Последствия введения в Украине налога на денежные переводы

13 окт, 23:57

Все большим уважением пользуются теории и доводы, что денежные переводы могут увеличить доходы бюджета через их непрямое налогообложение. Благодаря значительному потребительскому и инвестиционному эффекту переводов увеличиваются продажи товаров и услуг, приобретенных на полученные переводы. Денежные переводы в Украину продолжают расти. По данным НБУ, за I полугодие 2013 года объем переводов через системы без открытия счета (типа Western Union) достиг $2,2 млрд. Через корсчета банков поступило еще почти столько же.

Поэтому в целом за 2013-й ожидаем роста переводов до $8,2-8,5 млрд (в 2012 году – $7,5 млрд). В Украине уже несколько раз поднимался вопрос налогообложения денежных переводов. Казалось бы, ответы уже давно даны. Во-первых, Украина подписала международные договоры об избежании двойного налогообложения с более чем 60 странами (в которых работает 90% украинских мигрантов). Во-вторых, согласно Налоговому кодексу, от налогообложения освобождаются средства, полученные гражданами Украины от членов семьи, которые относятся к I группе родства (родители, супруг/супруга, дети), а также доходы, полученные инвалидами I группы, сиротами, детьми без родительской опеки. Исследования показывают, что до 90% переводов украинцы получают от родственников-мигрантов. А средняя сумма перевода в $650 подтверждает, что деньги поступают для поддержания нормальных условий жизнедеятельности этих домохозяйств.

До 90% переводов украинцы получают от родственников-мигрантов. А средняя сумма перевода в $650 подтверждает, что деньги поступают для поддержания нормальных условий их жизнедеятельности И третье. Логично предположить, что отправители переводов (а они – основные владельцы пересылаемых средств) не пользуются теми благами, на создание и содержание которых собираются налоги (дороги, безопасность, общественный порядок, образование и т.п.). Но интерес к теме налога на переводы не утихает. Мы проанализировали опыт тех стран, которые пошли на этот шаг. В итоге обнаружили пять негативных последствий таких действий.

№ 1. Сокращение объемов переводов через финансово-банковскую систему и рост доли «серых» каналов Объемы переводов официальными каналами резко сокращаются именно в период действия налога. Например, во Вьетнаме в 1996 году был 5%-й налог на переводы. За год объем переводов сократился вдвое, рост возобновился только после отмены налога в 1997-м. В Таджикистане до 2002 года действовал 30%-й налог на переводы. Его отмена привела к росту официальных переводов в три раза за два года. Недавний пример – Гаити: после введения налога в 1,5% от суммы перевода в 2011 году их официальный объем упал на 3,4% в 2012-м. На Филиппинах в 2010 году ввели налог в размере $0,73 за каждые переведенные $500. Но и его быстро отменили, чтобы не «спугнуть» переводы официальными каналами. Некоторые страны взимают налог с переводов по базовой ставке (привязанной к подоходному налогу или НДС). Это тоже ведет к «тенизации» каналов переводов. Например, в Польше официальные переводы падают пятый год подряд. Опрос польских мигрантов в Чехии подтвердил, что только 50% из них используют официальные каналы для отправки денег на родину. Остальные – курьеров, водителей автобусов, поездов, знакомых или накапливают и везут сами.

№ 2. Накопление доходов украинских мигрантов в странах трудоустройства Введение налога приведет к тому, что мигранты начнут меньше переводить – лишь ту сумму, которая нужна на текущие нужды. А опросы показывают, что только 50% переводов идут на текущее потребление – остальные распределяются на товары длительного пользования, сбережения и инвестирование. То есть до половины переводов может не поступить в Украину вообще, а осесть и работать на другую экономику. Всемирный банк в 2009 году подсчитал, что украинские мигранты и диаспора ежегодно накапливают за границей около $10 млрд (в разных типах активов). Соответственно, при введении налога эта цифра только увеличится. В лучшем случае мигранты будут накапливать часть денег, чтобы привезти их самостоятельно. То есть значительная часть потенциальных переводов попадет в экономику Украины с опозданием.

№ 3. Появление спроса на услуги офшорного банкинга Такой налог приведет к сокращению, в первую очередь, крупных трансфертов, так называемых бизнес-переводов. Владельцам этих средств в определенный момент может стать выгоднее разместить деньги в банке, предлагающем услуги offshore banking. Это подразумевает зачисление средств в одну из около 30 офшорных зон со специальным налоговым режимом для текущих и срочных счетов. В Европе самые популярные гавани: о. Мэн и о. Джерси. Практически все крупнейшие банки мира (HSBC, Barclays, Lloyds TSB и др.) имеют так называемые подразделения offshore banking для оказания услуг по минимизации налогообложения переводов и накоплений своих клиентов. Они открыто «охотятся» за деньгами иностранцев и особо не требовательны к подтверждению происхождения средств. Многие из них предлагают консультирование по оптимизации налогообложения. То есть деньги, опять-таки, пойдут не в Украину, а в третью страну.

№ 4. Появление перекосов в статистике Введение налога на переводы приведет к смене каналов и способов, по которым деньги будут заходить в Украину. Резко возрастут объемы платежей по статьям «туризм», «инвестиции», «иностранные займы» и т. д. – по всем тем, где нельзя будет «прицепиться» и обложить переводы налогом. Фактически, с переводами мы получим такую же перекрученную статистику, что и с прямыми иностранными инвестициями. В 2012 году 90% из $5,1 млрд всех таких инвестиций (в форме акционерного капитала) поступили из Кипра, но всем известно, как эти инвестиции «попали» на Кипр. Соответственно, это приведет к перекосам в макроэкономических и социальных показателях, особенно регионов страны.

№ 5. Сокращение налоговых поступлений в бюджет Если денежные переводы в страну сокращаются, это сразу ведет к уменьшению потребления населением (переводы имеют ярко выраженный потребительский характер), соответственно, уменьшатся налоговые поступления от продажи товаров и услуг. Исследования МВФ показывают, что в странах, где доля переводов к ВВП 10% и более (в Украине примерно столько же), изменение объемов переводов существенно влияет на объемы налоговых поступлений. Это подтвердил кризисный 2009 год. На примере 10 стран Ближнего Востока и Средней Азии эксперты вычислили, что снижение переводов на 12% в 2009-м привело к уменьшению доли налогов в бюджетных поступлениях на 15%. В Грузии падение переводов на 17% привело к уменьшению налоговых поступлений на 20%. В Таджикистане падение переводов на 23% привело к «обвалу» налоговых поступлений на 56% (в этой стране переводы достигают 50% ВВП).

Бюджету в помощь

Все большим уважением пользуются теории и доводы, что денежные переводы могут увеличить доходы бюджета через их непрямое налогообложение. Благодаря значительному потребительскому и инвестиционному эффекту переводов увеличиваются продажи товаров и услуг, приобретенных на полученные переводы. В некоторых регионах мира перевод в $2 создает спрос на $1 товаров и услуг. А это существенно увеличивает и налоговые поступления. Специалисты МВФ и CERDI (Французский центр исследования международного развития) утверждают, что лучше всего увеличение сборов в бюджет проявляется через НДС – рост доли этого налога в общей структуре поступлений в бюджет коррелирует с ростом денежных переводов. Молдова и Таджикистан – яркие примеры того, как переводы помогают наполняться местным и национальным бюджетам. В СНГ у этих стран самая высокая доля НДС в структуре налоговых поступлений в бюджет – от 40 до 50%.


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/277486.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM