24 авг, 08:03
К своему удивлению, Украина за последние восемь лет выстроила рынок нефти и нефтепродуктов, фактически независимый от России. Ценой разрыва нефтяной пуповины стала украинская нефтеперерабатывающая отрасль, которая, надо сказать, “легла” не без помощи российских нефтяных компаний. Было это частью кремлевской политики или результатом отсутствия должного внимания к этой индустрии со стороны властей украинского государства, сказать однозначно сложно.
Но по факту страна обладает диверсифицированным рынком моторного топлива, о котором может лишь мечтать, например, в газовой сфере.
Не вызывает сомнений, что если бы наша страна была запитана на российскую нефть, как это было до 2005 г., именно с “топливного” фронта началась бы развязанная в текущем августе Россией торговая война. Ранее Украина на 90% зависела от российских нефтяных поставок и была вынуждена буквально молиться на Москву, ежеквартально ожидая утверждения графика поставок нефти.
Так уж случилось, что нам удалось избежать жесткой “дрессировки” в нефтяной сфере, ее мы прошли в 2009 г. с природным газом. Но перед глазами есть не один пример усмирения соседей нефтью. В 2007 г. неожиданно сломался нефтепровод, десятилетиями снабжающий российским сырьем литовский нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе. По странному стечению обстоятельств, произошло это после того, как российские компании проали приватизационный конкурс по продаже контрольного пакета НПЗ польскому концерну Orlen. Не работает трубопровод до сих пор, кто бы какую помощь в его починке ни предлагал. К счастью, литовцы дальновидно соорудили ранее морской терминал в Бутинге, который и стал альтернативным источником поставок нефти для НПЗ.
К слову, есть такой же “бронепоезд на запасном пути” и у поляков — в Гданьске. Хотя поставки российской нефти идут в Польшу исправно. Пока.
Более свежий и близкий пример — Беларусь. Введение пошлин и угрозы урезать графики по поводу и без — это стиль работы братских народов в рамках Таможенного союза. Сейчас дошло до того, что на период нехватки бензина российское правительство добилось от Минска фактического контроля над экспортом нефтепродуктов, принадлежащих белорусам. В ближайшие пару месяцев особо больших объемов из Беларуси не ждали по причине ремонта на крупнейшем Мозырском НПЗ. Но теперь, видимо, об этом направлении стоит вообще забыть.
Кстати, белорусы тоже пробовали соскочить с российской нефтяной иглы. В 2010 г. в знак протеста против очередных выходок “партнеров” они начали поставки венесуэльской и азербайджанской нефти через балтийские и черноморские порты. Долго это не продлилось, но своеобразный результат был достигнут — на 2011 г. был подписан весьма выгодный для белорусов договор с Москвой по поставкам нефти.
Рынок против монополизации
Построение диверсифицированного нефтяного рынка Украины началось с того, что в этой отрасли еще в 90-х годах прошлого столетия началась работа по рыночным принципам, без каких-либо “ных” договоренностей, как с природным газом. Плати рыночную цену и будешь с ресурсом — такой незатейливый механизм выработал иммунитет сначала у украинских НПЗ, а потом и у других участников рынка.
Господство украинских НПЗ, о котором с ностальгией до сих пор вспоминают некоторые чиновники, базировалось не на технологическом и логистическом превосходстве, а на использовании схем по неуплате акцизов на нефтепродукты и НДС на импортную нефть. Об этом, кстати, хорошо знает нынешний министр энергетики Эдуард Ставицкий, имеющий большой опыт работы на рынке нефтепродуктов. В результате конкурировать с продукцией украинских НПЗ топливу извне было нереально, поэтому его фактически и не было. Схемы по акцизу тогда пресек Л.Кучма, по НДС — Ю.Тимошенко (в 2005 г.). Создание равных условий для внутренних производителей и импортеров привело к постепенному выравниванию ситуации, конция стала строиться не только по цене, но и по качеству.
Отсутствие экономики переработки и повышение требований к качеству привели к остановке Надвирнянского, Дрогобычского и Херсонского нефтеперерабатывающих заводов. Это была первая фаза, когда предприятия выпали с рынка в силу объективных факторов. Вторая фаза была уже иного рода. Лисичанский и Одесский НПЗ покинули рынок в 2012-м и 2010 г. соответственно из-за вернувшихся схем по уходу от налогообложения, но уже при ввозе импортных нефтепродуктов. В строю остался только Кременчугский НПЗ “Укртатнафта”, который, впрочем, россияне отрезали от трубопроводных поставок после рейдерского захвата завода группой “Приват” и выдворения с предприятия российской “Татнефти”.
Каким бы печальным и неправильным не был такой исход, рынок получил очень хороший урок и закалку. Поломка на одном заводе в период посевной или уборочной до 2005 г. мгновенно приводила к панике, Леонид Кучма несколько раз лично договаривался с лидерами государств и нефтяных концернов о дополнительных поставках нефтепродуктов. С 2005-го рынок не знал ни одного случая нехватки бензина или дизтоплива, хотя были форс-мажоры, когда рынок одновременно покидали поставщики 50% топлива. Однако за счет альтернативных источников поставок пройти кризисные месяцы удавалось без видимых признаков проблем. Например, в течение первого полугодия 2013-го Украина получала нефтепродукты с более чем десяти зарубежных направлений и двух внутренних (см. рис.).
Единственной проблемой нынешней гибкой системы нефтепродуктообеспечения является отсутствие обязательств у поставщиков по созданию какого-либо резерва на случай непредвиденных ситуаций. В Европе действует норматив по поддержанию 90-дневного запаса сырья и топлива, но в Украине можно было бы начать с двухнедельного запаса.
С марта 2012 г., когда остановился ЛИНИК (Лисичанский НПЗ), в Украину не поступило ни тонны российской нефти. Как видим, особой трагедии не случилось, хотя десять лет назад такой сценарий был бы апокалипсическим. Да, из-за отсутствия достаточной собственной добычи Украина остается импортозависимой страной в нефтяной сфере. Но если все равно нужно завозить, то уж лучше по разветвленной диверсифицированной схеме, чтобы не зависеть от монополиста. К тому же кто сказал, что сибирское сырье покинуло Украину навсегда? Ожидаемый в грядущем сентябре запуск Одесского НПЗ и Лисичанского НПЗ весной следующего года произойдет на российской нефти. (В свете последних событий насчет Лисичанска уверенности уже нет. Источники не исключают, что “Роснефть” может использовать завод для расшатывания ситуации в “региональной” Луганской области).
Однако как бы ни менялась структура рынка, уже доказано на практике: открытая модель рынка гарантирует наличие топлива по рыночным ценам при любых условиях. Это важно знать нашим властям и важно показывать властям и компаниям российским, которые часто считают, что без их нефти и газа нет жизни на земле. В свою очередь, закрытый рынок, такой, как российский, уже третий год кряду сталкивается с нехваткой и, как следствие, с ростом цен на нефтепродукты в периоды сезонного спроса. И это при том, что мы говорим о крупнейшей нефтедобывающей стране планеты.
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/276478.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM