Чем Борис Ельцин запомнился россиянам

02 фев, 12:40

1 февраля исполнилось 80 лет со дня рождения Бориса Ельцина. Какие решения первого президента России больше всего повлияли на судьбу страны.

Первого февраля Борису Николаевичу Ельцину исполнилось бы восемьдесят лет. Чем дальше в прошлое уходит его эпоха, тем яснее становится исторический масштаб его фигуры.

В XX столетии распалось пять территориально интегрированных империй. Крах четырех из них — Австро-Венгрии, Германии, России, Турции — сопровождался либо гражданской войной, либо иностранной оккупацией, и лишь при распаде пятой — СССР — удалось избежать военно-политической и гуманитарной катастрофы. И в этом ключевая заслуга Ельцина. Во многом благодаря его способности принимать непопулярные решения и брать ответственность за их последствия на себя, умению улавливать настроения в обществе и достигать компромисса Россия в начале 1990-х годов избежала большой крови.

Президентство Ельцина было отмечено множеством решений, оказавших сильное влияние на последующее развитие страны.
Беловежские соглашения

За Беловежские соглашения Бориса Ельцина не ругал только ленивый. В 1999 году факт их подписания был выдвинут Государственной Думой в качестве одной из претензий при попытке импичмента президента. В действительности значение Беловежских соглашений преувеличивать не стоит: они юридически оформили факт распада государства. После провала путча в августе 1991 года союзные власти не контролировали границы страны, денежную, налоговую и судебную системы, не были в состоянии подавлять этнонациональные конфликты. Собравшиеся в Беловежской пуще президенты России, Украины и Белоруссии выступили в роли патологоанатомов, зафиксировавших смерть Советского Союза. Договор о создании СНГ уберег страну от развития событий по югославскому образцу: в дальнейшем военные столкновения происходили только внутри республик (Молдавия, Грузия, Таджикистан), но не между ними.
Запуск рыночных реформ

Одна из главных заслуг Бориса Ельцина состоит в том, что он инвестировал свой политический капитал в начало тяжелых, но необходимых стране экономических преобразований. Надо сказать, что изначально ы кабинета министров, сформированного в ноябре 1991 года (Гайдар, Чубайс, Авен, Шохин, Нечаев),  воспринимались как технократы, занимающиеся исключительно экономикой, за политическое прикрытие реформ отвечал Ельцин. И в этом была определенная логика: реформаторы были абсолютно чуждыми тогдашней политической элите — представителям директорского корпуса и выходцам из высшего слоя партийной номенклатуры, в связи с чем все преобразования могли проводиться исключительно благодаря поддержке президента.

Реформы начались с либерализации цен, которая внесла решающий вклад в разрешение кризиса продовольственного снабжения крупных городов. Технически эта мера была достаточно простой: например, для проведения приватизации требовалось несопоставимо больше административных и временных ресурсов. Однако с политической точки зрения освобождение цен было невероятно трудным шагом. После событий в Новочеркасске в 1962 году все представители советской элиты прекрасно понимали, что тот человек, который осуществит либерализацию цен, поставит на своей политической карьере крест. Именно поэтому вплоть до краха СССР розничные цены оставались фиксированными: даже в 1991 году, когда оптовые цены указом Горбачева были повышены более чем на 50%, розничные цены не были отпущены, что потребовало существенных дотаций из госбюджета, в котором и без того хватало дыр. Освободив цены, Ельцин и Гайдар не только заложили первый кирпичик рыночной экономики, но и разрушили одну из основ советского общественного договора.
«Расстрел» парламента

Оппоненты Бориса Ельцина часто упрекали его за применение силы в завершающей фазе конституционного кризиса 1992-1993 годов. Необходимо отметить, что ситуация не была безвыходной. У президента и парламента был шанс договориться. Соглашение о конституционной стабилизации, заключенное 12 декабря 1992 года президентом и Верховным Советом при посредничестве председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, открывало дорогу к мирному разрешению кризиса двоевластия. Верховный Совет получал отставку неугодного ему Егора Гайдара, взамен этого до 31 марта 1993 года президент и Верховный Совет должны были выработать либо совместный, либо два разных варианта будущей конституции, которые 11 апреля 1993 года должны быть вынесены на всенародный референдум. Однако, получив отставку Гайдара, Верховный Совет отказался выполнять свои обязательства по этому соглашению. 12 марта 1993 года Съезд принял постановление, в котором говорилось о приостановлении действия соглашения о конституционной стабилизации. Последующие события: референдум о доверии президенту, съезду народных депутатов и политике правительства; конституционное совещание лета 1993 года; намерение руководства Верховного Совета вопреки решению народа провести импичмент президента; указ президента Российской Федерации №1400 от 21 сентября 1993 года; попытка вооруженного захвата власти 3 октября; мобилизация сторонников президента в ночь с 3-го на 4 октября; события утра 4 октября у Белого дома — были следствием отказа от декабрьских (1992 года) соглашений.
Ввод войск в Чечню

В конце 1993 года российский политический класс оказался перед дилеммой: либо интенсифицировать преобразования, проведение которых было невозможно во время кризиса двоевластия, либо сделать передышку в реформах и дать обществу отдохнуть от политической нестабильности последних двух лет. Президент Ельцин, по сути осуществлявший этот выбор, сделал ставку на второй вариант. В результате экономические преобразования практически остановились (особенно после ухода из правительства министра финансов Бориса Федорова и вице-премьера Егора Гайдара), а на президента стали больше влиять антиреформаторские силы — секретарь Совета безопасности Олег Лобов, министр по делам национальностей Николай Егоров, начальник Главного управления охраны Михаил Барсуков, начальник Службы безопасности Александр Коржаков, первый заместитель председателя правительства Олег Сосковец. Как позже вспоминал Егор Гайдар, первые два убедили президента в том, что нужна маленькая победоносная война. По всей видимости, они даже не предполагали, чем обернется введение войск в Чечню. Пожалуй, это решение стало главной ошибкой первого президента России. Не будет преувеличением сказать, что основы многих проблем на Кавказе были заложены именно в декабре 1994 года.
Назначение Евгения Примакова на должность премьера

После дефолта в августе 1998 года Борис Ельцин практически полностью потерял политический ресурс, необходимый для завершения рыночных преобразований. Получив от Госдумы отказ утвердить Виктора Черномырдина в должности председателя правительства, Ельцин предложил парламенту кандидатуру Евгения Примакова, который в итоге и занял этот пост. Тем самым президент фактически передал власть умеренным левым. Несмотря на обоснованные опасения многих либералов-рыночников, правительство Примакова отказалось реализовывать коммунистические лозунги: не была проведена национализация, не был введен контроль над ценами, не была отменена свободная конвертация рубля. Более того, впервые за семь лет реформ страна зажила с бездефицитным бюджетом, в результате чего была наконец достигнута финансовая стабилизация. В итоге, как это ни странно, деятельность кабинета Евгения Примакова стала одним из крупнейших успехов реформаторского движения в посткоммунистической России.

Безусловно, Борис Ельцин не смог избежать ошибок, за которые дорого заплатили и он сам как политик, и страна в целом. Важно другое: уходя, он смог в них признаться перед гражданами и раскаяться. Удивительно, что Ельцин, пройдя огонь, воду и медные трубы, не потерял способности надеяться, сопереживать, сокрушаться о невыполненном. Применимы эти характеристики к тем, кто любой ценой желает остаться в Кремле и Белом доме после 2012 года?

По материалам: Forbes

Инф. delo


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/226324.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM