11 дек, 14:30
Вначале необходимо несколько слов сказать о самом Соглашении. Инициатором проведения переговоров и подписания такого документа была не европейская сторона, а Украина. Причем именно Украина настаивала на том, чтобы по итогам переговоров была подписано Соглашение об ассоциации, а не другой документ. Почему это так важно? Потому что в 90-х годах именно соглашения об ассоциации были подписаны между ЕС и восточноевропейскими государствами, которые в 2004 году стали членами ЕС. Соглашения об ассоциации были ориентированы на интеграцию этих стран в ЕС, они способствовали проведению внутренних преобразований в этих странах.
До начала переговоров по ассоциации между Украиной и ЕС действовало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Оно не способствовало проведению в Украине институционных преобразований.
Начало новых переговоров было в 2007 году. На тот момент еще не было понятно, какой именно тип документа будет подписан в итоге. ЕС называл этот документ "новое усиленное соглашение". Украинская сторона придумала свой термин — "новый базовый договор". Только в 2008 году на Парижском саммите было принято решение, что документ будет Соглашением об ассоциации. В том же 2008 году после вступления Украины в ВТО начались переговоры о ЗСТ с ЕС.
Нужно обратить особое внимание, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС — крайне комплексный документ. Ранее ЕС ни с одной другой страной не подписывал столь сложное и всеохватывающее соглашение. Нельзя сравнивать соглашения, которые подписаны, к примеру с Египтом или Чили, и соглашение Украины с ЕС. Наше соглашение ориентировано на дальнейшую интеграцию Украины в Европу.
Вопросы, связанные с сельским хозяйством, были одними из самых сложных в ходе переговоров. Почему? Во-первых, аграрный сектор в Украине активно развивается. У него огромные перспективы, что понимают и в Европе.
Во-вторых, аграрная сфера в ЕС — одна из самых зарегулированных. Сложности переговоров состояли в том, что по всем позициям страны ЕС должны были сначала договориться между собой, а потом согласовать эту позицию с Украиной. Кроме того, аграрный сектор ЕС потребляет огромное количество разного рода субсидий и дотаций, на которые приходится до 50% бюджета союза.
Я уверен, что переговоры между Украиной и ЕС по аграрным вопросам можно считать позитивными для нас. Украинская сторона в них не проиграла. В случае подписания документа сельское хозяйство Украины не понесет убытков. Вспомните, когда Украина подписывала соглашение о вступлении в ВТО, нас тоже пугали. В реальности экспорт из Украины с момента подписания договора вырос в разы.
Что можно отнести к достижением договора? Во-первых, это недопуск на украинский рынок европейской продукции, на которую выделяются субсидии. Очевидно, что если бы такая продукция имела доступ на наш рынок, то отечественная продукция просто не смогла бы с ней конкурировать.
Второй момент — квоты. Распространенная точка зрения, что Украина получила в рамках Соглашения очень маленькие квоты. Они, конечно, небольшие, но являются "бонусом" к тем квотам, которые уже осуществляются в рамках ВТО. Конечно, квота в 20 тыс. тонн по экспорту свинины небольшая. Но раньше Украина вообще не могла экспортировать свинину на европейский рынок.
Важно понять, что квоты не являются константой. Наша задача — выполнить поставки в рамках этих квот и начать вести переговоры об их увеличении. Для увеличения квот нет необходимости вносить изменения в текст Соглашения. В рамках документа планируется создание нескольких исполнительных органов — Совет ассоциации и Комитет ассоциации, которые и будут иметь право вносить изменения в дополнения к тексту Соглашения.
При условии адаптации Украины к 59 регламентам и директивам ЕС в аграрной сфере украинская продукция получает полный доступ к рынку ЕС.
Много также говорится о возможных убытках украинских производителей после подписания Соглашения из-за проблем с поставками продукции в страны Таможенного союза. Но не все так однозначно. Возьмем, к примеру, кондитерскую отрасль. Украинские производители оценивают убытки от закрытия российского рынка в $500 млн в год. При этом, в случае подписания ЗСТ с ЕС украинские кондитеры за первый год смогут продать на европейском рынке продукции на 400 млн. евро. Получается, что мы сразу нивелируем убытки от проблем с поставкой продукции в Россию. Причем для украинской кондитерской отрасли европейский рынок откроется сразу после подписания Соглашения. Украинским компаниям не нужно будет проходить никакие дополнительные проверки.
Уже сейчас в бюджете ЕС прописано 1 млрд евро на помощь Украине на 2014-2017 годы. Конечно, это небольшая сумма, но она не окончательна. У Украины есть возможность получить грантовые ресурсы ЕС на модернизацию наших предприятий. А что еще более важно, Украина сможет получить кредиты на выгодных условиях, в том числе от Европейского инвестиционного банка.
Для аграрного рынка подписание Соглашения — это уникальный шанс, который нельзя потерять.
delo
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/279312.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM