27 окт, 12:50
"Скоро все изменится". Так назвал свою статью на openspace россиянин Георгий Урушадзе, генеральный директор «Группы культурных проектов». Он прогнозирует дальнейшую судьбу оков книжного рынка в период мировой революции в издательской сфере.
Георгий Урушадзе, генеральный директор «Группы культурных проектов», на openspace:
"Пару слов о личном. В прошлом году я совершил в своей жизни научно-техническую революцию: перешел на букридер. Трудно было первые три часа: смена страниц в букридере происходит через черное поле, к этому надо привыкнуть. Зато в остальном — одни плюсы: в сто грамм веса помещается примерно этаж ой библиотеки, синхронизация проста, можно менять размер шрифтов, к тому же без подзарядки мой украинско-тайваньский Pocketbook 301 работает больше месяца. Он был выбран по совету специалиста за неприхотливость и форматную всеядность. Теперь читать обычную книгу мне труднее, чем электронную. Из своих 37 лет я провел в обнимку с бумагами 32. И это время закончилось.
В ближайшие годы (пять лет? да ладно, гораздо быстрее) электронная книга дойдет практически до каждого активного читателя. Причины тому — сугубо экономические: цена на бумажную книгу будет и дальше расти, и за ней еще надо куда-то идти/ехать/лететь (или ждать курьера/посылки/оказии). Электронный же текст доступен либо бесплатно, либо по цене в несколько раз меньше — причем мгновенно, в любой точке мира.
Электронными книгами стал торговать классический книжный магазин «Москва»; Калифорния мечтает снабдить каждого студента букридером с положенным учебным контентом, Тайвань и Украина собираются внедрить букридеры в школы, Медведев букридером читает Ключевского, ина Литературной академии «Большой книги» изучает тексты с экрана, а простым читателям книги финалистов этой премии доступны в электронном виде — бывает, что даже и за полгода до выхода в печатный свет.
У мировой революции три составные части
Во-первых, сами букридеры. Уже в этом году их будет продано два с иной миллиона. Скорее всего, через два года ридеры станут цветными, многозадачными, обретут возможность выходить в интернет, — а кроме того, появятся текстовые редакторы, словари, ы и динамики (у Amazon Kindle они уже есть, и он умеет читать голосом — правда, пока только по-английски). Стоить эти чудеса будут не дороже двухсот долларов. Гурманам предложат iPad за четыреста. Где-то букридеры будут раздавать бесплатно — только подпишись на контент. В общем, у нас будет всего одна книга, как у милиционера из анекдота, — и нам будет достаточно.
Вторая составная часть — магазины цифрового контента. С этим в России пока не очень, продавцы (неслыханное дело) в дефиците, но с каждым месяцем количество приличных лавок будет расти.
Третья часть — новое законодательство. Пока его нет, российские законы никак не регулируют ситуацию. Но скоро будут: это письмо Госдумой изучено и отдано в работу. В результате каждая районная библиотека сможет стать цифровой.
Вождь этой мировой революции, как уже было сказано, — кошелек: в том же магазине «Москва» роман Дины Рубиной стоит 280 рублей на бумаге и 30 рублей 11 копеек без нее. Эти 30 рублей 11 копеек и есть цена книги «нетто». Электронная форма позволяет отбросить ненужное и дорогое «брутто»: традиционная книга выгодна изготовителям бумаги , типографу, кладовщику, арендодателю. И, как видим, невыгодна нам.
Чем это все грозит автору?
Отпускная цена одного экземпляра «средней» книги в России — 80 рублей (это уже потом цепочка дистрибьюторов доводит дело финальных 300). Однако именно с 80 рублей автор получает свои отчисления, 7-15% (5-12 рублей), причем часто с большими задержками. С цены продажи электронного экземпляра автор может получить 25-50% (7,5-15 рублей) с перечислением раз в месяц или квартал (собственно, почему бы и не раз в неделю?). При этом тиражи традиционной книги который год падают, и конца этому не видно.
Получается, что автору электронные книги тоже выгоднее.
Золотое дно для контента
Для дистрибьюторов контента откроется еще одно золотое дно. Продавцы будут зарабатывать даже на текстах, являющихся общественным достоянием, public domain — т.е. распространяемых бесплатно. Например, можно готовить расширенные издания русской классики, вставляя туда кулинарные рецепты пушкинских времен и адреса ближайших бальных классов (для того чтобы все это хорошо работало, нужно только снабдить букридер приемником GPS, не большая проблема по нынешним временам). Еще один более или менее очевидный пример — автоматически обновляемые путеводители с рейтингом окрестных забегаловок и гостиниц.
Как бороться с ством?
Самой сложной проблемой обычно называют ство. На самом деле проблема не так страшна, как ее рисуют осваиватели соответствующих бюджетов. Да, сегодня соотношение 80% на 20% в пользу распространителей контрафакта. Каждый пятый читатель, однако, готов платить. Несколько лет назад одно из агентств, занимающихся продажей электронных текстов, торговало книгами известного писателя, кстати говоря, противника копирайта. Его тексты были в каждой интернет-библиотеке, включая и совсем мусорные, однако покупателей оказалось достаточно. Потому что форматы подходящие, процесс оплаты прост, тексты вычитаны и исправлены. Музыке и фильмам хуже — легальные и нелегальные одинаковы.
Те, кому охота бороться за оставшиеся 80%, придумывают свой формат или создают ьную библиотеку без возможности скачивать тексты.
Что произойдет с издательствами
Что же произойдет с традиционными издательствами, книжными магазинами и другими пережитками прошлого? Их, скорее всего, ждет судьба всех прочих пережитков.
Основных сценариев — два, оба на пользу автору и потребителю.
Первый: традиционные издательства превращаются в электронные. Собственно, многие уже создали если не свои магазины, то департаменты по продаже прав на электронные издания, а у крупнейшего издательства Random House электронные продажи за год успели вырасти на 400%.
Издательство по-прежнему будет отбирать из входящего потока тексты, редактировать их, оформлять, корректировать, делать серии и продвигать свою продукцию. В жизни издательства ничего не меняется, только не нужно тратиться на склады и логистику, а в коридорах больше не пахнет типографской краской (последнюю проблему помогут решить парфюмеры). Тексты будут доступны через множество библиотек, через ящички с WiFi на улицах, в кафе и апортах. Книжные магазины станут редкостью, сосредоточатся (в Москве) где-нибудь в районе ГУМа и Третьяковского проезда. В этих бутиках будут продаваться художественные альбомы и бумажные версии электронных книг — в качестве дорогого подарка.
Второй: очень многие издательства закроются. Действительно, добавить свой текст в цифровую библиотеку может и сам автор. Получается гораздо быстрее, не надо ждать тиража в типографии и очереди в издательстве. Книгу, конечно, нужно отредактировать, оформить, сверстать, вычитать (а может, и перевести), но такие услуги на рынке уже доступны: например, проект «Открытая литература» не только профессионально оценивает тексты (за счет автора), но и предоставляет ему все мыслимые на книжном рынке сервисы, включая рекламные.
Собственно, электронным издателем, т.е. правообладателем и/или держателем площадки-«библиотеки» может стать каждый: университет, авиакомпания, ресторан, интернет-магазин, телекомпания или турфирма. Дальше все будет как всегда: конция, ценовые войны, слияния и поглощения, выход на IPO. По этому сценарию единственный шанс для издательств — перейти в подчиненное положение, стать подрядчиками у автора. Автор наконец побудет королем (если, конечно, его книгу станут покупать). Такой расклад резко увеличит количество книг на рынке — по разным оценкам, никак не меньше, чем в десять раз. То есть в год будет появляться миллион новых названий книг — профессиональных или сделанных как профессиональные.
Этот же сценарий — мечта для литературных премий, юристов и толстых журналов. В миллионе титулов нужно как-то ориентироваться, и читатели станут платить (не прямо, так опосредованно) за экспертизу. Толстые журналы смогут стать электронными издательствами, литературными агентствами, экспертными бюро «в одном флаконе». И правильно: от их бумажного производства один убыток. С юристами тоже понятно — чем больше ов, тем больше востребованы их услуги.
Прогноз: объем российского рынка электронных текстов
Официальный тираж средней книги в России, по данным Российской книжной палаты, — 5692 экземпляра. Допустим, каждую электронную книгу купят 5 тысяч человек, каждый из которых отдаст 30 рублей (купят ли? конечно, конция будет больше, но и доступность книг резко повысится — хотя бы за счет покупателей в регионах, которые сейчас обделены возможностью беспрепятственно покупать малотиражные или специальные издания). Объем российского рынка электронных текстов составит в таком случае около 5 миллиардов долларов.
Это в три раза больше сегодняшнего книжного рынка, включая не только издательский, но и книготорговый бизнес. Есть о чем задуматься — и издателям, и авторам, и читателям.
По информации: openspace
Инф. delo
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/239253.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM