Катастрофы больших систем
25 авг, 07:00
Какой самолёт надёжнее, одномоторный или четырёхмоторный? Обычно думают, что четырёхмоторный. Он же может, как рекламируют, совершить посадку при одном или двух исправных двигателях. Однако вероятность отказа, какой-либо детали у одного из двигателей у четырёхмоторного самолёта в 4 раза выше, чем у одномоторного. Обычно отказ одной детали двигателя самолёта, за редким исключением, сопровождается последствиями опасными для всего объекта. Часты катастрофы от птиц, захваченных воздухозаборниками одного из двигателей самолёта.
Характерный пример: отказ одного из агрегатов Саяно-Шушинской ГЭС привели к техногенной катастрофе и повреждению 8 агрегатов этой ГЭС. Все агрегаты оказались взаимно зависимы. Если бы проектировщики обеспечили автономность агрегатов и их автоматики, то не потребовалось бы громадной стоимости восстановительных работ и времени. Появление вибрации перед выходом агрегата ГЭС из строя, говорило о нарушении балансировки агрегата или разрушении мест его крепления, пишет sunhome
Ещё пример. Несколько экспериментальных запусков громадной советской ракеты, для доставки экипажа на Луну не увенчались успехом, как правило, из-за отказа одного из нескольких десятков двигателей ракеты. Был бы один, вероятность успешного запуска увеличилась бы пропорционально числу двигателей. У ракеты Энергия-Буран число двигателей оказалось оптимальным. Оптимально число двигателей у королёвской семёрки. Хотя всё же желательно сократить их число. Две катастрофы американских Шатлов, вызваны неисправностью одного из двигателей. Был лавинообразный отказ и повреждение энергосистемы США при отключении одной из электростанций.
Дублирование или резервирование агрегатов часто вступает в противоречие с надёжностью всего объекта. Проектировщики обычно бездумно увеличивают число параллельно работающих взаимосвязанных объектов, хотя почти всегда возможно каждый объект спроектировать автономным, так, чтобы отказ этого объекта не приводил к отказу всей системы.
Отказ громадных очистных сооружений мегаполисов может привести к экологической катастрофе. Гораздо безопаснее распределение функций по нескольким автономным сооружениям. В этом случае резервирование вполне функционально оправдано.
Ещё вопрос. В каком автомобиле меньше вероятность получения травм при лобовом столкновении? В более тяжелом за счёт более лёгкого. Однако, тяжесть последствий при автомобильных катастрофах пропорциональна квадрату скорости движения, что следует из известной формулы энергии движущегося тела ½ mv ² .
Во многих странах для экономии времени пассажиров проектируются скоростные поезда. Хотя эта экономия может легко обернуться потерей жизни пассажиров. Ясно, что более опасен скоростной поезд, а ещё опасней самолёт, когда вероятность выжить при авиакатастрофе близка к нулю.
Бесконечно справедлива древняя русская поговорка «Тише едешь дальше будешь». Торопливые сторонники экономии времени добавляют «от того места куда едешь». Абсолютно надёжной техники не бывает. Вот и выбирайте транспорт.
Выбор автомобиля. Что уравнивает мощную иномарку с жигулёнком первой модели?
Что 300-сильный двигатель иномарки, что 50-сильный жигулёнок разгоняются до 100 км/в час примерно за одно и то же время - 10 сек. Правда жигулёнку придётся потрудиться, стартовать со 2-й передачи на высоких оборотах с пробуксовкой сцепления. Только одна из современных моделей укладывается в 4-5 сек. Зачем же платить больше за автомобиль и высокий расход топлива?
Нужны ли высотки? Какой основной недостаток проектируемого высотного здания Газпром-Сити (Охтинской Иглы) в С.-Петербурге? Или любого другого небоскрёба. На подобные высотные сооружения сразу начинает действовать закон энтропии: вероятность падения (разрушения) неустойчивого сооружения гораздо выше приземистых сооружений.
А вот резервирование или многократное повторение измерений всегда повышает точность. Можно ли измерить, например, расстояние от Москвы до Питера с точностью до 1см с помощью автомобильного спидометра, цена деления у которого 10м ? Обычно считают, что невозможно. Можно, но надо проехать это расстояние громадное количество раз при условии, что погрешность измерения подчиняется закону случайных чисел. Средняя величина и даст высокую точность.
Метод статистической обработки только достоверных сигналов, за исключением случайных выбросов, защищен патентом ряда стран, включая США и Россию, и используется в навигационных системах и радио высотомерах.
E-NEWS
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/264247.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM