09 янв, 21:01
С 1 января 2013 г. вступил в силу закон Украины "О государственном земельном кадастре" - основе учета земельных участков, пишет советник AstapovLawyers International Law Group Иван Трофименко на страницах Forbes.
Все последние 10 лет с момента принятия нового Земельного кодекса именно отсутствие налаженной системы учета и регистрации земельных участков создало больше всего проблем землевладельцам и землепользователям в Украине.
Теперь функции регистрации и учета земельных наделов будет выполнять кадастр. Обеспечивать постоянную работу единой базы земельных участков призваны кадастровые регистраторы. Они будут принимать документы, выдавать извлечения и справки и делать это в законодательно установленные, к слову, достаточно ограниченные сроки. На то, чтобы предоставить собственнику участка извлечение из кадастра, регистратору отводятся сутки. Отсчет идет с момента подачи заявления – работать регистраторам придется оперативно.
Основания для отказа в предоставлении справки достаточно ограниченны. Так что, отстояв очередь, шансы получить извлечение будут высоки.
Второй момент – с 1 января также ушел в прошлое институт государственной регистрации сделок с земельными участками. Теперь обязательной государственной регистрации подлежат права, а не трансакции. Раньше при купле-продаже земли нотариус заверял сделку и проводил ее государственную регистрацию. После этого необходимо было идти в кадастр, чтобы там поставили отметку о переходе права собственности. С нового года проблем стало меньше ровно в два раза. Теперь нотариус после заверения сделки сразу же сам вносит изменения в реестр имущественных прав.
Помимо сокращения организационных трудностей, это ускоряет вступление в право собственности на землю – теперь оно возникает сразу же после совершения сделки и внесения данных о новом собственнике в реестр. Эти же правила применимы к договорам аренды земли. Государственной регистрации будут подлежать только права аренды, а сам договор регистрировать необходимости уже нет.
Третье – с 1 января 2013 г. преданы забвению и государственные акты на право собственности на землю. Не стоит пугаться, надлежащим образом оформленные и зарегистрированные акты действительны без ограничений во времени. Но новые акты выдаваться не будут. Их заменят на свидетельства о праве собственности. Выдавать эти свидетельства и вести реестр имущественных прав на недвижимое имущество будет Укргосреестр.
Выглядит процедура следующим образом. После формирования участка и предоставления данных в Укргосреестр вы получите свидетельство о праве собственности. Укргосреестр будет функционировать чаще всего по месторасположению местного управления Минюста. Он же заменит и БТИ в вопросе регистрации прав на квартиры, здания и прочие объекты недвижимости, отличные от земельных участков.
Ключевым элементом во всех этих нововведениях станет взаимодействие кадастра, Укргосреестра и нотариусов. Все стороны получат доступ к единым данным об объекте, правах на него, ограничениях его использования или распоряжения им. В идеале это должно упростить процедуры регистрации, сделать их опера тивнее и дешевле.
Спустя неделю рано говорить о прелестях новой системы. Одно можно сказать точно – не позавидуешь тем, кто столкнулся с оформлением прав в переходный период.
На первом этапе обкатки системы возможны заминки и форс-мажоры. Будут задержки, связанные с отсутствием опыта работы с новой системой, отсутствием части норм, которые будут покрывать все нюансы, присущие процессу формирования участков и их оборота.
Но в перспективе все эти нормы или разъяснения Минюста появятся, и тогда можно будет ощутить полноценный эффект нововведений. Уверен, что он будет положительным.
Источник proagro
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/271780.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM