Баня - влияние на организм, как париться по научному и подстерегающая опасность

29 фев, 16:59

Благотворное физиологическое влияние бани не только в хорошем про­греве, но и в применении контрастных температур. После парилки охлажда­ются под холодным душем, лучше — в бассейне с ледяной водой, еще луч­ше—в проруби.

В качестве профилактического средства баня восстанавливает фи­зиологические функции, дает релакса­ционный (расслабляющий) эффект, усиливает механизмы антистресса, тренирует терморегуляционные функ­ции, улучшает психоэмоциональный фон, усиливает иммунитет.

В качестве лечебного средства баня показана при склонности к хрони­ческим простудным заболеваниям, при хронических неспецифических заболе­ваниях дыхательных путей, вегетатив­ных и психосоматических дисфункциях, вегетативных расстройствах сер­дечно-сосудистой системы, гипотонии и транзиторной стадии гипертоничес­кой болезни, хронических расстрой­ствах деятельности желудочно-кишеч­ного тракта, нарушении жирового обмена (ожирении), при хронических заболеваниях кожи, хронических забо­леваниях о-двигательного аппа­рата.

Но чем-то вроде панацеи парилка становится при одном очень важном условии: достаточно длительном поль­зовании ею один раз в неделю.

Максимальное прогревание тела в парной (до ⅔ тепла) достигается за счет тепла, получаемого от раскален­ных стен, потолка и пола и лишь 1/3 тепла тело получает за счет обогрева горячим воздухом.

Известны два терморегуляционных центра: передний и задний. Первый чувствителен к повышению темпера­туры циркулирующей крови. При необ­ходимости включаются механизмы, расширяющие сосуды кожи, и начи­нается выделение пота.

Задний центр реагирует на сниже­ние температуры. Он активизируется при Холодовых раздражениях: сужа­ются сосуды, снижается секреция пота, возникают озноб и мышечная дрожь, активизируется химическая терморегуляция. Вот почему «Детка» Порфирия Иванова рекомендует обли­ваться холодной водой, начиная с затылка. Замечу попутно, что, по моему наблюдению, боль в лобной части головы говорит о повышенном давлении (сосуды надо расширить), а боль в затылке — о пониженном.

В холодной воде бассейна приток крови для обменных процессов на 100 граммов тканей составляет 2,0 мл/мин. При высокой температуре парилки кровоток в верхних конечностях дости­гает 60, а в кончиках пальцев — 150 мл/мин, то есть увеличивается при­мерно в 70 раз.

Абсолютные значения потоотделе­ния индивидуальны и колеблются в пределах 200—2100 мл в течение двух часов пребывания в сауне.

Мой собственный опыт несколько специфичен. Я, например, не исполь­зую такое традиционно считающееся прекрасным средство как парной веник. Во-первых, хлестание веником, на мой взгляд, противоречит основному назначению бани — расслабле­нию. Во-вторых, даже сильные удары веником воздействуют в основном на поверхностный слой кожи (эпидермис), не достигая 5 мм глубины.

Прогрев же и последующее морже­вание в ледяной воде пронизывает всю «оболочку» тела на глубину 3—4 см. В «ядро» выталкивается до 50% (!) крови. Почувствуйте разницу. Умо­риться малоэффективным хлестанием или термоем воспариться над Землей?

Преувеличения здесь нет. Есть секрет. Он в том, что существующие рекомендации предписывают трехсту­пенчатую процедуру: прогрев — охла­ждение — отдых. Попробуйте мою двухступенчатую схему: прогрев — охлаждение — прогрев — охлажде­ние…

В моей схеме есть важный момент— «граница удовольствия». В примене­нии к парилке это выглядит следу­ющим образом. Поднявшись на полку, где вы можете терпеть жар, расслабь­тесь и прислушайтесь к организму. В течение 10—20 секунд происходит привыкание. Станет приятно. Погрузи­лись в воспоминания… Пляж, солнце в зените, золотистый песок, шоколад­ный загар, красивые тела… Вы еще не реагируете на духоту: это — «граница удовольствия». Если ее переступить, могут возникнуть неприятные ощуще­ния. Станет душно, появится тошнота, головокружение… Значит, вы не отреа­гировали на «границу удовольствия».

Но даже в этом случае вам следует не отдыхать, а плюхнуться в холодную воду. Вы почувствуете ее спаситель­ное действие. Здесь «границу удоволь­ствия» также находят через первое терпение. Ведь холодная вода обжи­гает. Думайте в это время, что это полезно (и не в коем случае: «Забо­лею?»).

Неожиданно вы обнаружите, что притерпелись. Вода — не холодная, не горячая, скорее — никакая. Вам прият­но. Это есть фаза адаптации. В таком состоянии вы ждете, когда «граница удовольствия» сменится «неудоволь­ствием». Это, как и в парилке, обнару­жится по безразличию, за которым последуют признаки «второго» холо­да. Для ступней и кистей вода вновь станет холодной. Скорее выходите!

Двухступенчатая схема из семи-десяти прогревов — охлаждений у меня сложилась следующая:

8 мин — парилка, 1 мин — ледяная вода. 1 мин уходит на путь из парилки в бассейн и обратно. На один контраст­ный цикл уходит 10 мин. Следователь­но, вся банная процедура умещается в 1,5—2 часа.

Опыт пребывания на родине сауны в течение полутора месяцев показал, что финны были тоже удивлены таким графиком. Им казалось, что для бес­прерывного циркулирования «парил­ка — бассейн — парилка» в течение полутора часов нужно иметь особо крепкое сердце. Вот что значит пред­рассудок классической схемы: «па­рилка — бассейн — отдых — парилка».

Дело в том, что во время отдыха сосуды постепенно возвращаются к среднему диаметру, сглаживая резкие переходы от сверхрасширения к сверх­сжатию. А как раз резкие расшире­ния — сжатияДпарилка — бассейн) со­судов являются физиологическим (кратковременным) стрессом. Такой стресс, действующий в течение секунд, приносит максимальный лечебный и профилактический эффект (открытие ростовчан Гаркави Л. X., Квакиной Е. Ю., Уколовой М. А. «Адаптационные реакции и резистентность организма»).

Сердце, ради которого устраи­вается отдых, при термое ока­зывается вообще «вне ы». До него не успевает добраться жара парилки (после ледяной воды) и ледяной холод (после горячей парилки).

Но и это еще не все. Облегчив термоем работу сердца, мы макси­мально усиливаем работу иммунной системы через кору надпочечников. Они ритмично впрыскивают в кровь адреналин (в парилке) и норадреналин (в бассейне).

А ведь каждая порция катехолами­нов «окрыляет» организм (это — гормоны «удовольствия»)… После третьего-четвертого цикла появляется невесомость и безотчетный оптимизм. Вот вам и весь секрет.

Что касается пределов перегрева, то они находятся в зоне +150— +160° С. При этом три условия без­опасности.

Первое — сухой пар. Второе — не шелохнуться. Иначе запахнет пале­ным. Третье — опасность сухих режи­мов. Ограничение жидкости может вызвать задержку шлаков в организ­ме, способствовать образованию кам­ней в почках и усилить тромбообразование.

Не следует допускать и переохла­ждения (за «границей удовольствия») до появления мышечной дрожи. Последняя свидетельствует о начале снижения температуры «ядра» тела ниже допустимых пределов.

Опасности бани. Чаще всего они связаны с обморочным состоянием, ожогами и тепловым ударом.

Обморок случается с людьми, склонными к гипотонии. Симптомы: го­ловокружение, дурнота, тошнота, ощу­щение удушья, стеснения в ной клет­ке, нехватка воздуха, бледность лица, слабость, нарушение координации, изменение зрительных и слуховых реакций. Длится 1—5 мин, реже до 10 мин. Пульс редкий, слабый; дыхание редкое, поверхностное; зрачки суже­ны, артериальное давление снижено. Помощь: пострадавшего нужно поло­жить в прохладном месте, не поднимая головы; обеспечить приток свежего воздуха; дать понюхать нашатырного спирта; растереть руки и ноги спиртом.

wbc2t/


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/247034.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM