25 мар, 12:00
Землетрясение мощностью 9,0 баллов по шкале Рихтера в сопровождении цунами тряхнуло не только Японию, но и ее экономику. Эхо стихии будет звучать пять лет, сотрясая глобальные рынки ценных бумаг и сырья и оставляя свой отпечаток на международной торговле.
"Землетрясение — это худшее из того, что могло случиться в Японии в это непростое время", — сказал известный экономист Нуриэль Рубини. Действительно, после затяжного финансового кризиса еще один кризис, на этот раз природного происхождения — слишком большая нагрузка на экономику Страны восходящего солнца.
4,3 тыс. погибших, 344 тыс. человек без жилья, еще больше — без тепла, света и еды, разрушенная инфраструктура, остановленная работа крупнейших предприятий — катаклизм поставил временную паузу в развитии японской экономики. От всего этого быстро она не оправится. Лишь на «косметический ремонт» потребуется как минимум полгода. На полное же восстановление, по оценкам Всемирного банка, необходимо пять лет и $180 млрд. Все это время эхо землетрясения будет ощущаться не только в экономике самой Японии, но и на международных финансовых и сырьевых рынках.
Удар с отдачей
На пострадавшие северо-восточные регионы приходится 6-8% населения и ВВП страны. Там сосредоточены энергетические предприятия, а также множество заводов, обеспечивающих японский экспорт — по производству автомобилей и электроники. Масла в огонь разрушений, причиненных землетрясением и цунами, подливают нарушения поставок электроэнергии. «Около 10% электрогенерирующих мощностей (как ядерных, так и угольных) будут отключены на протяжении нескольких месяцев, пока не активизируются нефтяные и газовые электростанции», — отмечает Нариман Бахравеш, старший экономист IHS Global Insight. При нехватке электроэнергии часть местных промышленных предприятий, в частности уже закрытых сталелитейных и автомобильных, не сможет быстро запустить производство в прежних и, тем более, больших объемах. Отражением этих проблем стал индекс Nikkei, обвалившийся на 11,4% за 11-16 марта.
Впрочем, по оценкам экспертов, за недолгим спадом промышленного производства и, следовательно, экономики, который статистика отразит по итогам первого квартала, с мая последует значительный рост. «Условия работы частного сектора нормализуются во втором квартале, когда фирмы начнут восстанавливать поврежденные производственные мощности, — полагает Дэн Раян, глава исследовательского департамента IHS Global Insight по Азии и Тихоокеанскому региону. — Большинство этих расходов будут профинансированы за счет страховых выплат, а также за счет крупных частных сбережений, многие из которых японцы хранят наличными». В целом, по расчетам IHS Global Insight, прогнозы темпов роста ВВП Японии на 2011 год стоит уменьшить на 0,2-0,5%, а на следующий год повысить на 0,2-0,5%. Правда, если проблемы с атомными станциями обернутся полноценным энергетическим кризисом для страны, ее экономика в этом году просядет гораздо глубже.
В любом случае это мало отразится на мировой экономике. Единственным каналом влияния на окружающий мир будут торговые потоки, которые очень слабо связывают Японию с западными государствами. По итогам 2010 года в США экспорт товаров в Японию составил всего 0,4% ВВП, а импорт — 0,8%. В европейских странах эти цифры еще более незначительны. Единственный регион, который вплотную зависит от торговли с Японией, это Азия. На него приходится 54% японского экспорта и оттуда поступает 45% японского импорта. В частности, значительно зависят от импорта продукции из Японии Южная Корея, Тайвань и Таиланд. Наибольшее влияние катаклизм в Японии будет иметь на Китай, вторую крупнейшую экономику в мире. Китай экспортирует в Японию немного — лишь 2% ВВП, но импортирует почти вдвое больше — 3,4% ВВП, по большей части — комплектующие для сборки, в особенности электроники. Таким образом, сокращение производства экспортируемых комплектующих в Японии может негативно сказаться на работе предприятий, занимающихся их сборкой в Китае. В итоге это может косвенно вызвать небольшое замедление роста китайского ВВП и, следовательно, мировой экономики. Впрочем, в целом влияние катаклизма в Японии на мировую экономику, в том числе посредством КНР, едва ли превысит 0,1-0,2% уменьшения ВВП в нынешнем году.
Свежие статьи раздела
Дорогостоящее удовольствие
Вместе с тем Япония может столкнуться и с долговым кризисом. Восстановление всего, что было разрушено землетрясением и гигантской океанской волной, обойдется японскому правительству недешево. По словам генсекретаря правительства Юкио Эдано, правительство намерено использовать для финансирования восстановительных работ резервный фонд в 200 млрд. иен ($2,4 млрд., или 0,04% ВВП страны), предусмотренный в бюджете на 2010 фискальный год, который заканчивается 31 марта. Еще 1,1 трлн. иен (0,2% ВВП) заложено в резервный фонд в бюджете на 2011 год. Однако этого будет явно недостаточно. «Дополнительные бюджеты для финансирования восстановительных работ увеличат доступные бюджетные ресурсы, — говорит Рэндалл Джонс, старший экономист ОЭСР. — Например, после землетрясения в Кобе (землетрясение в Японии в 1995 году силой в 7,3 балла по шкале Рихтера. — Ред.) правительство потратило 5 трлн. иен (1% тогдашнего ВВП) через три дополнительных бюджета». Поскольку нынешнее землетрясение из-за цунами было разрушительнее, чем землетрясение 1995 года, устранение его последствий обойдется еще дороже. По предварительным оценкам Всемирного банка — в $180 млрд. (3% ВВП). Но возможности правительства заимствовать средства ограничены. Госдолг Японии и так уже достигает 200% ВВП страны, и его наращивание может поставить под вопрос платежеспособность государства.
Базовые потребности
Катастрофа в Японии нанесла сокрушительный удар и по рынкам сырья. Прежде всего землетрясение всколыхнуло рынок энергоносителей. С одной стороны, приостановка многочисленных предприятий в стране привела к снижению спроса на энергию в целом, а закрытие нефтеперерабатывающих заводов в бедствующих регионах — на нефть в частности. Так, крупнейшая японская нефтеперерабатывающая компания JX Nippon Oil & Energy Corp. закрыла три НПЗ, чья суммарная ежедневная выработка достигает около 600 тыс. баррелей. Еще 220 тыс. баррелей в день потеряла Япония из-за возгорания НПЗ, принадлежащего Cosmo Oil. Но с другой стороны, остановка 11 атомных реакторов в стране усилила спрос на остальные источники энергии помимо АЭС — как на традиционные нефть и газ, так и на альтернативные. Поэтому снижение цен на нефть (с 10 по 15 марта неочищенная нефть марки Brent подешевела почти на 6%) продлилось недолго. Уже с 16 марта она снова начала дорожать, и уже этот тренд эксперты считают более устойчивым. По мере того как японские предприятия будут восстанавливать работу, спрос на энергоносители будет расти ускоренными темпами, подгоняя рост цен выше прежнего. Если восстановление японских НПЗ займет больше времени, «на помощь придет заграница». «Потребность страны в продуктах нефтепереработки может быть восполнена за счет импорта, — отмечает начальник аналитического департамента BG Capital Владимир Нестеренко. — А значит, спрос на сырье со стороны перерабатывающих заводов за пределами Японии будет увеличиваться». В результате Goldman Sachs повысил прогноз цены на нефть Brent на второй квартал на $4,5 — до $105 за баррель, Bank of America-Merrill Lynch — с $86 до $122 за баррель. Но в среднем по году нефть будет стоить, по расчетам Merrill Lynch, $108 за баррель. В выыше от этого окажутся, конечно, страны-экспортеры «черного золота». В том числе те, которые смогут удовлетворить будущие повышенные потребности страны в этом сырье.
В стороне от этих тенденций не остался и рынок газа, который отреагировал на будущий спрос быстрее, чем рынок нефти. В Великобритании контракты на поставки голубого топлива следующей зимой подорожали на 7,4% — до 74 пенсов за терм, максимума с ноября 2008 года. В Нью-Йорке апрельские форварды на газ поднялись в цене на 3,8% — до $4,037 млн. БТЕ. И это только начало. Япония является крупнейшим импортером сжиженного природного газа (СПГ) — по итогам 2009 года на нее приходилось 35% мирового импорта этого энергоносителя. Поиск альтернативных источников энергии взамен атомной будет способствовать еще большему потреблению газа в этой стране. Если атомные реакторы так и будут бездействовать долгое время, то, по расчетам Societe Generale SA, спрос Японии на СПГ увеличится на 5 млрд. кубометров в этом году и затем будет расти на 2 млрд. кубометров ежегодно начиная с 2012-го. Это спровоцирует рост цен на СПГ на 8,9% — до 49 п/т в этом году и до 50 п/т в следующем. Удовлетворить растущий спрос и заработать на дорожающем газе уже вызвались Катар, крупнейший экспортер сжиженного газа в мире, Индонезия, а также российская компания Sakhalin Energy, оператор проекта «Сахалин-2».
Менее чувствительным к землетрясению в Японии пока показал себя рынок металлов. На протяжении последнего месяца на этом рынке наблюдалась существенная коррекция, которую события в Стране восходящего солнца не смогли остановить. Больше всего — на 16% — подешевел никель, на 12% — цинк, на 11% — медь, на 5% — алюминий. Падала в цене и сталь. Но ликвидация последствий катастрофы, по экспертным прогнозам, обратит эту тенденцию в обратном направлении, по крайней мере, для никеля и стали. «Япония является крупнейшим нетто-экспортером стальной продукции в мире, поэтому даже незначительное изменение в объемах производства может привести к росту цен», — объясняет динамику рынка Владимир Нестеренко. По оценкам аналитиков Deutsche Bank, сокращение производства коснется, по крайней мере в краткосрочной перспективе, около 40% производства стали в Японии, включая такие крупнейшие стальные заводы, как Muroran (Nippon Steel, мощность 1,5 млн. тонн), Kimitsu (Nippon Steel, 10,6 млн. тонн), Chiba (JFE, 6,8 млн. тонн), Keihin (JFE, 4,1 млн. тонн), Kashima (Sumitomo Metal, 10,5 млн. тонн). Между тем спрос на сталь увеличится еще больше, когда начнутся восстановительные работы. Но возникший дефицит смогут восполнить зарубежные металлургические предприятия, в частности из Китая и Южной Кореи. Например, компания Laiwu Iron & Steel, один из немногих китайских производителей, изготавливающий стальную продукцию по японскому строительному стандарту JIS, уже объявила, что намерена увеличить поставки в Японию. В то же время заработать на этом смогут и украинские компании, если увеличат продажу отечественного проката в страны, где раньше спрос на сталь удовлетворяла Япония: в Индонезию, Филиппины, Малайзию, Таиланд и Вьетнам. По оценкам BG Capital, Украина способна поставить туда не менее 1,2-1,5 млн. тонн стали, причем дополнительно к прогнозируемым 3,8 млн. тонн в 2011 году.
Японские ценности
Среди мировых несырьевых рынков самое сильное эхо землетрясения в Японии ощутят рынки автомобилей и электроники. Ведь часть автозаводов была сосредоточена именно в северных регионах страны, на которые обрушилось бедствие. Остальные же столкнулись с нехваткой комплектующих для сбора авто или были вынуждены провести профилактический осмотр. В результате компания Toyota Motor Co сократила производство на 40 тыс. авто, остановив его до 16 марта. До 20 марта закрыла свои японские заводы компания Honda, урезав производство на 16 тыс. авто. На шести сборочных заводах до 16-18 марта прекратила работу компания Nissan. До 16 марта свои предприятия закрыли компании Suzuki, Mazda, столкнувшаяся с дефицитом комплектующих Fuji Heavy (производитель Subaru), чьи заводские здания и оборудование были повреждены стихией, и Mitsubishi. Когда заводы будут запущены снова, зависит от поставок комплектующих и электроэнергии. «Большинство автопроизводителей Японии следуют принципу синхронной работы производства и поставок компонентов, систем и модулей, — рассказывает Тим Уркухарт, аналитик IHS iSuppli. — Но землетрясение и цунами нарушили систему снабжения. Поэтому компании не смогут возобновить сборку автомобилей, пока поставщики не восстановят поставки комплектующих. Но возможности поставщиков восстановить свое производство, в свою очередь, зависят от многих факторов, включая серьезность повреждений на их предприятиях и поставки сырья».
Остановка производства дорого обходится автопроизводителям. По оценкам Goldman Sachs, один день простоя стоит компании Toyota 6 млрд. иен ($73,3 млн.), а компаниям Honda и Nissan — по 2 млрд. иен. Впрочем, по мнению экспертов, проблемы с поставками обернутся не потерей продаж, а лишь их отсрочкой. Представители же японских автокомпаний и вовсе утверждают, что никаких перебоев с поставками не будет. По словам Владимира Иванова, главы пресс-службы Nissan Motor Ukraine, у Nissan Corp., как и у остальных японских автокомпаний, производство хорошо диверсифицировано. Например, Suzuki имеет сборочный завод в Венгрии, Honda — в Турции и Великобритании. Таким образом, предприятия, расположенные в Европе, смогут увеличить собственное производство, чтобы компенсировать остановку на японских заводах и сохранить объемы поставок на прежнем уровне.
Еще один задетый катаклизмом рынок — рынок электроники, на котором Япония является несомненным лидером. По оценкам IHS iSuppli, в 2010 году в стране производилось 13,9% всего электронного оборудования в мире, в том числе 16,5% всей потребительской электроники, 10,2% мощностей для обработки данных, 20,8% микрочипов. Большинство японских заводов, производящих эти товары, находятся в самой Японии. Катастрофа в стране, скорее всего, не нанесла прямого вреда производственным мощностям этой отрасли. Но она создаст проблемы с поставками комплектующих для производства данной продукции, в частности с поставками флэш-памяти NAND, которая используется в смартфонах, айпадах, айфонах и компьютерах, полупроводников DRAM, микроконтроллеров, LCD-панелей. Вместе с затруднениями с поставками самой продукции из Японии в ближайшие две недели это неминуемо приведет к росту цен на японскую электронику. Как полагает Дэйл Форд, старший аналитик IHS iSuppli, благодаря большим складским запасам это не будет ощущаться вплоть до конца марта или даже конца апреля, но затем подобный эффект сохранится до третьего квартала.
Таким образом, через внешнюю торговлю землетрясение в Японии докатится и до Украины. Для украинцев подтверждением бедствий в этой восточной стране станет подорожание смартфонов, планшетных компьютеров и других гаджетов японской комплектации. Автомобилисты, в свою очередь, столкнутся с подорожанием бензина и, возможно, престижных моделей японских автомобильных марок. А для всех остальных жителей Украины землетрясение обернется подорожанием газа и очередным витком инфляции на коммунальные услуги.
Елена Снежко
Инф. investgazeta
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/229112.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM