Украинская экономика будущего: пшеница вместо стали

27 окт, 22:53

В ближайшие годы агросектор станет одним из основных драйверов развития экономики, в то время как доля промышленного сектора, прежде всего базовых отраслей (металлургия и машиностроение) продолжит сокращаться. Кроме того, в Украине будет расти доля услуг и ускорится развитие IT-сектора и туризма.

 

 После периода активного экономического роста, с 2008 г. Украина вступила в фазу турбулентности, в которой краткие периоды подъема сменяются затяжными спадами. Из одного из экономических лидеров Восточной Европы и СНГ наша страна превратилась в аутсайдера. Слабость нынешнего положения Украины является и геополитической, и социальной проблемой, поскольку достойный уровень жизни населения может обеспечить только ускоренный экономический рост.

Ключевые проблемы страны хорошо известны – высокая зависимость от экспорта продукции с низким уровнем добавленной стоимости, подверженной циклическим колебаниям спроса и цен.

Преимущественно сырьевая направленность экспорта определяется устаревшей структурой экономики, в которой доминирующее положение занимают отрасли, выстроенные еще в советский период – черная металлургия и химпром. Гипертрофированная роль этих отраслей обусловила высокую материало- и энергоемкость нашей промышленности.

Есть ли у Украины возможности кардинально изменить вектор экономического развития? Как встроиться в экономику будущего, что необходимо для укрепления конкурентоспособности наших компаний на внутреннем и мировых рынках?

В Chatham House – одном из самых известных британских аналитических центров - подвели итоги развития мировой промышленности и подготовили прогноз на несколько десятков лет вперед. Эксперты выделили следующие тенденции мировой промышленности: производство становится сложнее и перемещается в развивающиеся страны, снижается доля промышленности в мировом ВВП. Во всех регионах мира выросла доля услуг в ВВП, что значительно усилило темпы роста. Доля сельского хозяйства сократилась.

Очевидно, эти тенденции будут оказывать влияние и на Украину, однако предварительный анализ показывает - в ближайшие годы агросектор, доля которого в западном мире неуклонно снижается, в нашей стране, наоборот, станет одним из основных драйверов развития экономики. Кроме того, при сокращении доли промышленного сектора одновременно будет расти доля услуг.

Структура экономики Украины – новые тенденции

Сегодня экономика Украины «застряла» на этапе индустриального уклада, пока развитые страны переходят или перешли к постиндустриальному укладу.

Процесс изменения структуры экономики и экспорта идет, однако исключительно под воздействием внешних факторов. Так, снижение роли ГМК в промпроизводстве и экспорте объясняется длительным спадом уровня спроса и цен на эту продукцию на мировых рынках. В то же время, высокие урожаи зерновых на фоне стабильно высокого потребления продовольствия в мире обусловили значительный прорыв с/х сектора, который в экспорте Украины по выручке уже практически сравнялся с продукцией ГМК.

Доли основных отраслей в ВВП Украины (2012 г.):

промышленность 32,8 %

сельское хозяйство 10,4 %

сфера услуг 56,8 %

 

Агропром

В Украине по итогам 2013 г. ожидается прирост валового производства сельского хозяйства на уровне 8% - лучший показатель среди всех отраслей экономики.

Говоря о средне- и долгосрочных перспективах, с уверенностью можно предположить, что агросектор будет только укреплять позиции в украинской экономике. Наша страна имеет ряд объективных преимуществ для развития сельского хозяйства:

• на Украину приходится треть пахотных земель Европы;

• высокое, по мировым меркам, качество сельскохозяйственных земель;

• благоприятный для развития большинства сельхозкультур климат;

• удобное географическое расположение Украины и наличие базовой инфраструктуры для мировой торговли;

• низкая стоимость производства с/х продукции.

К числу объективных негативных факторов, которые сдерживают развитие агросектора сегодня также относится климатический – в последние годы резко выросла нестабильность погодных условий (стали частыми весенние заморозки и летние засухи). Влияние климатического фактора можно снизить, однако пока наши урожаи сильно зависят от прихотей погоды.

Среди субъективных факторов для сельского хозяйства – дефицит оборотных средств у большинства хозяйств, устаревший физически и морально парк агротехники, устаревшие технологии, проблемы логистики, дефицит современных мощностей для хранения и переработки продукции, вследствие чего Украина теряет от 10 до 20% урожая.

Быстрейшее решение этих проблем позволит нашей стране поднять урожайность, снизить зависимость от климатических условий, сделать агросектор более эффективным и конкурентоспособным. Глобальный спрос и цены на с/х продукцию в ближайшие будут расти достаточно быстро, чтобы обеспечить достаточный рынок сбыта для ожидающегося в Украине увеличения сбора сельхозкультур.

Следует отметить, что в последние 3-4 года сельское хозяйство не испытывает дефицита внимания как со стороны инвесторов, так и со стороны правительства (деятельность которого пока не создает излишних проблем рынку).

В секторе уже сформировался ряд крупных отраслевых или многоотраслевых холдингов, ряд из которых успешно привлекли/привлекают средства мировых финансовых рынков.

Кроме того, в агропром из других отраслей «зашли» крупные инвесторы, решив воспользоваться имеющимися налоговыми преференциями и более высокой отдачей капитала.

Доля сельского хозяйства в структуре ВВП страны уже достигла 12%, и уже в ближайшие годы может вырасти до 20%.

По мнению директора Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине Шевки Аджунера, сельское хозяйство станет локомотивом развития Украины, если отрасль сконцентрируется на дальнейших стадиях в процессе переработки вместо первичного производства продукции.

В целом, развитие агросектора будет способствовать притоку инвестиций и в ряд сопутствующих секторов экономики – строительство (инфраструктурные проекты, мощности по доставке, хранению и переработке), машиностроение (производство агротехники и перерабатывающего оборудования), химия (удобрения).

Химпром

Химическая промышленность страны с началом постоянного удорожания природного газа начала терять конкурентоспособность и на сегодня во многом утратила позиции на мировых рынках. Более того, импорт удобрений в Украину за последние 5 лет вырос в среднем в 2 раза.

По итогам 2012 г. объем импорта удобрений в Украину в денежном выражении вырос на 7%, тогда как экспорт уменьшился почти на 2%.

В текущем году показатели внешней торговли несколько улучшились – в связи с ростом цен на ряд видов удобрений на мировых рынках. За 1-е полугодие 2013 г. экспорт продукции химпрома вырос на 5%, импорт, в свою очередь, также сократился на 5%.

В настоящее время около 52% продукции украинского химпрома уходит на экспорт, большую часть которого составляют удобрения и диоксид титана.

Если по поставкам пигментного диоксида титана прогноз по экспорту достаточно благоприятный (эта продукция не производится во многих странах СНГ, крупным потребителем является Россия), почти аналогичная ситуация по ильмениту, то экспорт минеральных удобрений из Украины в среднесрочной перспективе, очевидно, будет снижаться. Внешние поставки наших химпредприятий сильно зависят от ценовых колебаний на мировых рынках. В периоды снижения цен, в частности, азотных удобрений (высока доля природного газа в себестоимости), украинская продукция становится неконкурентоспособной, проигрывая на мировых китайской, российской и пр. Учитывая, что в будущем шансы обеспечить для отрасли стабильные поставки природного газа по приемлемым ценам невысоки, данный сектор отечественной химпромышленности обречен на сокращение объемов производства.

Тем не менее, отечественный химпром имеет все возможности для дальнейшего развития в опоре на внутренний рынок. Ускоренное развитие агросектора обещает хорошие перспективы и для сектора производства удобрений.

По оценкам экспертов, рынок минеральных удобрений Украины в 2017 г. по сравнению с 2012 г. увеличится в 1,7-2 раза. Рост потребления удобрений произойдет как за счет увеличения потребления на 1 га (на 35-40%), так и за счет увеличения пахотных земель (с 18,7 млн. га до 25,4 млн. га).

Снизит объемы производства, однако в целом сохранит позиции коксохимия – подотрасль, обеспечивающая коксом метпредприятия Украины (плюс поставки на экспорт). Спрос на кокс со стороны ГМК будет снижаться, однако компенсировать это можно за счет наращивания поставок на экспорт и потребителям литейного кокса.

Растущее давление внешних и внутренних факторов сделает отечественный ГМК эффективнее и намного компактнее, аналогичные изменения ждут и машиностроение, в котором сохранит конкурентоспособность лишь несколько секторов.

По данным Госстата, в 2012 г. доля металлопродукции в экспорте Украины упала до многолетнего минимума в 27,5% (вместе с поставками за рубеж руд и шлаков доля продукции ГМК – 32%). При этом наиболее высокой остается доля поставок полуфабрикатов углеродистой стали – продукции, на изготовление которой расходуется львиная доля сырьевых и энергоресурсов отрасли, а стоимость ее ниже, чем у готового проката.

В 2012 г. доля агропродукции (АПК и пищепром) в экспорте Украины увеличилась до 26%. Основными товарами в украинском экспорте продовольствия в 2012 г. были подсолнечное масло ($4 млрд.), кукуруза ($3,9 млрд.) и пшеница ($2,4 млрд.).

Доля машиностроения в экспорте за минувший год несколько выросла – до 19% (преимущественно за счет роста поставок железнодорожной техники и комплектующих в Россию и Казахстан), доля химической продукции осталась на уровне 9%.

Доли основных отраслей в экспорте Украины (2012 г.):

ГМК 32%

АПК и пищепром 26%

Машиностроение 19%

Химпром 9%

Прочие 14%

 

Металлургия

Украинская черная металлургия в 2008 г. вошла в период затяжной депрессии, в ходе которой краткосрочные улучшения конъюнктуры сменяются длительными спадами спроса и цен. Основные проблемы отрасли:

• высокий износ основных фондов;

• низкий уровень инвестиций;

• высокая (до 80%) зависимость от экспорта;

• полуфабрикатная ориентация экспорта;

• высокая конкуренция на рынке готового проката;

• отсутствие программ значимого расширения внутреннего рынка;

• дефицит востребованных видов проката для отечеств. потребителя;

• дефицит коксующегося угля и необходимость дополнительных вложений в повышение качества железорудного сырья.

С середины 90-х черные металлы и изделия из них занимали доминирующую позицию в структуре украинского экспорта, обеспечивая 35-40% промышленного производства, до 40% валютных поступлений.

Однако после кризиса 2008/2009 гг. и последующей стагнации мировых рынок металлопродукции роль отрасли как генератора промышленной продукции и источника притока долларов в страну неуклонно падает.

По данным Госстата, в 2012 г. доля металлопродукции в экспорте Украины упала до абсолютного минимума в 27,5% (вместе с поставками за рубеж руд и шлаков доля продукции ГМК – 32%). При этом наиболее высокой остается доля поставок полуфабрикатов углеродистой стали – продукции, на изготовление которой расходуется львиная доля сырьевых и энергоресурсов отрасли, а стоимость ее ниже, чем у готового проката.

В 2013 г., по предварительным оценкам, объем поступлений от экспорта металлопродукции будет ниже, чем от поставок продукции агросектора.

И в будущем рынки сбыта для украинских металлургов будут только сужаться под давлением конкуренции со стороны компаний из России, Китая, Бразилии, Индии, продукция которых более конкурентоспособна либо по уровню затрат, либо по качеству.

Под влиянием этих факторов наша металлургия сократится в масштабах (часть мощностей будет закрыта), оставшиеся предприятия, пройдя модернизацию, будут конкурировать в нескольких нишах (п/фабрикаты, арматура, г/к лист) на смежных с Украиной рынках.

Вместе с тем, имея такие преимущества как большие запасы ЖРС и доступ к морю (при совершенствования портовой инфраструктуры) Украина может укрепить позиции в качестве экспортера руды.

Машиностроение

Сегодня очевидно, что уже через 5-10 лет украинское машиностроение будет сильно отличаться от тогоогромного многоотраслевого комплекса, который обеспечивал машинами и оборудованием половину СССР.

Сравнительно жизнеспособны сектора тяжелого машиностроения, ориентированные на производство продукции для углепрома, металлургического сектора, оборонного комплекса, ракетно-космической отрасли, двигателестроение, вагоностроение.

В будущем сохранит конкурентоспособность украинское энергетическое машиностроение, встроенное в проекты строительства и модернизации энергомощностей в странах экс-СССР и ближнего зарубежья.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение почти «мертвы», однако, учитывая растущую потребность в агротехнике, есть все возможности выпускать наиболее простую технику для полей, а также массово собирать импортную технику.

Автомобилестроение имеет преимущественно «отверточные» перспективы (плюсь производство автозапчастей), судостроение сократится до 2-3 компаний, которые будут производить корпуса суден.

Перспективы авиастроения пока неясны. Если в ближайшем будущем будут найдены рынки сбыта и инвестиции для производства новых моделей самолетов, авиапром сможет сохранить позиции в отдельных нишах (среднемагистральные пассажирские и транспортные самолеты).

Приборостроение и станкостроение сузится до нескольких предприятий, обслуживающих потребности других жизнеспособных отраслей.

Энергетика

Перевод части энергетики с газа на уголь или комбинированное топливо поможет снизить себестоимость электроэнергии и поддержать углепром.

Тем не менее, в будущем стабильность энергосектора страны, как и сейчас, будет обеспечивать атомная энергетика. Важной проблемой здесь является монопольная зависимость от поставок из РФ ядерного топлива, несмотря на то, что уран для него добывается именно в Украине.

При условии инвестирования в обновление линий электропередач страна может задействовать потенциал ядерной энергетики полностью, укрепившись как крупный экспортер электроэнергии в Европу (прежде всего, в Центральную и Восточную), где в связи с ограничением развития АЭС ожидается дефицит энергомощностей.

Хорошие перспективы развития имеет в Украине альтернативная энергетика (энергия солнца и ветра, а также производство биотоплива). Для этого нужно наладить производство (или в худшем случае, беспошлинный импорт) необходимого оборудования и предоставить льготы для использования энергии, выработанной в этом секторе.

Сектор услуг и «новые» отрасли

Экономика Украины приближается к стандартам западных экономик, где преобладающую долю в структуре ВВП занимает сфера услуг. С 1990 по 2012 г. доля услуг в ВВП Украины выросла с 30% до 57%, показав набольшую динамику развития среди всех секторов экономики.

Увеличение роли сектора услуг стало возможным благодаря структурным изменениям, произошедшим в экономике. В последние годы рост оборота розничной торговли и объемов услуг в сферах здравоохранения, финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом, аренды и инжиниринга составляет значительную часть прироста реального ВВП.

В числе перспективных для будущей экономики Украины следует выделить IT-сектор, который на сегодня занимает четвертое место в структуре экспорта услуг. В нашей стране многие ВУЗы готовят программистов, в сочетании со сравнительно низкой стоимостью рабочей силы это составляет важное конкурентное преимущество для современного рынка. При условии поддержки IT-сектора со стороны государства его доля в ВВП страны может вырасти с 1 до 5-10%.

Все возможности для быстрого развития имеет туристический сектор, его доля в ВВП в 2012 г. уже составила 2,2%. Открыв миру свои исторически памятники, морское побережье и горнолыжные курорты, Украина могла бы увеличить долю туризма в ВВП вдвое-втрое. Необходимыми условиями для притока туристов является кардинальное улучшение транспортной инфраструктуры и гостиничного сервиса.

 


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/277857.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM