifundist: Какая доля земельного банка у вас отведена под выращивание свеклы?
Дмитрий Васильев: Из 75 тыс. га у нас 6 тыс. га находится под свеклой, то есть от 7 до 10% общей площади. Такие цифры связаны с нормами классического севооборота. Если взять прошлые 5 лет, то эта цифра максимально насчитывала 6,2 тыс га, меньше всего – 4,1 тыс га.
latifundist: Какие в прошлом году возникли сложности в период вегетации свеклы?
Дмитрий Васильев: В прошлом году для посева были очень хорошие условия. Можно сказать, даже идеальные. Чего не скажешь, предположим, о 2012 годе. Но для вегетации сильно навредила засуха. Полтора месяца основного вегетационного периода, когда накопляя сахар, растет корень (с начала июля и до средины августа), совсем не было дождей. Резюмируя, это был не самый плохой сезон для свеклы. Наиболее неблагоприятный для нее был 2007 год. Тогда только из-за пыльной бури у нас погибло 650 гектар свеклы.
Latifundist: А как с сахаристостью в вашей зоне?
Дмитрий Васильев: В конце августа сахаристость остановилась на уровне 18,5%, хотя были поля – даже больше 19%. Но после серии дождей она упала до уровня 16-17%. По этому показателю не самый богатый год, средняя сахаристость по году — 16,8%.Рекорда по выходу сахара побито не будет.
Свекла — очень сложная энергоемкая культура, требует и физической отдачи, и профессионализма.
Latifundist: У вас, как агронома, какие-то особенные подходы к выращиванию этой культуры?
Дмитрий Васильев: Свекла — очень сложная энергоемкая культура, требует и физической отдачи, и профессионализма. Та технология, которую мы используем на свекле, направлена не только на ликвидацию сорняков, но и на сохранения нормального состояния свеклы. Используем много средств защиты растений, однако стараемся минимизировать стрессы от их применения. Это самое сложное, что есть в свекле. Мне, как агроному, хочется вносить в основную обработку больше удобрений. Чтобы достичь максимальных результатов необходимо больше оригинальных средств защиты
Latifundist: Как боретесь с долгоносиками?
Дмитрий Васильев: Для тех, кто давно выращивает свеклу, это реальная проблема. Это ежедневный мониторинг, специалисты ходят и проверяют, насколько критична степень их заселения на полях. Если превышает – сразу вносим препараты. В этом году очень хорошо сработал препарат Протеус (Bayer – ред). Он не намного дороже китайских аналогов, но весьма достойный.
Latifundist: Какая урожайность наблюдается в последние 10 лет?
Дмитрий Васильев: Наша зона – это южный форпост выращивания свеклы. В последние 10 лет мы получаем порядка 50 тонн сахарной свеклы с гектара. При этом средняя сахаристость колеблется от 16,5 до 18,5%. На сегодняшний день можно получить показатели и выше. Для этого нужно больше вкладывать дополнительные средства. А это уже связано с экономикой страны.
Как ни прискорбно, с нынешними темпами можно потерять отрасль.
Latifundist: В прошлом году мы видим, что меньше фермеров посеялось свеклой. Почему?
Дмитрий Васильев: На эту культуру всегда не хватает денег. При этом от нас требуют, чтобы сахар не был дорогой. В итоге максимальные задачи, которые мы ставим — выйти в ноль или небольшой плюс. Как ни прискорбно, с нынешними темпами можно потерять отрасль. Причина еще и в том, что фермер не может позволить себе уборочную технику. Она очень энергоемкая и дорогая. Предположим у нас, техники, которая используется при выращивании, сборе, погрузке свеклы, где-то на 50 миллионов гривен. Это серьезная инвестиция, которую простой фермер не может позволить.
Не стоит забывать, что в нашей зоне сезон сбора свеклы заканчивается морозными днями. Я видел, как в Тернопольской области ее из-под снега доставали. Учитывая ценовую политику в государстве, а также эти моменты, фермер не склонен рисковать. И все же, несмотря на то, что свекла не очень популярная культура в Украине, она необходима для хозяйств. Во-первых, она тренирует профессионализм, это инвестиция в кадры. Во-вторых, свекла дает возможность получить хорошую прибыль (общую) с гектара. В-третьих, это производитель кислорода, один гектар свеклы вырабатывает кислорода почти как 11 гектар леса. Конечно, при этом важно не использовать препараты, которые не будут на 100 лет оставаться в земле.
Latifundist: Правда, что озимый рапс в севообороте конкурирует с сахарной свеклой?
Дмитрий Васильев: Да, но между ними достаточно 5 лет разрыва. Если меньше, то есть стойкие к свекольной нематоде гибриды, такие как «Коррида» (компания KWS). На полях, где он засеян, вы не увидите характерных для нематод «пятен».
Latifundist: Ваши агрономы ездили изучать опыт коллег по всему миру. Оцените профессиональную подготовку украинских и иностранных агрономов?
Дмитрий Васильев: Если взять украинского агронома, то его профессионализм на хорошем уровне. Возможно, он не такой хороший специалист в каком-то узком вопросе, предположим, фитопатологии. Но он знает, что делать с полем, и как получить хороший урожай. Конечно, в этом есть и минусы, так как в организационных заботах агроном теряет агрономический нерв и фокус.
Latifundist: Какие цели агрохолдинг ставит в ближайшие 5 лет?
Дмитрий Васильев: Поскольку я уже не агроном, который только ходит по полю, а и руководитель растениеводческого направления, у меня несколько задач. Во-первых, реализовать потенциал той зоны, в которой мы работаем, использовать осадки, солнечную инсоляцию. По-простому, повышение урожайности. Во-вторых, при всей интенсивности работы иметь инструменты, которые менее всего навредят экологии. Это, в свою очередь, будет отражаться на безопасности нашей продукции. В-третьих, себестоимость. Нужно не забывать об «эффекте пружины». Например, если где-то на свекле мы уже многое можем, здесь не нужно сильно нажимать, возможно, уделить больше внимания другим культурам.
Latifundist: А каким вы видите развитие мелких и средних сельхозпроизводителей через 5 лет?
Дмитрий Васильев: Через 5 лет урожайность в Украине можно умножить на 2. Как бы слабо не были вооружены фермеры, они в силу безысходности, держат нос по ветру. Уже стараются получать не просто урожай, а хороший и качественный урожай. Например, если у него и хуже сеялка, он все же старается ее использовать ее на меньшей скорости в нужном месте в нужное время. Это тоже имеет свой эффект.
Константин Ткаченко
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/281122.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM