В Украине умирает «сахарный» бизнес

29 окт, 08:23

Сладкое будущее Украины: когда пессимизм становится реализмом… В погоне за максимальной прибылью олигархический капитал походя играет судьбами миллионов граждан. Скупая и перепродавая крупные земельные массивы для выращивания экспортных культур, агрохолдинги сворачивают те направления, которые дают им меньше прибыли, прежде всего, производство сахара. В результате, целые сельскохозяйственный регионы, которые ранее жили за счет выращивания сахарной свеклы и ее переработки на местных сахарных заводах, остаются без работы, вымирают, разбегаются, деградируют.
 
Сообщения о том, что два крупнейших агрохолдинга страны решили отказаться от сахарного производства, последовали с небольшим временным интервалом. В начале ноября минувшего года об этом заявила фирма Kernel, которую связывают с депутатом-бизнесменом Андреем Веревским. А буквально недавно о том же поведали в агрохолдинге Sintal Agriculture. Характерная деталь: многочисленные эксперты, обслуживающие олигархию и кормящуюся от нее, вовсю загалдели в СМИ, обсасывая эту проблему с точки зрения прибыльности-убыточности бизнеса, но никто из этих “умников” не вспомнил о жителях целых районов, остающихся без средств к существованию, и о целых регионах с разваленной социальной инфраструктурой, державшейся на местных сахзаводах и сельхозпредприятиях.
 
Итак, холдинг Sintal Agriculture объявил о выходе из сахарного бизнеса. По сообщениям менеджмента фирмы, компания уже продала Пархомовский сахарный завод за 1,7 млн долл и приостановила работу Конгрессовского сахарного завода, чтобы достичь снижения общехозяйственных и административных расходов на 15%. В компании жалуются, что если раньше сахарный бизнес приносил до 30% выручки, то в прошлом году из-за перепроизводства сахара в целом по стране заводы работали на грани рентабельности, что и явилось причиной выхода из бизнеса. Что будет с ценами на сахар завтра, если все олигархи, прибравшие к рукам сахарные производства, решат “выйти из бизнеса” — бизнесменов не особо волнует, Равно как они не задумываются и о том, что завтра цены на сахар могут подскочить, но восстановить разваленное сахарное производство будет непросто, а то и вовсе невозможно. Фирмачей интересует одно — максимальная прибыль здесь и сейчас. Именно поэтому агрохолдинг сделает ставку на выращивание кукурузы, подсолнечника и сои — высокорентабельных экспортных культур.
 
Едва ли стоит напоминать, что при погоне за прибылью и несоблюдении севооборота соя, а особенно подсолнечник истощают землю. Но кроме того, для производства этих культур современными индустриальными методами требуется очень мало людей. В результате целые регионы остаются без средств для существования людей и поддержки социальной сферы.
 
Эксперты отмечают, что выращивание зерновых — менее капиталоемкий бизнес по сравнению с сахарным: инвестиции при выращивании сахарной свеклы оцениваются в 1000 долл на 1 га, а пшеницы — на уровне 500 долл на 1 га. Невыгодность же производства сахара объясняется тем, что в текущем году при внутреннем потреблении порядка 1,9 млн. т сахара с учетом переходящих индустриальных запасов прошлого года на уровне 350 тыс. т и производстве около 1,9—2 млн. т на рынке вновь будет излишек сахара, в результате чего текущие цены на рынке составляют 510 долл., а себестоимость — 600 долл. на 1 т. О том, чтобы сократить расходы на пиар-менеджеров, рекламистов, “логистиков” и прочую публику, фирмачи и думать не хотят. Намного проще — развались сахарное производство, которым Украина славилась еще с XIX века.
 
Аналогичная ситуация с сахарным производством агрохолдинга Kernel, но с той разницей, что эта фирма изначально не собиралась заниматься сахарным бизнесом.
 
Сейчас агрохолдинг является четвертым в Украине производителем сахара, обеспечивая 7%-ю долю рынка. В начале октября владелец холдинга Веревский заявил, что решил продать сахарные заводы, доставшиеся фирме при покупке другой компании — “Укррос”. Сахарный бизнес компании включает Чертковский (Тернопольская область), Пальмирский (Черкасская область) и Оржицкий (Полтавская область) сахарные заводы, а также предприятие “Цукрове” в Харьковской области. Суммарная мощность переработки этих предприятий — 22 тыс т свеклы в сутки. Эти активы Kernel получил с нагрузку, покупая “Укррос” в 2011 году, поскольку главной целью покупки были земли, принадлежавшие “Укрросу”.
 
В результате сделки, посевные площади Kernel увеличились в 2 раза — до 200 тыс га. Эксперты отмечают, что увеличение земельного банка было одним из требованием, взятым Kernel перед инвесторами для выхода внешний рынок заимствований IPO. Скупать небольшие хозяйства с земельными наделами — дело долгое и нудное. А тут подвернулся “Укррос” с долгами, которые эксперты оценили в 120 млн долл, а потому Kernel купил фирму с учетом долговой нагрузки всего за 60 млн долл, но это все равно недорого, ибо, по сути, купили землю, которая реально стоит намного дороже.
 
Поначалу доходность сахарного бизнеса была сопоставима с масложировым, достигая 25-30%. Но в 2011 году имело место перепроизводство сахара, и цены ругнули на 40%. К тому же, Аграрный фонд, обещавший выкупить 2/3 производимого Kernel сахара, от своих обязательств отказался, поскольку нашел дешевле. Аграробизнес и обслуживающие его эксперты жалуются, что если в 2009-2010 годах средняя валовая рентабельность сахарного бизнеса составляла 30-35%, то сейчас она снизилась до 15-20%. О том, как в 2009 году среди лета аккурат перед президентскими выборами олигархи и спекулянты взвинтили цены на сахар в рознице с 4-5 до 15 и более гривен, они предпочитают не вспоминать, а 15% рентабельности им, видите ли, мало. Как бы там ни было, но тот же Kernel, являющийся экспортоориентированной компанией, решил просто отказаться от производства сахара, которое ориентировано преимущественно на внутренний рынок. И так поступают многие агрохолдинги.
 
О том, что когда-то сахар был в Украине второй экспортной “твердой валютой” после пшеницы, уже никто не вспоминает. Главным потребителем всегда была Россия и страны Средней Азии, но эти рынки были утеряны еще на рубеже 1990-2000 годов, когда начался дерибан сахарных заводов. Восстанавливать присутствие Украины на внешних рынках сахара, похоже, никто не собирается.
 
Возможность того, что сахарные заводы Kernel купят другие холдинги — Astarta, Mria, Ukrlandfarming или региональные бизнесмены — представляется маловероятной. Исторически заводы строились посреди региона, где выращивают сахарную свеклу, чтобы сократить до минимума транспортные расходы и потери сахаристости при перевозке. Теперь эти земли либо разделены между мелкими собственниками и арендаторами, либо консолидированы холдингами, которые отказались от производства сахара. Поэтому велика вероятность, что заводы просто вырежут на металлолом.
 
Эксперты ожидают дальнейшей консолидации сахарного рынка в Украине. Ожидается, что стабильность наступит, когда вместо нынешних 69 сахарных заводов (когда-то их было около 150!) останется не более 40, и они будут производить не более 2 млн т сладкого продукта в год. Что после такого сокращения будет с людьми и регионами, никого не интересует. Равно как никого не волнует, что так называемая консолидация сахарного рынка ведет к тому, что прибыли и налоги оседают, в лучшем случае, в столичных офисах и бюджетах, а то и вовсе в оффшорах. Сельским регионам Украины остаются только нищета, разруха и вырождение…

 

politobzor.net


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/277912.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM